Финансовое оздоровление при банкротстве

Все что нужно знать по теме: "Финансовое оздоровление при банкротстве" с точки зрения профессионалов. Актуальность информации на 2023 год вы можете уточнить у дежурного специалиста.

Финансовое оздоровление при банкротстве

Финансовое оздоровление — процедура, применяемая в деле о банкротстве к должнику в целях восстановления его платежеспособности и погашения задолженности в соответствии с графиком погашения задолженности (статья 2 закона о банкротстве).

К моменту введения процедуры должник еще не признан судом несостоятельным, у него выявлены признаки несостоятельности, которые в ходе финансового оздоровления могут быть преодолены, а платежеспособность должника подлежит восстановлению.

Платежеспособность должника — юридического лица восстанавливается при сохранении полномочий его органов управления при установлении ограничений по распоряжению принадлежим ему имуществом, т.е. посредством самоуправления. Утверждаемый судом административный управляющий осуществляет контроль за деятельностью неплатежеспособного должника, однако к нему не переходят полномочия по управлению делами должника.

Для достижения этой цели разрабатывается план финансового оздоровления, если третьими лицами не предоставлено обеспечение исполнения обязательств должником.

Цели процедуры финансового оздоровления

Процедуру финансового оздоровления в законе о банкротстве можно рассматривать как процедуру судебной санации, поскольку она применяется с целью восстановления платежеспособности должника.

По смыслу пункта 1 статьи 1 Закона о банкротстве и в целом самого института несостоятельности одной из основных целей данного Закона является осуществление мер по предупреждению несостоятельности (банкротства) должника (восстановление его платежеспособности), в связи с чем приоритет отдается реабилитирующим процедурам, в частности: процедуре финансового оздоровления, которая согласно абзацу четырнадцатого статьи 2 Закона о банкротстве применяется в деле о банкротстве к должнику в целях восстановления его платежеспособности и погашения задолженности в соответствии с графиком погашения задолженности.

Данная процедура соответствует интересам кредиторов должника, поскольку их требования удовлетворяются в полном объеме. Более того, восстановление платежеспособности должника служит интересам самого должника, так как направлено на стабилизацию его финансового положения (сохранение его бизнеса, занятости трудового коллектива, непрерывности связей с контрагентами и так далее), и общества, так как способствует устойчивости экономического оборота и положительной динамике социально-экономического развития общества.

План и срок финансового оздоровления

В соответствии с пунктом 1 статьи 75 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее — Закон о банкротстве) в случае, если иное не установлено данной статьей, арбитражный суд на основании решения первого собрания кредиторов выносит определение о введении финансового оздоровления или внешнего управления, либо принимает решение о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства, либо утверждает мировое соглашение и прекращает производство по делу о банкротстве.

Из пункта 1 статьи 80 Закона о банкротстве следует, что финансовое оздоровление вводится арбитражным судом на основании решения собрания кредиторов, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 2 и 3 статьи 75 названного Закона.

Согласно пункту 3 статьи 80 Закона о банкротстве в определении о введении финансового оздоровления должен указываться срок финансового оздоровления, а также содержаться утвержденный судом график погашения задолженности.

В силу пунктов 1, 2 статьи 84 Закона о банкротстве план финансового оздоровления разрабатывается в случае отсутствия обеспечения исполнения должником обязательств в соответствии с графиком погашения задолженности. План финансового оздоровления, подготовленный учредителями (участниками) должника, собственником имущества должника — унитарного предприятия, утверждается собранием кредиторов. График погашения задолженности подписывается лицом, уполномоченным на это учредителями (участниками) должника.

Обеспечение исполнения учредителями должника

В соответствии с пунктом 3 статьи 77 Закона о банкротстве учредители (участники) должника, голосовавшие за принятие решения об обращении к первому собранию кредиторов с ходатайством о введении финансового оздоровления, вправе предоставить обеспечение исполнения должником обязательств в соответствии с графиком погашения задолженности в порядке и в размере, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, или организовать предоставление такого обеспечения.

В соответствии с п. 1 статьи 79 закона о банкротстве, исполнение должником обязательств в соответствии с графиком погашения задолженности может быть обеспечено залогом (ипотекой), независимой гарантией, государственной или муниципальной гарантией, поручительством, а также иными способами, не противоречащими настоящему Федеральному закону. Исполнение должником обязательств в соответствии с графиком погашения задолженности не может быть обеспечено удержанием, задатком или неустойкой.

В соответствии с пунктом 3 статьи 79 Закона о банкротстве соглашение об обеспечении обязательств должника в соответствии с графиком погашения задолженности заключается в письменной форме до дня принятия решения о введении финансового оздоровления и подписывается лицом или лицами, предоставившими обеспечение, а также временным управляющим в интересах кредиторов.

