Меры принудительного взыскания налоговой задолженности

Все что нужно знать по теме: "Меры принудительного взыскания налоговой задолженности" с точки зрения профессионалов. Актуальность информации на 2023 год вы можете уточнить у дежурного специалиста.

Меры принудительного взыскания налоговой задолженности

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

В рамках круглого стола речь пойдет о Всероссийской диспансеризации взрослого населения и контроле за ее проведением; популяризации медосмотров и диспансеризации; всеобщей вакцинации и т.п.

Программа, разработана совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Поступил судебный приказ о взыскании задолженности (более 3000 руб.) по транспортному налогу и земельному налогу, а также пени за 2013-2014 годы.
Имеет ли право налоговая инспекция взыскивать налоги по истечении 5 лет?

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
Взыскание земельного и транспортного налогов с физических лиц возможно и по истечении 5 лет с окончания налогового периода.

Рекомендуем также ознакомиться с материалами:
— Энциклопедия решений. Взыскание задолженности по налогам (сборам, пеням, штрафам) с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем;
— Энциклопедия решений. Исполнение обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов;
— Энциклопедия решений. Удержание по исполнительным документам;
— Энциклопедия решений. Признание налоговым органом недоимки и задолженности по пеням и штрафам безнадежными к взысканию и их списание;
— Решение Железнодорожного районного суда г. Красноярска Красноярского края от 4 марта 2019 г. по делу N 2а-1546/2019;
— Решение Перевозского районного суда Нижегородской области от 15 июля 2019 г. по делу N 2а-127/2019.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор, член РСА, профессиональный бухгалтер Макаренко Елена

Ответ прошел контроль качества

26 августа 2019 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Источник: http://www.garant.ru/consult/nalog/1294104/

Энциклопедия решений. Взыскание налоговым органом недоимки, пеней, штрафов и процентов

Взыскание налоговым органом недоимки, пеней, штрафов и процентов

Взыскание является мерой принудительного характера. Применить ее налоговый орган вправе в случаях неуплаты или неполной уплаты налога, а также пеней, штрафов и процентов (п. 2, п. 6 ст. 45, п. 10 ст. 68, п. 23 ст. 176.1 НК РФ).

Взыскание налога — длящийся процесс. На первом этапе налоговым органом направляется налогоплательщику требование об уплате налога с предложением в установленный срок уплатить доначисленную сумму. На втором этапе налоговым органом применяются принудительные меры взыскания, предусмотренные ст.ст. 46 и 47 НК РФ (постановление Президиума ВАС РФ от 29.03.2005 N 13592/04).

Процедура взыскания налога начинается по истечении срока, отведенного налогоплательщику для добровольного погашения недоимки (задолженности), указанного в направленном ему требовании об уплате налога.

По общему правилу для проведения указанной процедуры достаточно только решения налогового органа. И только в случаях, установленных пп.пп. 1 — 4 п. 2 ст. 45 НК РФ, взыскание может быть осуществлено исключительно в судебном порядке.

Внимание

Судебный порядок взыскания недоимки предусмотрен и в случае неисполнения в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налогоплательщиком (плательщиком сборов) — физическим лицом , не являющимся индивидуальным предпринимателем (ст. 48 НК РФ).

Положения НК РФ предусматривают общую определенную очередность источников взыскания налога, которыми являются (ст.ст. 46-48 НК РФ):

1) денежные средства на счетах в банках, электронные денежные средства;

2) наличные денежные средства;

3) имущество, не участвующее непосредственно в производстве продукции (товаров) (ценные бумаги, валютные ценности, непроизводственные помещения, легковой автотранспорт, предметы дизайна служебных помещений)*(1);

4) готовая продукция (товары), иные материальные ценности*(1);

5) сырье и материалы, предназначенные для непосредственного участия в производстве, а также станки, оборудование, здания, сооружения и другие основные средства*(1);

6) имущество, переданное по договору во владение, в пользование или распоряжение другим лицам без перехода к ним права собственности на это имущество*(2);

7) другое имущество, за исключением предназначенного для повседневного личного пользования физическим лицом (в т.ч. являющимся ИП) или членами его семьи, определяемое в соответствии с законодательством РФ (ч. 1 ст. 79 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», п. 1 ст. 446 ГПК РФ).

Как следует из изложенного взыскание вначале производится за счет денежных средств налогоплательщика, и только при недостаточности или их отсутствии задолженность может быть взыскана за счет иного имущества налогоплательщика (п. 7 ст. 46, п. 1 ст. 47 НК РФ).

Внимание

Право налогового органа обратить взыскание на денежные средства налогоплательщика на банковских счетах в целях принудительного исполнения обязанности по уплате налогов (пеней, штрафов) возникает только в том случае, когда налоговый орган в порядке, установленном НК РФ, направил в адрес налогоплательщика требование, а налогоплательщик не исполнил его в установленные сроки. Если требование налогоплательщику направлено не было, неуплаченные суммы налогов (пеней, штрафов) за счет денежных средств на счетах налогоплательщика в банках в порядке, предусмотренном ст. 46 НК РФ, взысканы быть не могут.

