Аудиторская тайна — понятие, какие сведения ее составляют

Все что нужно знать по теме: "Аудиторская тайна — понятие, какие сведения ее составляют" с точки зрения профессионалов. Актуальность информации на 2023 год вы можете уточнить у дежурного специалиста.

Что представляет собой аудиторская тайна

Аудит представляет собой проверку организации. Она может выполняться по разным направлениям: охрана труда, соответствие деятельности законодательству, правильность заполнения документов. В процессе проверки аудитор знакомится с основной документацией компании, ему предоставляется различная информация о деятельности. То есть специалист имеет доступ к бизнес-секретам организации. Именно поэтому существует такое понятие, как аудиторская тайна. То есть человек, осуществляющий проверку, обязан хранить полученную информацию в тайне.

Понятие аудиторской тайны

Аудиторская тайна регламентируется ФЗ №307. Закон актуален как для специалистов, работающих в аудиторской компании, так и для индивидуальных аудиторов. Для сохранения аудиторской тайны используются локальные стандарты. Они устанавливают нормы:

  • документирования в процессе аудиторской проверки;
  • хранения полученных сведений;
  • архивирования результатов аудита.

Аудитор не имеет права передавать информацию и документы, полученные по итогам проверки, третьим лицам без письменного разрешения руководителей компании, в отношении которой проводилась проверка.

Для чего нужна аудиторская тайна?

Аудиторская тайна – это одно из ключевых понятий в рамках проверки. Необходимость ее обусловлена следующими факторами:

  • Сохранением конфиденциальных требований.
  • Сохранением коммерческой тайны.
  • Защитой компании от действий конкурентов.
  • Обеспечением доверия к аудиторской компании со стороны предприятия.

Аудитору предоставляется довольно обширный перечень сведений о компании. Вследствие их разглашения организации может быть причинен коммерческий ущерб. В этом случае ответственность накладывается именно на аудитора.

Составляющие тайны

Какие именно сведения нельзя разглашать? Тайну составляет вся информация, которая была получена в процессе аудита. К примеру, аудиторская тайна сохраняется в отношении следующих аспектов:

  • Организационно-правовая форма.
  • Копии учредительной документации.
  • Копии различных юридических документов.
  • Аудиторская программа.
  • Документы о планировании проверки.
  • Записи об исследовании систем бухучета.
  • Исследование операций хозяйственного характера.
  • Анализ остатков по счетам бухучета.
  • Исследование тенденций работы компании.
  • Записи о характере и объеме мероприятий, проведенных в рамках аудита.
  • Материалы о работе, которая осуществлялась не аудиторами, но контролировалась ими.
  • Переписки с экспертами, касающиеся аудита.
  • Документы об экономическом состоянии компании.

Однако есть исключения:

  • Информация, разглашенная самой компанией, в отношении которой проводилась проверка.
  • Сведения разглашены с согласия компании.
  • Разглашалась информация о заключении соглашения об осуществлении обязательной проверки.
  • Разглашались данные о размере оплату услуг аудитора.

ВНИМАНИЕ! Передача информации третьим лицам в порядке, установленном ФЗ №307 и прочими ФЗ, не считается нарушением аудиторской тайны. При нарушении аудиторской тайны компания, в отношении которой выполнялась проверка, может потребовать от виновного аудитора возмещения убытков. Однако перед этим требуется установить размер причиненного убытка.

Ответственность за разглашение аудиторской тайны

Ответственность за разглашение аудиторской тайны может быть разной. Рассмотрим виды ответственности:

Также к аудитору могут быть применены эти статьи:

  • Статья 316 УК РФ. Регламентирует ответственность за укрывательство преступлений. Статья предполагает штраф в размере до 200 000 рублей или в размере зарплаты или прочего дохода аудитора за промежуток 18 месяцев. Альтернативная мера наказания – арест от 3 до 6 месяцев или тюремное заключение на срок до 2 лет.
  • Статья 199 УК РФ. Регламентирует ответственность за уклонение от выплачивания налогов. Данная статья может применяться в том случае, если аудитор дает рекомендации, способствующие неуплате налогов. Предполагает штраф в объеме 100 000 – 300 000 рублей или в размере заработка аудитора (в этом случае отчисления выполняются на протяжении 1-2 лет). Альтернативное наказание – тюремное заключение на срок до 2 лет, запрет на занятие аудиторской работой на срок до 3 лет.

Аудиторское правонарушение может также регламентироваться локальными актами. Аудиторская тайна – обязательная часть этики специалистов, осуществляющих проверку. Как правило, аудитор, разгласивший конфиденциальные сведения, больше не будет заниматься своей деятельностью. Компании, обращающиеся за проверкой, не стремятся к разглашению важной информации о деятельности. Поэтому репутация в аудиторской деятельности крайне важна.