Источник: http://logos-pravo.ru/articles/finansovoe-ozdorovlenie-pri-bankrotstve

Финансовое оздоровление должника. Новая версия

Генеральный директор юридического агентства «Михаил Архангел»

специально для ГАРАНТ.РУ

В конце мая Минэкономразвития России вынесло на общественное обсуждение поправки в Федеральный закон от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее – закон о банкротстве), направленные на расширение возможностей по восстановлению платежеспособности должника.

Законодателю было предложено изложить наименование закона о банкротстве в следующей редакции: «О финансовом оздоровлении и несостоятельности (банкротстве)», добавить указание на новую цель финансового оздоровления – сохранение хозяйствующего субъекта – и полностью обновить посвященную финансовому оздоровлению гл. V закона о банкротстве. Разработанный Минэкономразвития России механизм финансового оздоровления сводится к следующему.

Инициировать процедуру финансового оздоровления согласно законопроекту вправе как сам должник, так и конкурсные кредиторы либо уполномоченные органы. При этом у должника в рамках процедуры финансового оздоровления сохраняется право предлагать суду на утверждение кандидатуру арбитражного управляющего.

Предполагается, что обязательным документом для введения финансового оздоровления станет отчет о финансовом состоянии должника, в котором в обязательном порядке будут указаны сведения о перечне имущества должника и его рыночной стоимости, данные о соотношении рыночной стоимости активов и обязательств должника, бухгалтерская отчетность за последние три года и т. д. Обязанность по составлению отчета возложена на должника, причем он может подкрепить достоверность приведенной в отчете информации заключением аудитора. Сведения из данного отчета признаются конфиденциальными. В случае их необоснованного разглашения с нарушителя могут быть взысканы убытки либо компенсация в размере от 1 тыс. до 5 млн руб. При предоставлении суду указанного отчета процедура финансового оздоровления может быть введена без введения промежуточной процедуры наблюдения.

Читайте так же:  Подделка решения общего собрания: кто несет ответственность?

Финансовое оздоровление может вводиться на срок до пяти лет (на сегодняшний день – не более двух лет в соответствии с п. 6 ст. 80 закона о банкротстве).

Согласно законопроекту в ходе данной процедуры органы управления должника сохраняют свои полномочия с учетом установленных законом о банкротстве ограничений. В случае удовлетворения судом ходатайства арбитражного управляющего об отстранении руководителя должника от должности учредители вправе представить суду кандидатуру исполняющего обязанности руководителя, а если они этой возможностью не воспользуются, обязанности руководителя возлагаются арбитражным судом на одного из заместителей руководителя или работника должника.

На разработку плана финансового оздоровления законопроект отводит должнику четыре месяца. В течение указанного срока конкурсные кредиторы, уполномоченные органы, арбитражный управляющий и учредители (участники) должника вправе предложить свой вариант плана, который может быть одобрен должником. План может предусматривать реорганизацию должника, увеличение его уставного капитала, замещение активов, новацию обязательств, прекращение обязательств должника путем предоставления отступного и т. д. В числе прочего в плане обязательно должен быть расчет суммы, которую кредиторы третьей очереди по обязательствам, не обеспеченным залогом, могли бы получить при реализации имущества по ликвидационной стоимости в конкурсном производстве.

Законопроект предусматривает возможность отстранения конкурсных кредиторов от голосования по вопросу об утверждении плана финансового оздоровления, если планом предусмотрено погашение просроченной задолженности в срок не более трех месяцев и дальнейшее исполнение обязательств по изначальным условиям. Остальные кредиторы голосуют в соответствии с классами (видами) требований, если такое деление предусмотрено планом. План считается одобренным кредиторами, если в каждом классе за утверждение плана проголосовало более 50% кредиторов. Однако и в случае неодобрения плана кредиторами должник вправе просить суд ввести финансовое оздоровление при соблюдении некоторых условий – в частности, в соответствии с планом кредиторы в итоге должны получить не меньше, чем могли бы получить при реализации имущества по ликвидационной стоимости в конкурсном производстве и не менее 30% от суммы не обеспеченных залогом требований.

План финансового оздоровления может быть изменен, досрочно исполнен или прекращен с одновременным введением внешнего управления или конкурсного производства.

Приведенное описание является довольно кратким и тезисным – законопроектом же предусмотрена весьма детальная регламентация процедуры. Каких-либо спорных и неоднозначных положений на первый взгляд в данной части не просматривается.

Плюсы предлагаемых правил для должника заключаются в том, что ввести финансовое оздоровление можно и без согласия кредиторов. Но есть и минус: процедура финансового оздоровления довольно сложная и к тому же ее введение подразумевает реальную возможность «реанимации» должника – а когда речь идет о банкротстве, денег и имущества у него, как правило, уже крайне мало. Будет ли широко применяться на практике новая версия финансового оздоровления – вопрос в большей степени носит экономический, чем юридический характер. Пока же конкурсное производство с последующей ликвидацией должника – намного менее сложный и затратный путь, чем восстановление платежеспособности, а потому и самый популярный. Так что новая процедура может остаться в разряде научно-фантастической литературы.