Порядок взыскания налога зависит, в том числе, от субъекта налоговых правоотношений:

Взыскание налога производится по решению налогового органа во внесудебном порядке.

Взыскание (в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога) обращается на:

— денежные средства на счетах налогоплательщика (налогового агента) в банках и его электронные денежные средства;

— при их недостаточности — на имущество налогоплательщика, включая наличные денежные средства.

Физическое лицо, не являющееся индивидуальным предпринимателем

Взыскание налога производится в судебном порядке за счет имущества налогоплательщика (включая денежные средства на счетах в банках, электронные и наличные денежные средства) в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога.

Внимание

Исполнение обязанности по уплате пеней не может рассматриваться в отрыве от исполнения обязанности по уплате самого налога. В связи с этим пени могут взыскиваться только в случае своевременного принятия мер налоговым органом к принудительному взысканию суммы соответствующего налога. В этом случае начисление пеней осуществляется по день фактического погашения недоимки (п. 57 постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 57).

Правила взыскания, установленные НК РФ, распространяются как на налогоплательщиков, так и на плательщиков сборов, налоговых агентов и ответственного участника консолидированной группы налогоплательщиков (п. 8 ст. 45 НК РФ).

Читайте так же:  Уборка общедомовой территории нормативы

*(1) Касаемо организаций и индивидуальных предпринимателей.

*(2) При условии, что для обеспечения исполнения обязанности по уплате налога (сбора, пеней, штрафа) такие договоры расторгнуты или признаны недействительными в установленном порядке.

Источник: http://base.garant.ru/58077244/

Принудительное взыскание недоимки по налогам

Исчисление и уплата налоговых платежей являются важнейшей обязанностью любого субъекта предпринимательской деятельности. Своевременное исполнение указанной обязанности позволяет организации оптимизировать свою налоговую нагрузку, избежать дополнительных финансовых потерь в виде штрафных санкций. Однако довольно распространена ситуация, когда у организации в силу объективных причин возникает недоимка по налоговым платежам. При принудительном взыскании налоговыми органами указанной недоимки налогоплательщик может защитить свои интересы. Рассмотрим эти возможности.

Правовое регулирование

Бесспорный порядок взыскания недоимки

Моментом начала указанного процесса следует считать дату направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налогов. Требование представляет собой документ установленной формы, содержащий извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности ее уплатить в указанный срок (ст. 69 НК РФ). В требовании в том числе должна содержаться информация о:
— сумме задолженности по налогу;
— размере пеней, начисленных на момент направления требования;
— сроке уплаты налога, установленного законодательством о налогах и сборах (Указанный срок имеет большое процессуальное значение, так как он определяет срок принятия налоговым органом решения о взыскании недоимки, а также срок подачи налоговым органом заявления в суд о взыскании недоимки (ст. 46 НК РФ));
— сроке исполнения требования (Требование должно быть исполнено в течение 8 рабочих дней с момента его получения, если в нем не указан иной срок исполнения);
— мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком.

Взыскание недоимки за счет денежных средств налогоплательщика

Взыскание недоимки за счет иного имущества организации

Судебный порядок взыскания недоимки

Пример 1. Причина пропуска срока — большой объем работы и недостаток специалистов у налогового органа. Суд удовлетворил ходатайство налогового органа (Постановление ФАС Северо-Западного округа от 05.02.2009 N А13-3227/2008). Суд отказал в удовлетворении ходатайства налогового органа (Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 23.07.2008 N А19-15231/07-Ф02-3485/08).

Пример 2. Причина пропуска срока — проведение налоговым органом сверки расчетов с налогоплательщиком. Суд отказал в удовлетворении ходатайства налогового органа (Постановление ФАС Дальневосточного округа от 12.03.2009 N Ф03-717/2009).

Срок давности исполнения обязанности по уплате налогов

Пример 3. По результатам выездной налоговой проверки налоговым органом выявлена недоимка и принято решение о привлечении организации к ответственности. Указанное решение вступило в законную силу 31 января 2011 г. Требование направлено в адрес организации заказным письмом. Определим сроки совершения возможных действий налоговым органом, направленных на принудительное взыскание недоимки с организации (см. таблицу). Срок, определенный днями, исчисляется в рабочих днях, если он не установлен в календарных днях (ст. 6.1 НК РФ).

Срок, установленный
налоговым
законодательством

Дата
истечения
срока

Выставление требования об уплате
налога

Источник: http://www.pnalog.ru/material/prinuditelnoe-vzyskanie-nedoimki-nalogi

Меры принудительного взыскания налоговой задолженности

Законодательство РФ предоставляет налоговой службе право взыскивать долги по налогам в бесспорном, т. е. внесудебном, порядке.