Спорные места в законодательстве

Согласно закону, налоговые органы имеют право запрашивать у аудиторских компаний сведения, касающиеся непосредственно налоговых вопросов. Многие люди, в том числе аудиторы, недовольны этим. Из-за этого пункта закона компании могут не доверять аудиторским организациям.

ВАЖНО! Государственные органы имеют лишь ограниченный доступ к материалам проверки аудиторов. То есть запрашиваться могут далеко не все сведения.


Источник: http://assistentus.ru/vedenie-biznesa/auditorskaya-tajna/

Статья 9. Аудиторская тайна

Статья 9. Аудиторская тайна

1. Аудиторскую тайну составляют любые сведения и документы, полученные и (или) составленные аудиторской организацией и ее работниками, а также индивидуальным аудитором и работниками, с которыми им заключены трудовые договоры, при оказании услуг, предусмотренных настоящим Федеральным законом, за исключением:

1) сведений, разглашенных самим лицом, которому оказывались услуги, предусмотренные настоящим Федеральным законом, либо с его согласия;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 1 декабря 2014 г. N 403-ФЗ в пункт 2 части 1 статьи 9 настоящего Федерального закона внесены изменения

2) сведений о заключении договора оказания аудиторских услуг;

3) сведений о величине оплаты аудиторских услуг.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 11 июля 2011 г. N 200-ФЗ в часть 2 статьи 9 настоящего Федерального закона внесены изменения

2. Аудиторская организация и ее работники, индивидуальный аудитор и работники, с которыми им заключены трудовые договоры, обязаны соблюдать требование об обеспечении конфиденциальности информации, составляющей аудиторскую тайну.

ГАРАНТ:

Об ответственности за разглашения информации с ограниченным доступом см.:

статью 13.14 Кодекса РФ об административных правонарушениях;

статью 183 Уголовного кодекса РФ

3. Аудиторская организация, индивидуальный аудитор не вправе передавать сведения и документы, составляющие аудиторскую тайну, третьим лицам либо разглашать эти сведения и содержание документов без предварительного письменного согласия лица, которому оказывались услуги, предусмотренные настоящим Федеральным законом, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.

Читайте так же:  Куда обратиться по переселению в россию

4. Передача сведений и документов, составляющих аудиторскую тайну, третьим лицам в случаях и порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами, не является нарушением аудиторской тайны.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 1 декабря 2014 г. N 403-ФЗ в часть 5 статьи 9 настоящего Федерального закона внесены изменения

5. Уполномоченный федеральный орган, уполномоченный федеральный орган по контролю и надзору и их работники, саморегулируемые организации аудиторов, их члены и работники, а также иные лица, получившие доступ к сведениям и документам, составляющим аудиторскую тайну, в соответствии с настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами, обязаны соблюдать требование об обеспечении конфиденциальности таких сведений и документов.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 1 июля 2010 г. N 136-ФЗ в часть 6 статьи 9 настоящего Федерального закона внесены изменения

6. В случае разглашения аудиторской тайны аудиторской организацией, индивидуальным аудитором, уполномоченным федеральным органом, уполномоченным федеральным органом по контролю и надзору, саморегулируемой организацией аудиторов, а также иными лицами, получившими на основании настоящего Федерального закона и других федеральных законов доступ к аудиторской тайне, аудиторская организация, индивидуальный аудитор, а также лицо, которому оказывались услуги, предусмотренные настоящим Федеральным законом, вправе потребовать от виновного лица возмещения причиненных убытков в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

ГАРАНТ:

См. комментарии к статье 9 настоящего Федерального закона

Источник: http://base.garant.ru/12164283/493aff9450b0b89b29b367693300b74a/

Аудиторская тайна

Любые сведения и документы, полученные или составленные аудиторской организацией и ее работниками (или индивидуальным аудитором и работниками, с которым он заключил трудовые договоры) при оказании аудиторских и прочих связанных с аудиторской деятельностью услуг, относятся к аудиторской тайне (ч. 1 ст. 9 Федеральный закон от 30.12.2008 № 307-ФЗ ). Исключение составляют:

  • сведения, разглашенные самим лицом, которому оказывались услуги, либо с его согласия;
  • сведения о заключении договора оказания аудиторских услуг;
  • сведения о стоимости аудиторских услуг.

Аудиторская организация (индивидуальный аудитор) и их работники, обязаны соблюдать требование об обеспечении конфиденциальности информации, составляющей аудиторскую тайну (ч. 2 ст. 9 Федеральный закон от 30.12.2008 № 307-ФЗ ). Положение об аудиторской тайне, образец которого аудиторская организация разрабатывает самостоятельно, может являться тем локальным нормативным актом, который регламентирует вопросы работы со сведениями и документами, составляющими аудиторскую тайну.