На текущий момент трудно предсказать, какому количеству кредиторов придется столкнуться с новой процедурой финансового оздоровления в случае ее одобрения. Однако другая предлагаемая законопроектом поправка – новая ст. 9.1 закона о банкротстве – способна затронуть многих.

Данной статьей предлагается запретить контрагентам должника отказываться в одностороннем порядке от исполнения обязательства и/или изменять его условия в связи с изменением финансового состояния должника, нарушением графика платежей и (или) введением в отношении должника процедуры банкротства, если это влечет неблагоприятные для последнего последствия. При этом подчеркивается, что введение в отношении должника процедуры банкротства не может считаться существенным изменением обстоятельств, из которых стороны исходили при заключении договора, и являться основанием для изменения или расторжения договора по требованию стороны по договору. Досрочное наступление сроков исполнения обязательств или иные неблагоприятные для должника последствия в связи с теми же обстоятельствами не допускаются.

Казалось бы, данная норма преследует благую цель – обеспечить возможность восстановления платежеспособности должника. Но в то же время она существенно ограничивает свободу договора.

Если сейчас кредиторы, предвидя финансовый крах должника, могут применить распространенное договорное правило «ой, всё» и прекратить взаимоотношения с должником во избежание дальнейших финансовых потерь, то в случае введения ст. 9.1 закона о банкротстве «избавиться» от неплатежеспособного контрагента и не стать ответчиком по иску об убытках станет намного труднее. Особенно сильно данная норма ударит по предпринимателям, работающим по системе постоплаты, то есть получающих деньги по договору после поставки товаров, оказания услуг или выполнения работ: с одной стороны, вероятность получения денег от должника в процедурах банкротства стремится к нулю, с другой – найти убедительные основания для прекращения обязательств будет не так-то просто.

Полагаю, можно прогнозировать увеличение популярности работы по предоплате во избежание кассовых разрывов и связанных с этим последствий. Тенденцией станет также проявление все большей осмотрительности при заключении сделок. Иначе рисков злоупотреблений со стороны должника вроде требований о предоставлении товаров, работ и услуг при заведомо низкой вероятности их оплаты, а так же риска предъявления должником исков об убытках избежать будет непросто. Юристам, ведущим договорную работу, предлагаемая норма даст немало пищи для размышлений.

Вместе с тем на арбитражных управляющих ляжет дополнительная нагрузка, связанная с необходимостью принятия решений по каждому договору должника. Хотя в порядке ст. 102 закона о банкротстве конкурсный или внешний управляющий и вправе в одностороннем порядке отказаться от исполнения обязательств должника, данный отказ не должен повлечь для должника негативных последствий, иначе иск об убытках может настигнуть уже самого арбитражного управляющего.

Таким образом, предлагаемая к введению ст. 9.1 закона о банкротстве представляется весьма неоднозначной. Чего она принесет больше – пользы или вреда, покажет практика.

Читайте так же:  Перепланировка кухня над жилой комнатой

Источник: http://www.garant.ru/ia/opinion/author/docenko/645442/

Когда и для чего вводится процедура финансового оздоровления при банкротстве, какова ее сущность?

Финансовое оздоровление – одна из процедур в процессе банкротства, которая направлена на нормализацию платежного баланса и восстановления платежеспособности должника. По результатам финансового оздоровления должник может восстановить платежеспособность и избежать признания его банкротом.

Правовое регулирование

Финансовому оздоровлению посвящена отдельная 5 Глава 127-ФЗ.

Ходатайствам о введении финансового оздоровления посвящены ст. 76-78 127-ФЗ. Порядку введения финансового оздоровления – ст. 80. Правовые последствия введения финансового оздоровления перечислены в ст. 81.

Плану оздоровления и графику погашения задолженности посвящены ст. 84, 85 127-ФЗ. Вопросы окончания финансового оздоровления освещаются в ст. 86-88. Переход к внешнему управлению содержится в ст. 92 127-ФЗ.

Когда и для чего вводится процедура финансового оздоровления при банкротстве

Финансовое оздоровление – это процедура, которая применяется по отношению к компании-должнику для восстановления платежеспособности и погашения долгов, согласно графику на основании ст. 2 127-ФЗ.

К тому моменту как в компании вводится процедура финансового оздоровления, должник еще не получает статуса банкрота. Признаки банкротства в ходе данного этапа потенциально могут быть преодолены, а платежеспособность – восстановиться.

Процедура финансового оздоровления в рамках процесса банкротства выступает как процедура судебной санации, так как она направлена на восстановление платежеспособности. Она направлена на реализацию одной из целей института банкротства, а именно – на предупреждение несостоятельности должника по п. 1 ст. 1 127-ФЗ. Именно поэтому реабилитирующим процедурам отводится приоритет.

Первоочередной задачей данного этапа становится покрытие компанией долговых обязательств перед кредиторами, которые заявили о своих требованиях, второстепенной – выход показателей прибыльности на докризисные значения.

Процедура финансового оздоровления отвечает интересам должника, поскольку позволяет ему сохранить свое место на рынке.