По общему правилу, налоговые органы вправе взыскивать налоговые долги, в том числе штрафы, без обращения в суд независимо от размера санкций в порядке, установленном налоговым законодательством. Судебная процедура взыскания налогов применяется в специально установленных законом случаях:

· взыскание обращено на имущество гражданина, который не является индивидуальным предпринимателем;

· налоговый орган пропустил срок для принятия решения о бесспорном взыскании налога;

· взыскание происходит с бюджетной организации, которой открыт лицевой счет;

· налоговый орган изменил юридическую квалификацию сделки или поменялся статус и характер деятельности налогоплательщика;

· инспекторы взыскивают недоимки, числящиеся более трех месяцев за организациями, являющимися зависимыми обществами, с соответствующих основных предприятий в случаях, когда на счета последних в банках поступает выручка за реализуемые зависимыми обществами товары, и наоборот;

· возложение солидарной ответственности по уплате налогов, сборов на правопреемников предприятия при его реорганизации (разделении, выделении) в порядке, указанном в п. 7, 8 ст. 50 НК РФ;

· возложение субсидиарной ответственности по уплате налогов, пеней, сборов, штрафов на учредителей (участников) организации в случаях, указанных в п. 2 ст. 49 НК РФ, при условии, что субсидиарными должниками являются физические лица.

· Процедура принудительного взыскания задолженности начинается с того, что налоговая инспекция направляет «провинившейся» организации требование об уплате определенной суммы налога (пени), сбора или штрафа.

Согласно позиции ВАС РФ выставление требования об уплате налога является мерой принудительного характера.

Выставление налогового требования — обязательная стадия, которая должна предшествовать принятию руководителем налоговой инспекции решения о бесспорном взыскании налоговой недоимки (штрафа). Если проверяющие нарушили эту норму законодательства, т. е. не направили организации соответствующее требование, они утрачивают право бесспорно списать с ее счетов сумму налоговой задолженности.

Таким образом, если законом установлена судебная процедура взыскания налога, то в случае ненаправления требования налогоплательщику исковое заявление налогового органа будет оставлено без рассмотрения.

Требование об уплате налога может быть признано недействительным в судебном порядке. Недействительность выставленного требования влечет и недействительность решения налогового органа о бесспорном взыскании налога.

Статья 70 НК РФ устанавливает сроки, в которые инспекторам необходимо уложиться с направлением требования. Так, требование об уплате налога или штрафа проверяющие обязаны направить организации или коммерсанту не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки.

Если же контролеры обнаружили недоимку и вынесли решение о привлечении фирмы к ответственности по результатам налоговой проверки, требование рассчитаться с бюджетом должно быть направлено ими в течение 10 дней со дня вступления в силу соответствующего решения.

В результате анализа арбитражной практики можно прийти к выводу, что сам по себе факт направления требования за пределами установленных ст. 70 НК РФ сроков не влечет автоматически его недействительность.

Пропуск инспекторами установленного законодательством срока для направления налогоплательщику требования не является необходимым и достаточным условием признания недействительным требования об уплате налога, но надо учитывать, что пропуск этого срока не влияет на исчисление отведенного законом срока на принудительное взыскание налога и пеней.

Возможна ситуация, когда сумма налоговой задолженности фирмы или коммерсанта изменилась (например, инспекция пересчитала суммы налогов) уже после направления требования о расчете с бюджетом. В этом случае в соответствии с положениями п. 1 ст. 71 НК РФ проверяющие обязаны направить налогоплательщику уточненное требование. Заметим, что судебная практика не отличается единообразным подходом к тому, что следует считать изменением налоговой обязанности в терминах упомянутой статьи Кодекса6.

Читайте так же:  Все причины увольнения в игре не уволься

Если организация или предприниматель отказались исполнить выставленное требование о расчете с бюджетом по налоговым долгам, инспекторы получают возможность запустить процедуру принудительного взыскания задолженности.

Налоговый орган вправе не позднее двух месяцев после истечения срока для исполнения требования принять решение о бесспорном взыскании налога за счет денежных средств налогоплательщика, находящихся на счетах в банках (п. 3 ст. 46 НК РФ).

Этот способ является основным «оружием» в арсенале инспекторов для обеспечения принудительного взыскания налогов, сборов или штрафов. Решение о взыскании они должны довести до сведения налогоплательщика (налогового агента) — организации или индивидуального предпринимателя — в течение шести дней после его вынесения (абз. 2 п. 3 ст. 46 НК РФ).

Данное решение может быть обжаловано налогоплательщиком в судебном порядке. Суд вправе приостановить действие обжалуемого акта налогового органа по ходатайству организации до разрешения спора.

В процессе бесспорного взыскания налога за счет денежных средств компании налоговая инспекция вправе в порядке, установленном ст. 76 НК РФ, приостановить операции по счетам налогоплательщика. Данная мера является средством для обеспечения возможности принудительного взыскания налоговой задолженности. При этом контролеры не вправе производить взыскание налога за счет средств на срочном депозитном счете налогоплательщика (налогового агента), если срок действия депозитного договора не истек (абз. 4 п. 5 ст. 46 НК РФ).