Поскольку соблюдение аудиторской тайны – это обязанность аудиторов, ее нарушение грозит им административной и даже уголовной ответственностью.

Ответственность за нарушение аудиторской тайны

За разглашение информации с ограниченным доступом (а аудиторскую тайну составляют преимущественно именно такие сведения) лицо, получившее доступ к такой информации в связи с исполнением служебных или профессиональных обязанностей, может быть оштрафовано. Штраф составляет: на граждан в размере от 500 до 1 000 рублей, на должностных лиц — от 4 000 до 5 000 рублей (ст. 13.14 КоАП РФ ).

Поскольку аудиторской тайной являются в том числе и сведения, составляющие коммерческую тайну, незаконные разглашение или использование таких сведений без согласия их владельца лицом, которому она была доверена или стала известна по работе, чреваты уголовной ответственностью (ч. 2 ст. 183 УК РФ):

  • либо штраф в размере до 1 млн. рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 2 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет;
  • либо исправительные работы на срок до 2 лет;
  • либо принудительные работы на срок до 3 лет;
  • либо лишение свободы на срок до 3 лет.

Если разглашение коммерческой тайны причинило крупный ущерб, было совершено из корыстной заинтересованности или повлекло тяжкие последствия, уголовная ответственность за несоблюдение аудитором аудиторской тайны ужесточается (ч.ч. 3, 4 ст. 183 УК РФ).

Обращаем также внимание, что разглашение аудиторской тайны работником аудиторской организации или индивидуального аудитора рассматривается как грубое нарушение трудовых обязанностей. И даже однократного такого нарушения достаточно, чтобы с работником был расторгнут трудовой договор по инициативе работодателя (пп. «в» п. 6 ч. 1 ст. 81 ТК РФ).

Также с лица, виновного в разглашении аудиторской тайны, вправе требовать возмещения убытков (ст. 15 ГК РФ).

Когда раскрытие аудиторской тайны – не нарушение

В отдельных случаях передача без согласия лица сведений и документов, составляющих его аудиторскую тайну, третьим лицам не является нарушением (ч. 4 ст. 9 Федерального закона от 30.12.2008 № 307-ФЗ ).

Так, например, если у аудиторской организации или индивидуального аудитора при оказании аудиторских услуг возникло основание полагать, что сделки или финансовые операции проверяемого лица могли или могут быть осуществлены в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, об этом необходимо уведомить Росфинмониторинг (п.п. 2.1, 3 ст. 7.1 Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ , Постановление Правительства от 16.02.2005 № 82, Информационное сообщение Минфина от 25.04.2018 № ИС-аудит-22 ).

Кроме этого, с 01.01.2019 НК РФ дополняется статьей 93.2, регламентирующей вопросы истребования налоговиками документов (информации) у аудиторских организаций (индивидуальных аудиторов) (Федеральный закон от 29.07.2018 № 231-ФЗ ).

О раскрытии аудиторской тайны налоговикам

С 01.01.2019 на основании решения руководителя (зам.руководителя) ФНС налоговый инспектор по месту учета аудиторской организации вправе истребовать у аудиторской организации (индивидуального аудитора) документы и информацию, полученные при оказании аудиторских и прочих связанных с аудиторской деятельностью услуг (п. 1 ст. 93.2 НК РФ).

Такое решение может быть вынесено, если запрошенные налоговиками документы (информация) не были представлены при проведении в отношении аудируемого лица выездной налоговой проверки или проверки полноты исчисления и уплаты налогов в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами. Запрашиваемые документы должны служить основаниями для исчисления и уплаты (удержания, перечисления) налога (сбора, страховых взносов). Иными словами, речь идет не о внутренних документах аудиторов, а о документах проверяемых ими лиц. При этом запрашивать документы при проведении камеральной проверки налоговики не вправе.

Читайте так же:  Записаться на прием к судебному приставу

Решение ФНС должно содержать следующие сведения (п. 2 ст. 93.2 НК РФ):

  • реквизиты решения о проведении выездной налоговой проверки или проверки полноты исчисления и уплаты налогов в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами, в рамках которых возникла необходимость истребовать у аудиторской организации документов (информации), предмет проверки и период, за который она проводится;
  • дата направления проверяемому лицу требования о представлении документов (информации) и срок представления истребуемых документов (информации);
  • сведения о факте непредставления в установленный срок документов (информации), о получении уведомления о невозможности представления запрашиваемых документов (информации) или об отказе от представления запрашиваемых документов (информации);
  • сведения об аудиторской организации (индивидуальном аудиторе), проводившей аудит или оказывавшей прочие связанные с аудиторской деятельностью услуги (наименование организации (Ф.И.О. индивидуального аудитора), государственный регистрационный номер);
  • реквизиты или иные сведения, позволяющие аудиторской организации (индивидуальному аудитору) идентифицировать запрашиваемые документы (информацию).