Внешнее управление – один из вариантов хода процесса банкротства, который вводится по решению суда после завершения этапа наблюдения. На основании п. 1 ст. 75 127-ФЗ «О несостоятельности» арбитражный суд на первом заседании может вынести решение:

  1. О введении финансового оздоровления.
  2. О введении внешнего управления.
  3. О признании должника банкротом и введении этапа конкурсного производства.
  4. Об утверждении мирового соглашения и прекращении дела о банкротстве.

С учетом положений п. 1 ст. 80 127-ФЗ арбитражный суд вводит процедуру финансового оздоровления по решению кредиторского собрания, кроме случаев, которые перечислены в п. 2 ст. 75 127-ФЗ.

На основе п. 3 ст. 80 в определении о введении оздоровления должны содержаться указания на сроки финансового оздоровления и график погашения задолженности, а также на избранную кандидатуру управляющего.

План финансового оздоровления юрлица

План финансового оздоровления разрабатывается в том случае, если третьи лица не предоставили обеспечение исполнения обязательств должником по графику (по п. 1, 2 ст. 84 127-ФЗ). Если же такое обеспечение есть, то достаточно разработки только графика.

План оздоровления готовят учредители или участники общества, собственники унитарного предприятия. Он подлежит утверждению кредиторским собранием (утверждение такого плана является исключительной компетенцией собрания).

Возможные пути финансового оздоровления выбираются индивидуально в зависимости от специфики ситуации, так как к неплатежеспособности могли привести разнообразные факторы. Это, например, те, которые не зависели от предприятия: изменения в законодательстве, экономический кризис, рост конкуренции, снижение покупательской способности и пр. К внутренним негативным факторам можно отнести большой управленческий опыт, неэффективная инвестиционная политика, открытие дополнительных филиалов и пр.

План финансового оздоровления – ключевой документ на рассматриваемом этапе, который определяет механизм погашения задолженности. Основные положения плана, которые он должен содержать, приведены в ст. 84 127-ФЗ.

По своей сути план финансового оздоровления похож на бизнес-план и содержит указание на следующие аспекты:

  1. Обзор предприятия и его краткая характеристика.
  2. Сведения о текущем положении бизнеса.
  3. Финансовый анализ.
  4. Маркетинговая и сбытовая часть.
  5. План мероприятий для преодоления кризиса.
  6. План сбытовой и производственной политики.
  7. Источники финансирования при реализации плана.

Стоит учесть, что план оздоровления и график погашения задолженности – это разные документы. С позиции закона определяющее значение для должника имеет соблюдение графика погашения долгов, так как именно нарушение графика ведет к досрочному прекращению процедуры финансового оздоровления. Тогда как за следованием плану никто в процедуре банкротства не следит.

Обеспечение исполнения обязательств должника

В п. 3 ст. 77 127-ФЗ сказано, что учредители общества могут предоставить обеспечение исполнения обязательств по графику погашения задолженности.

На основании п. 3 ст. 79 127-ФЗ соглашение об обеспечении исполнения обязательств по графику подлежит заключению в письменной форме до того, как было принято решение о введении финансового оздоровления.

Порядок проведения

Для рассмотрения ходатайства о введении финансового оздоровления стороны должны сопроводить его документально. Один комплект документов готовится для арбитражного суда, второй – для управляющего. Перечень документов готовится на основании ст. 77, 78 127-ФЗ и включает:

  1. График погашения задолженности по реестру.
  2. Гарантию обеспечения обязательств (это могут быть банковская, государственная или муниципальная гарантии), залоговое обеспечение или поручительство.
  3. План финансового оздоровления.

Копии указанных документов направляются в адрес участников собрания кредиторов для ознакомления.

Этапы процедуры

Финансовое оздоровление предполагает прохождение следующих этапов.

Этап 1: принятие решения судом о введении финансового оздоровления на предприятии.

Финансовое оздоровление стартует с момента вынесения арбитражным судом решения о введении стадии.

Этап 2: назначение кандидатуры арбитражного управляющего судом.

Финансовый управляющий на данном этапе обладает следующими полномочиями:

  1. Он контролирует соблюдение утвержденного плана-графика.
  2. Он выполняет посреднические функции между участниками дела.
  3. Он формирует свое заключение о результатах этапа.

Административный управляющий на этапе финансового оздоровления:

  1. Ведет реестр требований кредиторов.
  2. Созывает собрания кредиторов.
  3. Рассматривает отчетность о ходе исполнения плана финансового оздоровления.
  4. Осуществляет контроль за полнотой и своевременностью погашения требований кредиторов.
  5. Осуществляет контроль за своевременностью перечисления текущих платежей.
  6. Требует от лиц, предоставивших обеспечение должнику, исполнить обязательства за него.

Управляющего снимают с должности автоматически по результатам завершения процедуры или досрочно по ходатайству кредиторов.

Этап 3: погашение требований кредиторов по графику.