Решение о взыскании, принятое после истечения срока, установленного п. 3 ст. 46 НК РФ, считается недействительным и не должно быть исполнено. Срок для принятия решения о бесспорном взыскании налога за счет денежных средств является пресекательным и не подлежит восстановлению.

Поэтому выставленное на счет налогоплательщика инкассовое поручение не подлежит исполнению, если налоговым органом нарушен 60-дневный срок, предусмотренный для бесспорного взыскания задолженности 7.

В последней ситуации контролеры смогут взыскать налог лишь в ходе судебной процедуры. Они вправе обратиться в арбитражный суд с соответствующим иском в течение шести месяцев после истечения срока для исполнения требования об уплате налога. Данный срок может быть восстановлен судом в случае его пропуска по уважительной причине. Налоговый орган обязан обосновать уважительность пропуска установленного срока для обращения в суд.

Основанием для перехода ко второму способу принудительного внесудебного взыскания задолженности перед бюджетом могут стать недостаточность денежных средств на счетах налогоплательщика для погашения налоговых обязательств или отсутствие у инспекторов информации о счетах должника (п. 7 ст. 46 НК РФ).

Налоговый орган вправе взыскать налог за счет другого имущества, в том числе за счет наличных денежных средств налогоплательщика (налогового агента) — организации или индивидуального предпринимателя — в соответствии с нормами ст. 47 НК РФ.

При этом действует специальный срок, установленный ст. 47 НК РФ. Так, налоговый орган вправе принять соответствующее решение в течение одного года после истечения срока, отведенного компании на исполнение требования.

В течение трех дней с момента вынесения такого решения налоговая инспекция принимает постановление о взыскании налога (пени), сбора или штрафа за счет имущества организации или предпринимателя, которое направляется судебному приставу для исполнения в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 02.10.2007г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», с учетом особенностей, прописанных в ст. 47 НК РФ.

В рассматриваемом случае обязанность компании по уплате налога считается исполненной с момента реализации ее имущества (за исключением, разумеется, наличных денег) и погашения задолженности за счет вырученных сумм (п. 6 ст. 47 НК РФ).

Видео (кликните для воспроизведения).

Налоговый орган вправе наложить арест на имущество организации в качестве средства обеспечения решения о взыскании налога (пени), сбора или штрафа. Такой арест может быть применен лишь к имуществу компании и только для обеспечения взыскания задолженности в порядке ст. 47 НК РФ. При этом необходима санкция прокурора. Арест имущества может быть как полным, так и частичным.

Согласно п. 1 ст. 77 НК РФ арест имущества возможен, если налоговая инспекция имеет достаточные основания полагать, что должник попытается скрыться сам или утаит свое имущество.

Важно обратить внимание на следующее обстоятельство. Согласно абз. 2 п. 2 ст. 7 Федерального закона от 26.10.2002г. «О несостоятельности (банкротстве)» (далее — Закон о банкротстве) налоговый орган приобретает право обратиться в суд с заявлением о банкротстве налогоплательщика в случае неисполнения им в течение 30 дней решения о взыскания задолженности перед бюджетом за счет имущества, принятого в порядке ст. 47 НК РФ.

Закон устанавливает четкую последовательность действий налоговой инспекции в процессе принудительного взыскания налога. Взыскание за счет имущества организации — дополнительный способ обеспечения расчета по ее обязательствам с бюджетом, прибегать к которому контролеры вправе лишь при отсутствии или недостаточности денег в банке налогоплательщика (налогового агента) или отсутствии информации о его счетах (п. 7 ст. 46 НК РФ).

Если налоговая инспекция пропустила двухмесячный срок, отведенный законодательством для принятия решения о бесспорном взыскании налога за счет денежных средств организации, она также утрачивает возможность вынести решение о взыскании налога за счет другого имущества налогоплательщика.

Таким образом, второй важный этап процедуры бесспорного взыскания — своевременное принятие налоговым органом решения о взыскании налога (пени), сбора или штрафа за счет денежных средств должника, находящихся на счетах в банке.

В этих целях налоговая инспекция направляет в банк поручение на перечисление налога в бюджет со счета организации, которое должно быть исполнено банком в очередности, установленной гражданским законодательством РФ (п. 4 ст. 46 НК РФ).

При этом закон не устанавливает последствия пропуска срока направления указанного поручения.

Источник: http://studbooks.net/1146994/pravo/poryadok_prinuditelnogo_vzyskaniya_nalogov

Принудительное взыскание налоговой задолженности

3 мая т. г. в Комитете государственных доходов МФ РК состоялся брифинг с участием руководителя Управления по работе с задолженностью Кульшиковой А. А. на тему «Законодательные изменения в 2018 году: принудительное взыскание налоговой задолженности».

В своем докладе Кульшикова А. А. привела краткие итоги деятельности по взысканию налоговой задолженности за 2017 год и первый квартал текущего года.