Копия указанного решения вместе с требованием о представлении документов (информации) направляется аудиторской организации (индивидуальному аудитору) после истечения срока представления соответствующих документов (информации) проверяемым лицом.

Также документы (информация) могут быть запрошены у аудиторской организации (индивидуального аудитора), если в отношении проверяемого ими лица налоговикам поступил запрос компетентного органа иностранного государства (в случаях, предусмотренных международными договорами РФ) (п. 3 ст. 93.2 НК РФ). В этом случае решение ФНС должно содержать следующие сведения:

  • реквизиты запроса компетентного органа иностранного государства (территории);
  • сведения о наличии в запросе компетентного органа запрета на информирование лица, в отношении которого получен запрос, о передаче касающейся его информации (если такого запрета нет, аудиторы могут проинформировать лицо, что в отношении него получен иностранный запрос) (п. 4 ст. 93.2 НК РФ);
  • сведения об аудиторской организации (индивидуальном аудиторе), проводившей аудит или оказывавшей прочие связанные с аудиторской деятельностью услуги, за периоды, входящие в периоды проверки (наименование организации (Ф.И.О. индивидуального аудитора), государственный регистрационный номер);
  • реквизиты или иные сведения, позволяющие аудиторской организации (индивидуальному аудитору) идентифицировать запрашиваемые документы (информацию).

Аудиторская организация (индивидуальный аудитор) обязаны представить истребуемые документы (информацию) в течение 10 рабочих дней со дня получения требования (п. 5 ст. 93.2 НК РФ).

За непредставление в установленный срок запрошенных документов (информации) или представление документов с заведомо недостоверными сведениями аудиторская организация или индивидуальный аудитор могут быть оштрафованы на 10 000 рублей (п. 2 ст. 126 НК РФ).

Источник: http://glavkniga.ru/situations/k509350

АУДИТОРСКАЯ ТАЙНА

Финансово-кредитный энциклопедический словарь. — М.: Финансы и статистика . Под общ. ред. А.Г. Грязновой . 2002 .

Смотреть что такое «АУДИТОРСКАЯ ТАЙНА» в других словарях:

Аудиторская тайна — 1. Аудиторскую тайну составляют любые сведения и документы, полученные и (или) составленные аудиторской организацией и ее работниками, а также индивидуальным аудитором и работниками, с которыми им заключены трудовые договоры, при оказании услуг,… … Официальная терминология

АУДИТОРСКАЯ ТАЙНА — право аудируемого лица на неразглашение информации, полученной аудиторской организацией или индивидуальным аудитором в ходе проведения аудиторской проверки и при оказании сопутствующих аудиту услуг, установленное в ст. 8 Закона об аудиторской… … Энциклопедия российского и международного налогообложения

Аудиторская тайна — Аудиторские организации и индивидуальные аудиторы обязаны хранить тайну об операциях аудируемых лиц и лиц, которым оказывались сопутствующие аудиту услуги. Аудиторские организации и индивидуальные аудиторы обязаны обеспечивать сохранность… … Словарь: бухгалтерский учет, налоги, хозяйственное право

Федеральная резервная система США — (Federal Reserve System) Федеральная резервная система США это система банков, выполняющая роль центробанка США Федеральная резервная система США: предпосылки и история создания, закон о Федеральном Резерве, функции, Центробанк США, связи с ЦБ РФ … Энциклопедия инвестора

Видео (кликните для воспроизведения).

Источник: http://finance_loan.academic.ru/138/%D0%90%D0%A3%D0%94%D0%98%D0%A2%D0%9E%D0%A0%D0%A1%D0%9A%D0%90%D0%AF_%D0%A2%D0%90%D0%99%D0%9D%D0%90

Вопрос: Аудиторская тайна

Вопрос: Контроль качества работы субъектов аудиторской деятельности

Качество работы аудиторских организаций подвергается внутреннему и внешнему контролю, качество работы индивидуальных аудиторов под­вергается только внешнему контролю.

Внутренний контроль — методика и процедуры, принятые субъектом аудиторской деятельности для получения руководством разумной уве­ренности в том, что в ходе проверок выполняются требования норматив­ных актов, регулирующих аудиторскую деятельность.

Субъекты аудиторской деятельности обязаны установить и соблю­дать правила внутреннего контроля качества проводимых проверок. Требования к указанным правилам регламентируются федеральными правилами (стандартами) аудиторской деятельности.

Внешний контроль — система проверки качества работы индивиду­альных аудиторов и аудиторских организаций внешними проверяющими, установленная уполномоченным федеральным органом, имеющим право проводить такие проверки своими силами, а также делегировать право проведения таких проверок аккредитованным профессиональным объе­динениям в отношении участников этих объединений.

