Содержание
Какие сведения относятся к налоговой тайне
Понятие налоговой тайны является относительно новым для отечественного законодательства, оно действует менее 20 лет, поэтому не все тонкости достаточно разъяснены и понятны бизнесменам.
Постараемся разъяснить, какие сведения можно отнести к налоговой тайне, для кого они могут быть важны, кто имеет к ним доступ и как именно ее охраняет закон.
Налоговая тайна и отечественный закон
Налоговый кодекс, вступивший в действие в 1999 году, впервые предусмотрел и понятие налоговой тайны – в ст. 102. В ней дается определение: налоговая тайна – вся информация, касающаяся налогоплательщика, которая стала известна о нем ряду государственных органов вследствие выполнения ими своих профессиональных функций:
- налоговым;
- таможенным;
- следственным;
- правоохранительным;
- внебюджетным фондам.
Однако ст. 102 НК РФ не расшифровывает, какие разновидности информации следует относить к налоговой тайне. Эти данные можно почерпнуть из других нормативных актов, в частности письма Министерства Финансов РФ № 03-02-08/41 от 11 апреля 2011 года.
Касательно физических лиц, налоговая тайна является юридически тождественной понятию «персональные данные», которые регламентируются и охраняются Федеральным законом № 152 от 27 июля 2006 года.
Ответственность за разглашение налоговой тайны предусматривается различными Кодексами РФ:
- административная – ст. 13.13 КоАП;
- материальная – ст. 1069 ГК РФ;
- уголовная – ч. 2 ст. 183 УК РФ.
Почему тайна?
Закон охраняет право на конфиденциальность и ограниченный доступ к ряду сведений, формулируя понятия налоговой, коммерческой, военной тайны.
Налоговые органы по самой своей функции, определенной государством, собирают информацию о материальном (имущественном, денежном) положении людей и организаций. Если такие данные станут общим достоянием и будут распространяться бесконтрольно, это в ряде случаев может принести юридическому или физическому лицу вред разной степени тяжести.
Какие данные относят к налоговой тайне
Они не перечисляются в тексте Налогового кодекса, но можно сделать вывод о том, что налоговую тайну составляют:
- сведения из «первички» – документации, на основании которой формируются отчеты для ИНФС (кассовые ордера, акты, накладные, платежки и др.);
- налоговые декларации;
- перечисление активов, фондов, других материальных ресурсов;
- вся финансовая документация, к которой нет открытого доступа;
- данные, касающиеся отчислений в соцфонды;
- личная информация;
- патенты, ноу-хау, разработки организации;
- сведения уровня коммерческой тайны.
Это не налоговая тайна
Перечень «засекреченных» сведений не является закрытым, тогда как данные, не относимые к налоговой тайне, четко перечислены в НК РФ. В отличие от сведений, составляющих тайну, остальные данные называются «общедоступными». Это значит, что конфиденциальность для них необязательна.
Для граждан-физлиц, чьи персональные данные защищаются законом наравне с налоговой тайной, общедоступными считаются:
- ФИО;
- число и место рождения;
- номера телефонов;
- сведения о профессиональной занятости.
Относительно юридических лиц не относятся к налоговой тайне такие сведения:
- название организации как в полном, так и в сокращенном виде;
- форма собственности юрлица (АО, ООО и др.);
- адрес фирмы (фактическое местопребывание или юридический);
- имена руководства.
ВАЖНАЯ ИНФОРМАЦИЯ! Если гражданин или уполномоченное лицо от организации подписали специальный документ о том, что разрешают распоряжаться рядом сведений (например., информацией о месте работы, банковских реквизитах, достижениях и пр.), то эта информация автоматически исключается из круга, составляющего налоговую тайну.