Читайте так же:  Штраф за курение в подъезде жилого дома

Так, за счет мер принудительного взыскания недоимки в 2017 году в бюджет поступило 360,1 млрд тенге, а в первом квартале текущего года — 94,0 млрд тенге.

Наибольший удельный вес в общем объеме недоимки на 1 апреля 2018 года занимают корпоративный подоходный налог — 41% и налог на добавленную стоимость — 35,6%.

В разрезе категорий должников на 1 апреля 2018 года наибольшие суммы недоимки приходятся на юридических лиц — 88 % от общей суммы недоимки, а в количественном выражении наибольшая часть неплательщиков (94% от общего количества должников) — физические лица.

Что касается нововведений в части взыскания налоговой задолженности, докладчик сообщила, что в новом Налоговом кодексе , вступившем в силу с 1 января 2018 года, порядок применения способов обеспечения исполнения невыполненного в срок налогового обязательства и мер принудительного взыскания налоговой задолженности существенных изменений не претерпел.

Так, в случае непогашения налоговой задолженности орган государственных доходов приостанавливает расходные операции по банковским счетам и кассе налогоплательщика, а также ограничивает налогоплательщика в распоряжении имуществом. Указанные способы обеспечения неисполненного налогового обязательства позволяют налогоплательщику самостоятельно погасить имеющуюся налоговую задолженность.

Далее, в случае непогашения налоговой задолженности орган государственных доходов в принудительном порядке последовательно взыскивает налоговую задолженность с банковских счетов налогоплательщика, со счетов его дебиторов, а также за счет реализации ограниченного в распоряжении имущества.

Вышеперечисленные способы и меры взыскания применяются к юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям и лицам, занимающимся частной практикой.

Вместе с тем, принципиальные изменения в новом Налоговом кодексе коснулись взыскания задолженности физических лиц.

Так, с 1 января 2018 года по предложению Верховного суда Республики Казахстан, учитывая бесспорность требований налоговых органов, исключено обращение налогового органа с заявлением в суд о вынесении судебного приказа или с иском о взыскании сумм налоговой задолженности за счет имущества данного налогоплательщика. При этом налогоплательщику направляется соответствующее уведомление, а в случае непогашения налоговой задолженности выносится налоговый приказ, который передается для принудительного исполнения судебному исполнителю.

С 1 января 2019 года применение способов и мер принудительного взыскания, как и все налоговое администрирование, будет осуществляться с применением системы управления рисками, в соответствии с которой в случае отнесения налогоплательщика к низкой степени риска способы и меры взыскания к нему применяться не будут, а в случае если налогоплательщик в соответствии с системой управления рисками будет отнесен к высокой степени риска, то способы и меры взыскания будут применяться безотлагательно.

Кроме того, в ходе брифинга было сообщено о новшествах, коснувшихся порядка изменения сроков исполнения налогового обязательства по уплате налогов (предоставление отсрочки или рассрочки по уплате налогов), которое производится под залог имущества налогоплательщика или третьего лица либо под гарантию банка.

Новым Налоговым кодексом увеличен период, на который могут быть изменены сроки уплаты налогов, до трех лет (ранее максимальный срок составлял двенадцать месяцев). В частности, на срок до трех лет можно получить рассрочку с поэтапной уплатой налогов равными долями, а отсрочку с единовременной уплатой налогов — на срок до шести месяцев.

Кроме того, в соответствии с новым Налоговым кодексом налогоплательщику может быть предоставлена отсрочка или рассрочка по уплате плат за пользование земельными участками, пользование водными ресурсами поверхностных источников, эмиссии в окружающую среду.

При этом обратиться с заявлением об изменении сроков исполнения налогового обязательства по уплате налогов и (или) плат можно при наличии одного из семи предусмотренных оснований (к примеру, если налогоплательщику причинен ущерб в результате стихийного бедствия, или в случае, если налогоплательщику доначислены налоги по акту проверки и он согласен с их результатами либо судом принято решение о применении в отношении должника процедуры урегулирования неплатежеспособности).

Наряду с этим, упрощена процедура предоставления отсрочки или рассрочки путем введения принципа «одного окна»: если ранее налогоплательщику необходимо было подавать заявление в областные департаменты государственных доходов, то с начала текущего года отсрочка или рассрочка будет предоставляться органом государственных доходов по месту нахождения налогоплательщика либо органом государственных доходов по месту уплаты налогов и (или) плат.

Если вы обнаружили ошибку или опечатку – выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите на ссылку сообщить об ошибке.

3 мая т. г. в Комитете государственных доходов МФ РК состоялся брифинг с участием руководителя Управления по работе с задолженностью Кульшиковой А. А. на тему «Законодательные изменения в 2018 году: принудительное взыскание налоговой задолженности».

В своем докладе Кульшикова А. А. привела краткие итоги деятельности по взысканию налоговой задолженности за 2017 год и первый квартал текущего года.

Так, за счет мер принудительного взыскания недоимки в 2017 году в бюджет поступило 360,1 млрд тенге, а в первом квартале текущего года — 94,0 млрд тенге.