Читайте так же:  Требования к спортивным залам по санпин

Затем предприятие приступает к погашению задолженности перед кредиторами по утвержденному графику. В рамках процедуры погашаются долги, которые были подтверждены до введения финансового оздоровления.

Требования кредиторов первой и второй очередей полностью закрываются в течение первых 6 месяцев после оздоровления. Все долги погашаются как минимум за 30 дней до завершения указанного этапа.

Этап 4: подготовка отчета по результатам финансового оздоровления.

После того как все выплаты были произведены, предприятие-должник готовит отчетность с результатами проведения данного этапа. Свои выводы об эффективности процедуры финансового оздоровления готовит и управляющий. Заключение управляющего о результатах этапа передается в суд вместе с бухгалтерской отчетностью минимум за 10 дней до завершения процедуры.

Какие правовые последствия наступают после начала финансового оздоровления

После введения этапа финансового оздоровления собственники не утрачивают своих руководящих полномочий, но должны действовать в ограниченных законом рамках. Так, руководители могут заключать некоторые сделки только с разрешения управляющего. Это:

  1. Сделки, увеличивающие задолженность компании на 5% и более.
  2. Сделки, направленные на покупку, продажу или приобретение имущества должника.
  3. Сделки по переводу долга третьим лицам.
  4. Получение новых кредитов и займов.
Видео (кликните для воспроизведения).

Финансовое оздоровление может повлечь за собой и иные гражданско-правовые последствия. В их числе следующие:

  1. Кредиторские требования предъявляются только в соответствии с законодательством (не напрямую к должнику, а опосредованно через суд).
  2. Принятые по взысканию задолженности до введения финансового оздоровления приостанавливаются.
  3. Арест имущества и введение ограничений по распоряжению собственностью компании может производиться только по решению арбитражного суда.
  4. Выплаты по исполнительным листам временно приостанавливаются.
  5. Выплаты дивидендов и прибыли учредителям приостанавливаются.
  6. Все действия, связанные с куплей-продажей акций учредителей, приостанавливаются.
  7. Переуступка задолженности, которая влечет за собой нарушение очередности погашения кредиторских требований, запрещена.
  8. Перестают начисляться штрафы и иные санкции за просрочку (кроме текущих платежей).

Этапы завершения

Законодательно установлены только максимальные сроки процесса оздоровления компании-должника. Они составляют не более 24 месяцев после принятия судом решения о введении этого этапа. Но процедура может быть прекращена досрочно:

  1. Если компании удалось ликвидировать всю задолженность с опережением графика.
  2. Если должник недобросовестно исполняет свои обязательства по графику: вносит платежи с задержкой 15 дней и более.
  3. Если гарантии исполнения обязательств были предъявлены суду с нарушением сроков.

Завершение процедуры финансового оздоровления состоит из нескольких этапов. Первоначально сам должник отчитывается перед управляющим о результативности процедуры. К отчету управляющего прилагается баланс должника по состоянию на последнюю отчетную дату, отчет о прибылях и убытках, документы о погашении кредиторских требований.

Затем управляющий выносит свое заключение о выполнении плана и погашении графика в части задолженности перед кредиторами. К нему прилагается отчетность о результатах финансового оздоровления. Если не все долги перед кредиторами удалось погасить, то созывается кредиторское собрание. На нем принимается решение об обращении в суд с ходатайством о введении внешнего управления и о признании должника банкротом. К указанному ходатайству прилагается копия протокола собрания кредиторов.

По результатам завершения этапа финансового оздоровления суд может принять одно из следующих решений:

  1. Вынести определение о прекращении производства по делу о банкротстве, если непогашенный долг отсутствует (должник полностью исполнил свои обязательства перед кредиторами), либо жалобы кредиторов признаны необоснованными.
  2. Вынести определение о введении в отношении должника этапа внешнего управления при наличии возможностей для восстановления платежеспособности.
  3. Вынесение решения о признании должника банкротом и введении этапа конкурсного производства, если стало очевидным, что восстановление платежеспособности невозможно.

Статистика указывает на низкую эффективность процедур реабилитации в современных реалиях, поэтому большинство дел заканчивается этапом конкурсного производства.

Отличие финансового оздоровления от внешнего управления

По итогам наблюдения суд может ввести в отношении должника одну из реабилитационных процедур: финансовое оздоровление или внешнее управление. Эти этапы имеют определенные различия.

По сути, финансовое оздоровление – это более мягкая процедура, чем внешнее управление. В ее рамках руководство продолжает свою деятельность, хоть и с некоторыми ограничениями.

Внешнее управление подразумевает отстранение всех руководителей компании с передачей их функций к внешнему управляющему. С момента утверждения плана управления управляющий разрабатывает комплекс мер по оздоровлению и приступает к их практическому воплощению.

Получается, что финансовое оздоровление – это, по сути, рассрочка в исполнении обязательств, тогда как внешнее управление – комплекс мер по устранению задолженности.