Уклонение от проведения внешней проверки качества работы или не­представление проверяющим всей необходимой для проверки документа­ции или иной информации может служить основанием для аннулирова­ния лицензии на осуществление аудиторской деятельности.

В случае выявления фактов систематического нарушения требований нормативных правовых актов или федеральных правил (стандартов) ау­диторской деятельности проверяющие обязаны сообщить о таких фактах в уполномоченный федеральный орган. Виновнее лица могут быть при­влечены к ответственности вплоть до аннулирования квалификационного аттестата аудитора, а также аннулирования лицензии на осуществление аудиторской деятельности.

Критерии систематичности нарушений требований актов, регулирую­щих аудиторскую деятельность, на уровне федерального законодательст­ва не установлены. Следовательно, констатация фактов систематического нарушения возможна лишь на основании вступившего в законную силу решения суда.

Читайте так же:  Запрещать ли интернет на работе — плюсы и минусы ограничений

Аудиторские организации и индивидуальные аудиторы обязаны хра­нить тайну об операциях аудируемых лиц и лиц, которым оказывались со­путствующие аудиту услуги; обес­печивать сохранность сведений и документов, получаемых и (или) составяляемых ими при осуществлении аудиторской деятельности, и не вправе передавать указанные сведения и документы или их копии третьим ли­цам либо разглашать их без письменного согласия экономического субъ­екта, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законода­тельством.

Уполномоченный федеральный орган и иные лица, получившие доступ к сведениям, составляющим аудиторскую тайну, обязаны сохранять кон­фиденциальность в отношении таких сведений.

В случае разглашения сведений, составляющий аудиторскую тайну, аудируемое лицо или лицо, которому оказывались сопутствующие аудиту услуги, а также субъекты аудиторской деятельности вправе потребо­вать от виновного лица возмещения причиненных убытков.

Находящиеся в распоряжении субъекта аудиторской деятельности до­кументы, содержащие сведения, составляющие аудиторскую тайну, предо­ставляются исключительно по решению суда уполномоченным данным ре­шением лицам или органам государственной власти Российской Федерации.

Поскольку Федеральный закон «Об аудиторской деятельности» не со­держит критериев отнесения сведений к аудиторской тайне, принцип со­хранения аудиторской тайны применим лишь к сведениям, содержащим коммерческую тайну объекта аудита, по аналогии закона.

Не могут составлять аудиторскую тайну сведения, содержащиеся в бухгалтерской отчетности, ввиду публичности данной отчетности.

Равным образом, не могут составлять аудиторскую тайну сведения, по­именованные в Постановлении Правительства РСФСР от 05.12.1991 г. №35 UO перечне сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну».

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Только сон приблежает студента к концу лекции. А чужой храп его отдаляет. 9002 — | 7654 — или читать все.

185.189.13.12 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно


Источник: http://studopedia.ru/2_60195_vopros-auditorskaya-tayna.html

Аудиторская тайна: сущность и содержание

После распада СССР в России стремительно начала развиваться рыночная система, поэтому постепенно в качестве одного из аспектов экономического контроля стал использоваться аудит. С его помощью можно добиться независимой проверки бухгалтерской отчетности и учета разнообразных предприятий и индивидуальных предпринимателей, используя при этом совершенно разнообразные методы и приемы. Однако для того чтобы полученные знания не попали в чужие руки, появился институт аудиторской тайны, который не дозволяет аудиторам разглашать никому полученную в результате проверки информацию.

Историческая справка

Прежде чем переходить к рассмотрению вопроса о том, что же является аудиторской тайной, следует предварительно понять, что в историческом аспекте привело к ее появлению.

Сами по себе аудиторы в современном понимании этого слова впервые появились только в Англии 19 века. Датой появления этого института принято считать именно 1844 год, хотя пользовались люди для проверки финансовой деятельности предприятий еще раньше. Но именно в этом году вышел закон об акционерных компаниях, который впервые в истории юридически закрепил то, что ежегодно правлению предприятия должен подаваться отчет, который проверяется независимым специалистом, а именно аудитором.

Постепенно институт аудиторства начал разрастаться, поэтому сейчас на территории России действует несколько тысяч небольших фирм, оказывающих подобные услуги. Все они должны действовать, опираясь в первую очередь на соблюдение тайны. Аудиторская тайна — это обязанность аудиторов не разглашать полученные в ходе проверки сведения, кроме случаев, когда это надлежит сделать по закону.