Наибольший удельный вес в общем объеме недоимки на 1 апреля 2018 года занимают корпоративный подоходный налог — 41% и налог на добавленную стоимость — 35,6%.

В разрезе категорий должников на 1 апреля 2018 года наибольшие суммы недоимки приходятся на юридических лиц — 88 % от общей суммы недоимки, а в количественном выражении наибольшая часть неплательщиков (94% от общего количества должников) — физические лица.

Что касается нововведений в части взыскания налоговой задолженности, докладчик сообщила, что в новом Налоговом кодексе , вступившем в силу с 1 января 2018 года, порядок применения способов обеспечения исполнения невыполненного в срок налогового обязательства и мер принудительного взыскания налоговой задолженности существенных изменений не претерпел.

Так, в случае непогашения налоговой задолженности орган государственных доходов приостанавливает расходные операции по банковским счетам и кассе налогоплательщика, а также ограничивает налогоплательщика в распоряжении имуществом. Указанные способы обеспечения неисполненного налогового обязательства позволяют налогоплательщику самостоятельно погасить имеющуюся налоговую задолженность.

Далее, в случае непогашения налоговой задолженности орган государственных доходов в принудительном порядке последовательно взыскивает налоговую задолженность с банковских счетов налогоплательщика, со счетов его дебиторов, а также за счет реализации ограниченного в распоряжении имущества.

Вышеперечисленные способы и меры взыскания применяются к юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям и лицам, занимающимся частной практикой.

Вместе с тем, принципиальные изменения в новом Налоговом кодексе коснулись взыскания задолженности физических лиц.

Читайте так же:  Открытие частного детского сада: какие преимущества и недостатки?

Так, с 1 января 2018 года по предложению Верховного суда Республики Казахстан, учитывая бесспорность требований налоговых органов, исключено обращение налогового органа с заявлением в суд о вынесении судебного приказа или с иском о взыскании сумм налоговой задолженности за счет имущества данного налогоплательщика. При этом налогоплательщику направляется соответствующее уведомление, а в случае непогашения налоговой задолженности выносится налоговый приказ, который передается для принудительного исполнения судебному исполнителю.

С 1 января 2019 года применение способов и мер принудительного взыскания, как и все налоговое администрирование, будет осуществляться с применением системы управления рисками, в соответствии с которой в случае отнесения налогоплательщика к низкой степени риска способы и меры взыскания к нему применяться не будут, а в случае если налогоплательщик в соответствии с системой управления рисками будет отнесен к высокой степени риска, то способы и меры взыскания будут применяться безотлагательно.

Кроме того, в ходе брифинга было сообщено о новшествах, коснувшихся порядка изменения сроков исполнения налогового обязательства по уплате налогов (предоставление отсрочки или рассрочки по уплате налогов), которое производится под залог имущества налогоплательщика или третьего лица либо под гарантию банка.

Новым Налоговым кодексом увеличен период, на который могут быть изменены сроки уплаты налогов, до трех лет (ранее максимальный срок составлял двенадцать месяцев). В частности, на срок до трех лет можно получить рассрочку с поэтапной уплатой налогов равными долями, а отсрочку с единовременной уплатой налогов — на срок до шести месяцев.

Кроме того, в соответствии с новым Налоговым кодексом налогоплательщику может быть предоставлена отсрочка или рассрочка по уплате плат за пользование земельными участками, пользование водными ресурсами поверхностных источников, эмиссии в окружающую среду.

При этом обратиться с заявлением об изменении сроков исполнения налогового обязательства по уплате налогов и (или) плат можно при наличии одного из семи предусмотренных оснований (к примеру, если налогоплательщику причинен ущерб в результате стихийного бедствия, или в случае, если налогоплательщику доначислены налоги по акту проверки и он согласен с их результатами либо судом принято решение о применении в отношении должника процедуры урегулирования неплатежеспособности).

Наряду с этим, упрощена процедура предоставления отсрочки или рассрочки путем введения принципа «одного окна»: если ранее налогоплательщику необходимо было подавать заявление в областные департаменты государственных доходов, то с начала текущего года отсрочка или рассрочка будет предоставляться органом государственных доходов по месту нахождения налогоплательщика либо органом государственных доходов по месту уплаты налогов и (или) плат.

Источник: http://www.zakon.kz/4916758-prinuditelnoe-vzyskanie-nalogovoy.html

Понятие принудительного взыскания налогов и срок взыскания налога

Согласно пп. 1 п. 1 ст. 23 НК РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги. Обязанность по уплате налога должна быть исполнена налогоплательщиком самостоятельно, если иное не предусмотрено налоговым законодательством. Если указанная обязанность не выполнена в установленный срок налоговый орган вправе применить к данному налогоплательщику меры принудительного исполнения обязанности по уплате налога, предусмотренные ст. ст. 46, 47, 48 НК РФ, то есть реализовать так называемую процедуру принудительного (внесудебного) взыскания по решению налогового органа. Положениями п. 2 ст. 45, п. 3 ст. 46 НК РФ установлены случаи, когда принудительное взыскание налога должно производиться налоговыми органами в судебном порядке. Основанием для принудительного взыскания налога является соответствующее решение налогового органа о взыскании, принятое после истечения срока, установленного в требовании об уплате налога. Требование об уплате налога выставляется в том случае, если у налогоплательщика была выявлена недоимка.