Что не является налоговой тайной
Как для физлиц – индивидуальных предпринимателей, так и для компаний не будут являться налоговой тайной:
- номер ИНН (его легко узнать по фамилии человека или названию фирмы, а они не относятся к тайне);
- сведения об имевших место налоговых нарушениях (эта информация содержится открыто в ЕГРЮЛ и ЕГРИП);
- результаты проверок налоговыми органами (запрещено распространение налоговой информации только о кандидатах в выборные органы);
- налоговый режим, используемый налогоплательщиком (общий или один из специальных);
- данные о платежах в госструктуры (они помещаются в открытую Государственную информационную систему);
- информация, переданная вышестоящим инстанциям из местных властей или иностранным органам в рамках международного сотрудничества.
Режим секретности нарушен
Нарушение налоговой тайны может иметь место в одной из следующих ситуаций:
- сотрудник, имеющий доступ к охраняемым законом сведениям, разгласил их;
- документы, на которых зафиксированы сведения, были утрачены.
Чтобы за такое нарушение по закону наступила юридическая ответственность, должны одновременно действовать три фактора:
- Разглашение сведений или утрата документов принесли их владельцу-налогоплательщику прямой ущерб.
- Установление вины соответствующего должностного лица, то есть сотрудника налоговых органов (виновное действие или бездействие).
- Именно это действие или бездействие стало прямой причиной причинения ущерба.
Что грозит за нарушение налоговой тайны
Закон предусматривает три вида ответственности за разглашение налоговой тайны или утрату служебной документации из этой категории.
Материальное возмещение полученного потерпевшим ущерба осуществляется за счет госбюджета, поскольку вина лежит на государственном органе.
Административная ответственность для лица, разгласившего конфиденциальные сведения, обещает виновному штраф в 4-5 тыс. руб. для юрлиц и 500–1000 руб. для граждан.
Возможно, отвечать придется и по Уголовному кодексу – нарушивший режим секретности может сесть в тюрьму на 3 года, а если ущерб был особенно значительным, то и до 7 лет, либо заниматься принудительными работами до 5 лет.
Кто вправе получить доступ к налоговой тайне
Налоговый орган в некоторых случаях обязан предоставлять информацию, даже если она составляет налоговую тайну. Дать такие сведения налоговики обязаны, только если правильно соблюдены все условия:
- запрос на фирменном бланке уполномоченной организации, зарегистрированный как официальная документация;
- обязательная подпись руководителя запрашивающей организации (в электронной форме допускается ЭЦП);
- в тексте запроса должен указываться нормативный акт, который позволяет требовать секретные сведения;
- нужно обосновать цель получения данных налоговой тайны и написать реквизиты документации, на основании которой они требуются (такие как судебные решения, уголовные дела и т.д.).
Составить такой запрос имеют право:
- государственные органы и уполномоченные ими сотрудники;
- следственные органы;
- суд;
- контрагенты с целью проверки благонадежности потенциального партнера (они могут получить отнюдь не любую информацию).
Источник: http://assistentus.ru/nalogi-i-uchet/nalogovaya-tajna/
Аудиторская тайна — понятие, какие сведения ее составляют
Многие компании заказывают проверку различных аспектов своей деятельности внешним аудиторам. Спектр информации, к которой получают доступ контролеры, достаточно широк, но ограничивается только тематикой проверки. Большинство данных являются конфиденциальными и не подлежат разглашению третьим лицам. Поэтому в законодательстве предусмотрено понятие аудиторской тайны, способы ее сохранения и санкционированного распространения.
Понятие и сущность аудиторской тайны
Внешние аудиторы осуществляют свою деятельность в рамках федерального закона № 307-ФЗ от 30.12.2008. Этим нормативным актом предусматривается обязанность компаний и предпринимателей, занимающихся аудиторской деятельностью либо оказывающих сопутствующие услуги, сохранять от несанкционированного доступа часть информации о других субъектах хозяйствования, которая становится известна в ходе выполнения проверок.
Законодательство также определяет, какие сведения не являются аудиторской тайной:
- данные о проверяемом субъекте хозяйствования, которые находятся в свободном доступе и распространены их владельцем;
- факты заключения соглашений на проведение аудиторских и сопутствующих мероприятий;
- стоимость услуг аудитора.