Деятельность аудитора

Как уже говорилось выше, одной из особенностей деятельности аудиторов является запрет на нарушение аудиторской тайны. Однако для того чтобы лучше понять, что же именно может входить в перечень полученных сведений, необходимо понять, какие же услуги может оказывать аудитор предприятию. В первую очередь аудиторы проводят независимую проверку финансовой отчетности лица, заказавшего аудит, чтобы получить представление о том, действительно ли документы достоверны. Но помимо этого, аудитор может оказывать еще и сопутствующие услуги, которые непосредственно связаны с его родом деятельности. К ним относятся:

  1. Консультирование по вопросам бухгалтерии, ведение учета, составление финансовой отчетности.
  2. Налоговое консультирование, составление налоговых деклараций и иные функции в сфере налогообложения.
  3. Анализирование деятельности предприятия, причем не только ее финансово-хозяйственной стороны, но и управленческой.

Конечно, это далеко не все аспекты деятельности аудиторов, но главное в этом вопросе понять можно — они могут быть замешаны в любой ситуации, которая непосредственно является связанной с финансами и управлением предприятием. Именно поэтому в случае разглашения сведений, составляющих аудиторскую тайну, наказание виновного лица будет весьма серьезным, ведь подобная информация может серьезно повредить организации.

Законодательная база

Для решения правовых вопросов, связанных с аудиторством, а если быть точнее, аудиторской тайной, существует специальный закон. Он был принят 30.12.2008 под номером №307-ФЗ «Об аудиторской деятельности». Особое внимание для понимания вопроса следует обратить именно на статью 9 закона — именно в ней подробно разъяснено, что же именно понимается под аудиторской тайной, перечислено, что же именно в нее входит. Также прописана возможность потребовать возмещения убытков от аудитора, который нарушил тайну, разглашая полученные сведения в том порядке, что непосредственно указан в законодательстве России.

Понятие

Теперь перейдем к понятию аудиторской тайны. Оно непосредственно закреплено в законе и подразумевает любые сведения и документы, которые были либо получены, либо самостоятельно составлены аудиторами, работающими с организацией по трудовому договору. И это вовсе не означает только то, что они не должны устно передавать любую информацию — сотрудники также обязуются не допустить передачи любых бумаг третьим лицам из своих рук, кроме случаев, когда на это имеется письменное разрешение ИП или организации, которой оказывалась услуга аудита.

Читайте так же:  Поддельные документы при приеме на работу

Что входит в аудиторскую тайну?

Как говорилось ранее, в понятие тайны входит любая информация, которая была получена проверяющим в результате осуществления своей деятельности. Обычно все полученные сведения отображается в следующих документах:

  1. Аудиторской программе, а также документах, которые содержат план проверки. Нельзя также разглашать любые записи, которые содержат в себе характер и объем проведенных аудиторских мероприятий.
  2. Любые сведения об исследованиях систем бухучета.
  3. Копиях учредительных и иных юридических документов, которые имеются у предприятия.
  4. Исследованиях хозяйственного характера проведенных операций, а также тенденций деятельности фирмы.
  5. Переписке с экспертами, которых требовалось привлечь для полноценного аудита.

К тому же под запретом разглашение любых документов, которые имеют в себе сведения о текущем экономическом состоянии компании.

Исключение

На первый взгляд может показаться, что под понятие попадают абсолютно все сведения, которыми владеет аудиторская компания. Но на самом деле это не так, поскольку в законе прямо указано, что существуют сведения, не составляющие аудиторскую тайну. К ним относятся:

  1. Любые сведения, которые до этого уже были разглашены самой компанией или те, что были озвучены с ее непосредственного согласия.
  2. Данные о том, что с организацией был непосредственно заключен договор на проведение аудита, а также информация об оплате аудиторских услуг.

Как можно увидеть, открытых сведений не так уж много, большинство подпадает под определение тайны, поскольку попадание столь важной информации в чужие руки может принести огромные убытки проверяемой организации.

Наказание

Сохранение аудиторской тайны является обязательным требованием, выдвигаемым к любому проверяющему, поэтому если действительно произошла утечка информации из-за разглашения, то на основании 6 части 9 статьи ФЗ «Об аудиторской деятельности» пострадавшая сторона может потребовать от аудиторов, которые оказывали ей услуги, возместить понесенные убытки в порядке, установленном законами РФ.