Под принудительным взысканием следует понимать действия уполномоченного органа (налогового органа, суда), направленные на понуждение лица исполнить свои обязанности по уплате налога, пеней, штрафа. Представляется, что данный срок следует отличать от срока выставления требования об уплате недоимки, пеней, штрафа, поскольку последствием последнего может являться добровольная уплата соответствующих сумм. Кроме того, направление требования об уплате недоимки является мерой предварительного (досудебного) характера, поскольку реализовать принудительное взыскание возможно только при условии письменного извещения должника о сумме, подлежащей уплате. Однако безусловно, что срок направления требования и срок принудительного взыскания недоимки взаимосвязаны и применяются с целью обеспечения поступления соответствующего платежа в бюджет, поскольку в случае неисполнения требования в добровольном порядке срок на принудительное взыскание поглощает срок выставления требования.

Налоговое законодательство предусматривает право на принуждение к исполнению налоговой обязанности налоговым органом самостоятельно либо посредством обращения в суд.

Перечень случаев для обращения налогового органа в суд является закрытым. Данные положения применяются при взыскании не только налога, но и пеней, сборов и штрафов. Судебный порядок взыскания, применяется только в том случае, когда налоговый орган утратил право на бесспорный порядок взыскания недоимок в бюджет — когда решение о взыскании налоговым органом не было принято в течение двух месяцев после истечения срока, установленного в требовании об уплате налога.

К случаям принудительного взыскания налога в судебном порядке относятся, в частности:

— взыскание недоимки, числящейся более трех месяцев за организациями, являющимися зависимыми (дочерними) обществами, с соответствующих основных обществ, когда на счета последних в банках поступает выручка за реализуемые товары (работы, услуги) зависимых (дочерних) обществ;

— взыскание недоимки, числящейся более трех месяцев за организациями, являющимися основными обществами, с зависимых (дочерних) обществ, когда на их счета в банках поступает выручка за реализуемые товары (работы, услуги) основных обществ.

Меры принудительного взыскания не применяются в отношении налогоплательщиков (налоговых агентов), имеющих налоговую задолженность в размере менее трехкратного месячного расчетного показателя, установленного законом о республиканском бюджете на соответствующий финансовый год.

Принудительное взыскание налоговой задолженности производится в следующем порядке:

1. за счет денег, находящихся на банковских счетах;

2. со счетов дебиторов;

3. за счет реализации ограниченного в распоряжении имущества;

4. в виде принудительного выпуска объявленных акций.

Срок, в течение которого могут быть приняты меры принудительного взыскания недоимки, пеней, непосредственно в НК не указан, в связи с чем судебная практика исходит из системного толкования норм налогового законодательства и неоднозначна в его применении.

В некоторых случаях суд приходит к выводу, что срок взыскания обязательных платежей и пеней должен составлять три года со дня образования недоимки, является пресекательным и влечет отказ суда в удовлетворении требования налогового органа. Кассационные инстанции, системно толкуя ст. 23, 78, 87, 113 НК, ст. 196 ГК, п. 6 ст. 13 АПК, делают вывод о том, что давностный срок взыскания налоговых платежей объективно ограничивается тремя годами и в пределах этого разумного срока налоговые органы вправе осуществлять взыскание налога, сбора пеней. Истечение указанного срока является основанием к отказу в удовлетворении требований налогового органа во взыскании недоимки и соответствующих пеней.

Читайте так же:  Донорские дни в табеле учета рабочего времени

В других случаях суды ориентируются на толкование, данное Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 14 июля 2005 г. N 9-П, согласно п. 3.3 которого положение уже упомянутой ст. 87 НК, определяющее, что налоговой проверкой (как камеральной, так и выездной) могут быть охвачены только три календарных года деятельности налогоплательщика, плательщика сбора и налогового агента, непосредственно предшествовавшие году проведения проверки, корреспондирует пп. 8 п. 1 ст. 23 НК, в силу которого налогоплательщик обязан в течение четырех лет обеспечивать сохранность данных бухгалтерского учета и других документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов, а также документов, подтверждающих полученные доходы (для организаций — также и произведенные расходы) и уплаченные (удержанные) налоги.

Поскольку с истечением продолжительного времени становится невозможным надлежащее установление факта неуплаты налога, а также иных необходимых данных, связанных с выявлением налогового правонарушения, при том что штрафные санкции, определяемые в процентах от объема налоговой недоимки, могут достигать значительных размеров, установление законодателем предельных сроков глубины налоговой проверки и хранения отчетной документации служит прежде всего целям соблюдения конституционного запрета на произвольное ограничение имущественных прав налогоплательщика (ст. 35, ч. 3 ст. 55, ст. 57 Конституции Российской Федерации).