Таким образом, введение на предприятии этапа финансового оздоровления означает, что суд видит перспективы для восстановления платежеспособности и хотел бы предпринять попытки недопущения банкротства компании. По результатам этапа финансового оздоровления может быть принято решение о закрытии процесса банкротства из-за погашения всех требований кредиторов. Но также суд может принять решение о переходе к внешнему управлению или конкурсному производству. Такое решение судья принимает с учетом ходатайства собрания кредиторов.

Источник: http://zakonguru.com/bankrotstvo/yuridicheskix-lic/finansovoe-ozdorovlenie.html

Финансовое оздоровление как процедура банкротства

Финансовое оздоровление — процедура, применяемая в деле о банкротстве к должнику в целях восстановления его платежеспособности и погашения задолженности в соответствии с графиком погашения задолженности.

Инициатива по его проведению может исходить от

  • участников (учредителей),
  • собственника имущества должника — унитарного предприятия,
  • третьего лица (третьих лиц).

Названные субъекты на стадии наблюдения вправе обратиться к первому собранию кредиторов с соответствующим ходатайством.

Таким образом, финансовое оздоровление согласно ст. 75 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» может быть введено арбитражным судом по итогам наблюдения :

  1. на основании решения первого собрания кредиторов (п. 1);
  2. без решения или вопреки решению первого собрания кредиторов, если имеется ходатайство вышеназванных субъектов при условии предоставления обеспечения исполнения обязательств должника в соответствии с графиком погашения задолженности (п. 2, п. 3).

В последних двух случаях размер обеспечения должен превышать размер обязательств должника, включенных в реестр требований кредиторов на дату судебного заседания (первого собрания кредиторов), не менее чем на 20 процентов. Способами обеспечения исполнения должником обязательств, в частности, являются:

  • залог (ипотека),
  • банковская гарантия,
  • государственная или муниципальная гарантия,
  • поручительство.
  • не могут выступать в этом качестве удержание, задаток или неустойка.
Читайте так же:  Страховые взносы все нюансы правильной оплаты

Порядок введения финансового оздоровления (ст. 80)

Одновременно с вынесением определения о введении финансового оздоровления арбитражный суд утверждает административного управляющего.

В определении о введении финансового оздоровления должен указываться срок финансового оздоровления, а также содержаться утвержденный судом график погашения задолженности. В случае предоставления обеспечения исполнения обязательств — сведения о лицах, предоставивших обеспечение, размере и способах такого обеспечения.

Определение арбитражного суда о введении финансового оздоровления подлежит немедленному исполнению и может быть обжаловано.

Финансовое оздоровление вводится на срок не более чем 2 года .

Последствия введения процедуры финансового оздоровления

Процедуру финансового оздоровления проводит назначаемый арбитражным судом административный управляющий, права и обязанности которого закреплены в ст. 83 Закона о банкротстве. Вместе с тем органы управления должника по-прежнему осуществляют свои полномочия, правда, с некоторыми ограничениями.

Должник не вправе без согласия административного управляющего совершать сделки или несколько взаимосвязанных сделок, которые:

  • влекут за собой увеличение кредиторской задолженности должника более чем на 5 процентов суммы требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов на дату введения финансового оздоровления;
  • связаны с приобретением, отчуждением или возможностью отчуждения прямо либо косвенно имущества должника, за исключением реализации имущества должника, являющегося готовой продукцией (работами, услугами), изготовляемой или реализуемой должником в процессе обычной хозяйственной деятельности;
  • влекут за собой уступку прав требований, перевод долга;
  • влекут за собой получение займов (кредитов).

Без согласия собрания (комитета) кредиторов и лиц, предоставивших обеспечение, должник не может принимать решение о своей реорганизации.

Для реализации финансового оздоровления необходимо разработать два документа: план финансового оздоровления и график погашения задолженности.

План финансового оздоровления утверждается собранием кредиторов и должен содержать обоснование возможности удовлетворения требований кредиторов в соответствии с графиком погашения задолженности.

График погашения задолженности подписывается лицом, уполномоченным на это учредителями (участниками) должника, собственником имущества должника — унитарного предприятия, и с даты утверждения графика погашения задолженности арбитражным судом возникает обязанность должника погасить задолженность должника перед кредиторами в установленные графиком сроки.

При наличии обеспечения исполнения должником обязательств должника в соответствии с графиком погашения задолженности он подписывается также лицами, предоставившими такое обеспечение.

Графиком погашения задолженности должно предусматриваться погашение всех требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов, не позднее чем за месяц до даты окончания срока финансового оздоровления, а также погашение требований кредиторов первой и второй очереди не позднее чем через 6 месяцев с даты введения финансового оздоровления.

Графиком погашения задолженности должно быть предусмотрено пропорциональное погашение требований кредиторов в очередности, установленной статьей 134 Федерального закона.