Виды ответственности

Нарушение аудиторской тайны наказуемо, однако виды ответственности за такое правонарушение могут быть совершенно разными:

  1. Гражданско-правовая ответственность налагается в тех случаях, когда идет речь о причинении вреда — достаточно часто материальном. Для того чтобы наложить подобный вид ответственности, пострадавшему лицу потребуется обратиться в арбитражный суд. Если судья вынесет положительное решение, то с аудитора будет взыскиваться вся сумма причиненного ущерба, а дополнительно к этому штраф. Практически всегда эта ответственность рассматривается в тех случаях, когда были разглашены регистры бухгалтерского учета.
  2. Административная ответственность также может быть наложена на нарушителя. Достаточно часто в виде наказания назначается штраф, предписание или выход из организации аудиторов на срок в 180 дней. Когда аудитор исключен из саморегулируемой компании, он попросту не может осуществлять свою деятельность на территории РФ.
  3. Наиболее тяжкой мерой наказания является уголовная ответственность. Она назначается по статье 202 УК РФ. Обычно в качестве наказания положен штраф в размере от 100 до 500 тысяч рублей, а в качестве альтернативной меры — лишение свободы на срок до 3 лет. Стандартно наказывается подобным видом ответственности аудитор, который превысил свои полномочия с целью получения личной выгоды, причем его действия при этом нанесли предприятию сильный вред.

Выдача сведений

Как известно, в ряде случаев налоговые органы действительно могут потребовать от аудиторов разгласить тайну их деятельности. Однако следует помнить, что получить они могут далеко не все сведения, к тому же для этого требуется предварительно получить решение суда. Только после этого документы могут быть переданы органам государственной власти страны в тех случаях, когда это непосредственно заявлено в законодательстве Российской Федерации.

Отмена тайны

В 2016 годы власти серьезно заговорили о том, чтобы внести в Госдуму законопроект об отмене аудиторской тайны. По сути, предполагается, что вследствие этой отмены аудиторы будут обязаны передавать Федеральной налоговой службе все данные, которые были получены ими в результате проверки. Сразу понятно, что подобная инициатива серьезно подорвет доверие организаций к аудиторским услугам, поскольку в некотором роде они станут внештатными сотрудниками Центробанка, ФНС и правоохранительных органов сразу. К слову сказать, подобные действия полностью противоречат сложившейся мировой практике описываемого института, поскольку аудиторы уже не будут в полной мере независимыми, а потому не смогут гарантировать надлежащий уровень проверки, который требуется по существующим стандартам.

Результат инициативы

Когда в 2017 году законопроект об отмене тайны прошел в Госдуме в первом чтении, финансовый мир России замер в ожидании. Считалось, что он уже окончательно станет действовать с 1 января 2018 года, однако свое слово здесь высказал Минфин РФ. Они прямо указали на то, что закон может вызвать серьезные риски в экономической отрасли, которые впоследствии просто приведут к образованию коллапса, поскольку бизнесмены, особенно те, что занимаются малым и средним бизнесом, попросту откажутся от услуг аудиторов, ибо информация станет открытой. Сейчас законопроект находится в замороженном состоянии, пока власти пытаются его серьезно доработать.

Заключение

Аудиторская тайна является одной из основополагающих в деятельности аудиторов, поскольку обеспечивает предприятиям конфиденциальность и отсутствие утечки личной информации. Любые попытки ее уничтожить только приведут к дальнейшей невостребованности аудиторов, поскольку организации не смогут доверять проверяющим. Также будет поставлена под вопрос и независимая оценка, которую выдают проверяющие, поскольку в некотором роде на них смогут повлиять государственные органы. Так что аудиторская тайна является весьма весомым аргументом для бизнесменов, которые хотят проверить свои фирмы.

Источник: http://businessman.ru/auditorskaya-tayna-suschnost-i-soderjanie.html

Аудиторская тайна. Сущность и содержание

Одной из важнейших обязанностей аудитора является сохранение аудиторской тайны.

Читайте так же:  Должностная инструкция заведующего детским садом

Аудиторская тайна — это любые сведения и документы, полученные и (или) составленные аудиторской организацией и ее работниками, а также индивидуальным аудитором и работниками, с которыми им заключены трудовые договоры, при оказании услуг, предусмотренных настоящим Федеральным законом, за исключением:

  • 1) сведений, разглашенных самим лицом, которому оказывались услуги, предусмотренные настоящим Федеральным законом, либо с его согласия;
  • 2) сведений о заключении с аудируемым лицом договора о проведении обязательного аудита;
  • 3) сведений о величине оплаты аудиторских услуг. [4, статья 9]

Аудиторские организации и индивидуальные аудиторы обязаны хранить тайну об операциях аудируемых лиц и лиц, которым оказывались сопутствующие аудиту услуги.

Аудиторские организации и индивидуальные аудиторы обязаны обеспечивать сохранность сведений и документов, получаемых и (или) составляемых ими при осуществлении аудиторской деятельности, и не вправе передавать указанные сведения и документы или их копии третьим лицам либо разглашать их без письменного согласия организаций и (или) индивидуальных предпринимателей, в отношении которых осуществлялся аудит и оказывались сопутствующие ему услуги, за исключением случаев, предусмотренных Законом об аудите и другими федеральными законами.

Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий государственное регулирование аудиторской деятельности (далее — уполномоченный федеральный орган), и иные лица, получившие доступ к сведениям, составляющим аудиторскую тайну в соответствии с Законом об аудите и другими федеральными законами, обязаны сохранять конфиденциальность в отношении таких сведений.

В случае разглашения сведений, составляющих аудиторскую тайну, аудиторской организацией, индивидуальным аудитором, уполномоченным федеральным органом, а также иными лицами, получившими доступ к таким сведениям, на основании Закона об аудите и иных нормативных правовых актов РФ аудируемое лицо или лицо, которому оказывались сопутствующие аудиту услуги, а также аудиторские организации и индивидуальные аудиторы вправе потребовать от виновного лица возмещения причиненных убытков (Федеральный закон № 164-ФЗ).

Уполномоченные лица со своей стороны должны обеспечить конфиденциальность сведений в отношении деятельности проверяемых аудитором лиц, которые станут известны им в ходе проведения проверки качества.

Для соблюдения конфиденциальности и безопасного содержания рабочих документов и их сохранности в соответствии с практическими, юридическими и профессиональными требованиями аудитору следует сохранять записи в течение не менее пяти лет после проведения аудита.

Рассмотрим понятие коммерческой тайны. Потребность в защите информации привела к появлению в российском законодательстве на рубеже 1990-х гг. категории «коммерческая тайна». Так, в п. 4 ст. 10 Федерального закона от 21.11.1996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» (в ред. Федерального закона от 28.03.2002 № 32-ФЗ) записано, что содержание регистров бухгалтерского учета и внутренней бухгалтерской отчетности является коммерческой тайной. Лица, получившие доступ к такой информации, обязаны хранить коммерческую тайну. За ее разглашение они несут ответственность, установленную законодательством РФ.

Законодательство о защите коммерческой тайны, основанное на Конституции, включает положения ГК, УК, ТК и ряда других законов и подзаконных актов.

Важная роль в регулировании отношений, связанных с созданием, использованием и защитой информации, составляющей коммерческую тайну, принадлежит Федеральному закону от 20.02.1995 № 24-ФЗ «Об информации, информатизации и защите информации». В этом Законе дано понятие конфиденциальной информации, разновидностью которой является коммерческая тайна.

Из ст. 139 ГК следует, что законодатель, устанавливая одни и те же условия для признания информации служебной и коммерческой тайной, исходит из того, что фактическое их содержание в ряде случаев также совпадает. Критерием отнесения информации к различным видам тайны (служебной или коммерческой) является различие субъектов, в собственность которых поступили сведения. Законодательство РФ относит к сведениям служебного характера лишь ту информацию, которая связана с деятельностью по обеспечению государственной службы.

Перечень сведений и документов, содержащих коммерческую тайну, не регламентируется государственными нормативными актами. Их определяет обладатель (собственник) конфиденциальных сведений, исходя из специфики деятельности каждой конкретной организации (характера ее деятельности, организации, технологии и управления, состава и количества поставщиков, условий рынка сбыта и т.д.).

Разработкой перечня сведений, составляющих коммерческую тайну, должна заниматься постоянно действующая экспертная комиссия, в состав которой включаются руководители и сотрудники ведущих структурных подразделений организации. В крупных организациях при большом объеме «закрытых работ» в составе комиссии могут создаваться рабочие группы из числа сотрудников организации. В необходимых случаях для консультации могут привлекаться работники правоохранительных органов и специальных служб РФ.

Перечень не подлежащих разглашению конфиденциальных сведений следует внести в договор на оказание аудиторских услуг между аудитором и лицом, подлежащим аудиту. В него не включаются сведения, которые в соответствии с законодательством РФ не могут быть отнесены к конфиденциальной информации (коммерческой тайне).

Публикация или иное разглашение конфиденциальной информации проверяемых лиц не являются нарушением профессиональной этики, если данные действия были произведены:

  • · в случае, предусмотренном законодательными актами или решениями судебных органов;
  • · с разрешения проверяемого лица при условии соблюдения интересов всех сторон, которые могут быть затронуты;
  • · в целях защиты профессиональных интересов аудитора в ходе официального расследования или частного разбирательства, проводимого руководителями или уполномоченными представителями проверяемых лиц;
  • · в случае намеренного и незаконного вовлечения аудиторской организации проверяемым лицом в действия, противоречащие законодательным и профессиональным нормам. [8, с. 107-110]

Практическая ситуация № 4

Для нахождения общего уровня существенности аудиторская организация использует состав и значения основных финансовых показателей, представленные в таблице.

Показатель бухгалтерской отчетности аудируемого лица

Видео (кликните для воспроизведения).

Источник: http://vuzlit.ru/517933/auditorskaya_tayna_suschnost_soderzhanie

Аудиторская тайна — понятие, какие сведения ее составляют
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here