День проведения налоговой проверки указывается в решении налогового органа о ее проведении.

Выявленные факты неуплаты обязательных платежей подлежат отражению в акте выездной налоговой проверки либо указываются в требовании об уплате недоимки, направляемом должнику по результатам проведения камеральной проверки. Снова возвращаясь к ст. 46, 47, 48 НК, отметим, что способом принудительного взыскания недоимки и пеней в бесспорном порядке является взыскание за счет средств, находящихся на счетах и иного имущества налогоплательщика (налогового агента, сборщика налогов) — организации и индивидуального предпринимателя.

В силу п. 3 ст. 46 НК решение о взыскании недоимки в бесспорном порядке может быть принято в течение 60 дней со дня истечения срока исполнения требования об уплате недоимки и пеней.

Согласно п. 7 ст. 46 НК при недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах налогоплательщика или налогового агента или отсутствии информации о счетах налогоплательщика или налогового агента налоговый орган вправе взыскать налог за счет иного имущества налогоплательщика или налогового агента в соответствии со ст. 47 НК.

По истечении срока бесспорного взыскания недоимки и пеней, предусмотренного ст. 46 НК, налоговый орган вправе обратиться с требованием о взыскании данных сумм в судебном порядке.

Для наиболее наглядного понимания позиции ФНС о применении принудительного взыскания по налогам приведем пример:

Из истории дела N А71-1258/2010А6

— на момент обращения в суд недоимка налога числилась за дочерним обществом более трех месяцев;

— согласно п. 2.5 устава дочернего общества основным обществом для него являлся концерн «Ижмаш», доля участия которого в уставном капитале дочернего общества составляла 98,77%;

— на расчетные счета основного общества поступали денежные средства от покупателей дочернего общества за реализуемую этим дочерним обществом продукцию. Между основным обществом (продавцом) и его дочерним обществом (покупателем) был заключен договор, согласно которому продавец должен был поставлять покупателю, покупатель — принимать и оплачивать по согласованным ценам сырье, материалы и комплектующие изделия. На счета основного общества поступали денежные средства от контрагентов дочернего общества с указанием в назначении платежа, что оплата материалов и комплектующих производится за дочернее общество согласно соответствующим договорам. Таким образом, выручка от реализованной дочерним обществом продукции перечислялась покупателями в порядке взаиморасчетов по указаниям дочернего общества в рамках заключенных договоров на счета основного общества без последующего ее перечисления дочернему обществу;

— инспекция установила обстоятельства, свидетельствующие о преднамеренном уклонении дочернего общества от исполнения налоговых обязательств:

1) дочернее общество регулярно открывало расчетные счета, по которым перечислялись значительные денежные средства, однако на момент сообщения инспекции об открытии счетов и выставления ею инкассовых поручений счета закрывались;

2) дочернее общество имело устойчивую доходность, однако свои налоговые обязательства не выполняло.

Первоначально три судебные инстанции вынесли решение в пользу налогоплательщика и отказали инспекции в удовлетворении заявленных требований. При этом суды основывались на том, что норма, установленная пп. 2 п. 2 ст. 45 НК РФ, может быть применена лишь в том случае, если поступившие основному обществу денежные средства являются собственными средствами дочернего общества, находящимися на счетах основного общества. Суд первой инстанции сделал вывод, что поступившая основному обществу выручка от реализации им материалов и комплектующих по вышеуказанному договору является собственностью основного общества, в связи с чем на них не может быть обращено взыскание в порядке, установленном пп. 2 п. 2 ст. 45 НК РФ.

По мнению Президиума ВАС, норма, содержащаяся в пп. 2 п. 2 ст. 45 НК РФ, относится к случаям, когда выручка от покупателей продукции дочернего общества поступает на счета основного общества в порядке каких-либо взаиморасчетов между ними, что имело место в рассматриваемом случае, поэтому применение инспекцией указанной нормы является правомерным. При таких обстоятельствах обжалуемые акты были отменены, дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Удмуртской Республики.

При новом рассмотрении дела суды трех инстанций сделали вывод о правомерности взыскания инспекцией с зависимого от налогоплательщика общества суммы недоимки в соответствии с пп. 2 п. 2 ст. 45 НК РФ. Суды также учли следующие выводы:

— взыскание налога за счет средств основного общества, имеющих иные источники (которые не являются выручкой дочернего общества, полученной от покупателей), неправомерно;

— толкование положений пп. 2 п. 2 ст. 45 НК РФ не может быть распространено на выручку, поступившую на счета основного общества, если денежные средства поступили до момента возникновения обязанности по уплате налога.

Видео (кликните для воспроизведения).

Источник: http://studbooks.net/1658584/finansy/ponyatie_prinuditelnogo_vzyskaniya_nalogov_srok_vzyskaniya_naloga

Меры принудительного взыскания налоговой задолженности
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here