Основаниями для досрочного прекращения финансового оздоровления являются (ст. 87):

  1. непредставление в арбитражный суд в сроки, предусмотренные п. 3 ст. 79 Федерального закона, соглашения об обеспечении обязательств должника в соответствии с графиком погашения задолженности;
  2. неоднократное или существенное (на срок более чем 15 дней) нарушение в ходе финансового оздоровления сроков удовлетворения требований кредиторов, установленных графиком погашения задолженности.

По итогам финансового оздоровления арбитражный суд принимает:

  • определение о прекращении производства по делу о банкротстве в случае, если непогашенная задолженность отсутствует и жалобы кредиторов признаны необоснованными;
  • определение о введении внешнего управления в случае наличия возможности восстановить платежеспособность должника;
  • решение о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства в случае отсутствия оснований для введения внешнего управления и при наличии признаков банкротства.

Источник: http://jurkom74.ru/ucheba/finansovoe-ozdorovlenie-kak-protsedura-bankrotstva

Финансовое оздоровление при банкротстве

В ходе наблюдения должник на основании решения своих учредителей (участников), органа, уполномоченного собственником имущества должника — унитарного предприятия, учредители (участники) должника, орган, уполномоченный собственником имущества должника — унитарного предприятия, третье лицо или третьи лица в установленном настоящим Федеральным законом порядке вправе обратиться к первому собранию кредиторов, а в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, — к арбитражному суду с ходатайством о введении финансового оздоровления.

При обращении к собранию кредиторов с ходатайством о введении финансового оздоровления лица, принявшие решение об обращении с таким ходатайством, обязаны представить указанное ходатайство и прилагаемые к нему документы временному управляющему и в арбитражный суд не позднее, чем за пятнадцать дней до даты проведения собрания кредиторов.

Финансовое оздоровление может быть введено на основании ходатайства учредителей (участников) должника или собственника имущества должника — унитарного предприятия. В этом случае решение об обращении к первому собранию кредиторов с ходатайством о введении финансового оздоровления принимается на общем собрании большинством голосов учредителей (участников) должника, принявших участие в указанном собрании, или органом, уполномоченным собственником имущества должника — унитарного предприятия.

Решение об обращении к первому собранию кредиторов о введении финансового оздоровления должно содержать:

сведения о предлагаемом учредителями (участниками) должника, собственником имущества должника — унитарного предприятия обеспечении исполнения должником обязательств в соответствии с графиком погашения задолженности;

предлагаемый учредителями (участниками) должника, собственником имущества должника — унитарного предприятия срок финансового оздоровления.

К решению об обращении к первому собранию кредиторов с ходатайством о введении финансового оздоровления прилагаются:

  • план финансового оздоровления;
  • график погашения задолженности;
  • протокол общего собрания учредителей (участников) должника или решение органа, уполномоченного собственником имущества должника — унитарного предприятия;
  • перечень учредителей (участников) должника, голосовавших за обращение к собранию кредиторов с ходатайством о введении финансового оздоровления;
  • сведения о предлагаемом учредителями (участниками) должника, собственником имущества должника — унитарного предприятия обеспечении исполнения должником обязательств в соответствии с графиком погашения задолженности (при наличии такого обеспечения).

Финансовое оздоровление может быть также введено на основании ходатайства третьего лица или третьих лиц. Данное ходатайство также должно содержать сведения о предлагаемом обеспечении третьим лицом или третьими лицами исполнения должником обязательств в соответствии с графиком погашения задолженности. К нему прилагаются график погашения задолженности, подписанный уполномоченным лицом и документы о предлагаемом третьим лицом или третьими лицами обеспечении исполнения должником обязательств в соответствии с графиком погашения задолженности.

Порядок введения финансового оздоровления

Финансовое оздоровление вводится арбитражным судом на основании решения собрания кредиторов. Одновременно с вынесением определения о введении финансового оздоровления арбитражный суд утверждает административного управляющего. В определении о введении финансового оздоровления должен указываться срок финансового оздоровления, а также содержаться утвержденный судом график погашения задолженности.

Читайте так же:  С какого момента брак считается расторгнутым: важные правила и сроки

Управление должником в ходе финансового оздоровления осуществляют, как правило, органы управления должника. Однако руководитель должника может быть отстранен судом на основании ходатайства собрания кредиторов, административного управляющего или лиц, предоставивших обеспечение. Управление должником в период финансового оздоровления должно проводиться с рядом ограничений. Должник не вправе без согласия административного управляющего совершать сделки, которые:

  • влекут за собой увеличение кредиторской задолженности должника более чем на пять процентов суммы требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов на дату введения финансового оздоровления;
  • связаны с приобретением, отчуждением или возможностью отчуждения прямо либо косвенно имущества должника;
  • влекут за собой уступку прав требований, перевод долга;
  • влекут за собой получение займов (кредитов).

В случае предоставления обеспечения исполнения обязательств в соответствии с графиком погашения задолженности определение о введении финансового оздоровления должно содержать сведения о лицах, предоставивших обеспечение, размере и способах такого обеспечения.

Определение арбитражного суда о введении финансового оздоровления подлежит немедленному исполнению. Также оно может быть обжаловано.

Финансовое оздоровление вводится на срок не более чем два года.

Последствия введения финансового оздоровления

1. Требования кредиторов по денежным обязательствам и об уплате обязательных платежей, за исключением текущих платежей, могут быть предъявлены к должнику только с соблюдением установленного Федеральным законом о несостоятельности (банкротстве) порядка предъявления требований к должнику;

2. Ранее принятые меры по обеспечению требований кредиторов отменяются;

3. Аресты на имущество должника и иные ограничения должника в части распоряжения принадлежащим ему имуществом могут быть наложены только в арбитражном процессе по делу о банкротстве;

4. Приостанавливается выполнение исполнительных документов;

5. Запрещается выделение доли участия предприятия-должника;

6. Запрещается выкуп должником собственных акций;

7. Выплата дивидендов и иных платежей по эмиссионным ценным бумагам не допускается;

8. Не допускается прекращение обязательств должника путем зачета встречных требований;

9. Приостанавливается начисление штрафов, пеней, неустоек и других финансовых санкций по договорам;

10. На сумму требований кредиторов и сумму обязательных платежей начисляются проценты в размере ставки рефинансирования, установленной ЦБРФ на дату введения финансового оздоровления;

11. Неустойки (штрафы, пени) подлежат погашению после удовлетворения всех остальных требований кредиторов;

12. Должник может передавать имущество в безвозмездную аренду;

13. Возможна любая из 5 форм реорганизации предприятия. Для этого необходимо согласие кредиторов.

Основными полномочиями в случае введения этой процедуры обладает администрация этого предприятия. Административный управляющий в ходе финансового оздоровления обязан:

вести реестр требований кредиторов; созывать собрания кредиторов; рассматривать отчеты о ходе выполнения графика погашения задолженности и плана финансового оздоровления (при наличии такого плана); предоставлять собранию кредиторов заключения о ходе выполнения графика погашения задолженности и плана финансового оздоровления;

осуществлять контроль за своевременным исполнением должником текущих требований кредиторов; за ходом выполнения плана финансового оздоровления и графика погашения задолженности; за своевременностью и полнотой перечисления денежных средств на погашение требований кредиторов;

Окончание финансового оздоровления

1. Не позднее чем за месяц до истечения установленного срока финансового оздоровления должник обязан предоставить административному управляющему отчет о результатах проведения финансового оздоровления.

2. К отчету должника прилагаются баланс должника на последнюю отчетную дату; отчет о прибылях и об убытках должника; документы, подтверждающие погашение требований кредиторов.

3. Административный управляющий рассматривает отчет должника о результатах проведения финансового оздоровления и составляет заключение о выполнении графика погашения задолженности, об удовлетворении требований кредиторов и о выполнении плана финансового оздоровления (при наличии такого плана), которое не позднее чем через десять дней с даты получения отчета должника о результатах проведения финансового оздоровления направляется кредиторам, требования которых включены в реестр требований кредиторов, и в арбитражный суд.

4. В случае, если требования кредиторов, включенные в реестр требований кредиторов, не удовлетворены на дату рассмотрения отчета должника или указанный отчет не представлен административному управляющему в срок, административный управляющий созывает собрание кредиторов, которое полномочно принять одно из решений об обращении с ходатайством в арбитражный суд о введении внешнего управления, об обращении с ходатайством в арбитражный суд о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства.

5. После получения заключения административного управляющего или ходатайства собрания кредиторов арбитражный суд назначает дату заседания по рассмотрению результатов финансового оздоровления и жалоб кредиторов на действия должника и административного управляющего. О дате и месте судебного заседания арбитражный суд уведомляет лиц, участвующих в деле о банкротстве.

По итогам процедуры финансового оздоровления суд принимает одно из следующих решений:

1.Определение о прекращении производства по делу о несостоятельности в случае, если все требования удовлетворены.

2.Введение внешнего управления в случае возможности восстановления финансового состояния организации.

3.Определение о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства в случае отсутствия оснований для введения внешнего управления и при наличии признаков банкротства.

Финансовое оздоровление и внешнее управление

Основное отличие финансового оздоровления от другой процедуры, направленной на восстановление платежеспособности должника, — внешнего управления — заключается в том, что в ходе финансового оздоровления органы управления должника, в т.ч. его руководитель, продолжают выполнять свои функции, правда с отдельными ограничениями и под контролем административного управляющего. Но даже такие ограничения позволяют учредителям (участникам) должника или собственнику его имущества контролировать деятельность должника и защищать свои интересы в ходе проведения финансового оздоровления. Общим же для названных процедур является то, что они имеют целью восстановление платежеспособности должника и предотвращение признания его банкротом, влекущее открытие конкурсного производства, что в конечном итоге приведет к ликвидации должника как хозяйствующего субъекта.

Видео (кликните для воспроизведения).

Источник: http://partners.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/1166155

Финансовое оздоровление при банкротстве
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here