Правовой режим аудиторской тайны относит эту группу конфиденциальной информации к разряду профессиональных тайн, так как доступ к ней появляется у внешних проверяющих после заключения договора на предоставление услуг, согласно которому они должны выполнять определенные обязанности. При работе с документами заказчика и составлении отчетности по результатам мероприятий необходимо соблюдать определенные правила по защите информации от несанкционированного доступа и дальнейшего архивного хранения таких данных.
Это правило предполагает, что даже после окончания действия договора аудиторы не имеют права раскрывать полученные сведения. Если владельцу информации будет нанесен ущерб, то для компании и виновных в разглашении сотрудников наступает ответственность и обязанность возместить причиненный вред.
Разглашение аудиторской тайны
Вместе с тем законодательство предусматривает несколько случаев, когда аудиторы освобождаются от ответственности за передачу конфиденциальной информации третьим лицам:
Во-первых, письменное разрешение на передачу кому-либо аудиторской тайны может дать собственник данных. В этом документе указывают кому и в каком объеме могут быть переданы сведения.
Во-вторых, доступ к информации могут получить правоохранительные органы, которые ведут расследование в отношении клиента аудиторов либо его контрагентов.
Аудиторская тайна является одним из видов охраняемой законодательством информации, поэтому доступ к ней может быть получен только с разрешения судебных инстанций. При этом в решении суда обязательно указывают конкретные документы или данные, доступ к которому оно разрешает.
Зачастую это правило (УПК РФ, ст. 183) нарушается. Следователь или дознаватель могут требовать разглашения аудиторской тайны по запросу или осуществлять выемку не указанных в решении доказательств. У аудитора могут изъять компьютеры, где содержится информация обо всех клиентах компании, что также противоречит законодательству.
В-третьих, у аудиторов есть обязанность передавать некоторую информацию в Федеральную службу финансового мониторинга — ФСФМ (закон № 115-ФЗ, ст. 7.1). Для соблюдения требований законодательства по пресечению легализации доходов, если в ходе проверки или иного взаимодействия с клиентом аудиторы выявят признаки незаконных операций, они должны сообщить об этом факте в ФСФМ. Аудиторам даже установлены сроки для такого уведомления финансовых инспекторов и ответственность за сокрытие информации. При этом владелец сведений не ставится в известность о передаче его конфиденциальных данных.
В-четвертых, начиная с 2019 года запрашивать у аудиторской компании финансовую информацию и документы клиентов может налоговое ведомство (НК РФ, ст. 93.2). Налоговики могут потребовать у аудиторов документы, которые им не предоставил собственник информации. Оснований для такого запроса два — проведение проверки в отношении клиента аудиторов и запрос иностранного госоргана, если его выполнение предусмотрено международными соглашениями.
Ответственность за несанкционированное разглашение аудиторской тайны
Поскольку информация, которая является аудиторской тайной, ограничена в распространении, виновных в нарушении конфиденциальности физ. лиц и субъектов хозяйствования можно привлечь к ответственности.
Сотрудников, которые работают в аудиторской фирме можно наказать за разглашение данных дисциплинарно, заставить возместить ущерб в рамках гражданского иска, оштрафовать либо лишить свободы (УК РФ, ст. 202).
Например, к таким видам сведений можно отнести персональные данные, коммерческую, налоговую и другие виды тайн.
Субъекты хозяйствования, осуществляющие аудиторское обслуживание, за нарушение аудиторской тайны могут быть привлечены к гражданско-правовой и административной ответственности в виде возмещения ущерба собственнику информации и штрафа, а также лишены лицензии на оказание таких услуг.
Аудиторы в ходе своей деятельности получают доступ к разного рода конфиденциальной и охраняемой информации других лиц. Им вменяется в обязанность не разглашать такие данные. Любая документация как полученная в ходе заказанных проверок, так и составленная по их итогам является аудиторской тайной. Нарушить режим ее сохранения можно только в строго определенных законодательством случаях. Несанкционированное разглашение такой информации может привести не только к обязанности возместить ущерб собственнику сведений, но и к отзыву лицензии на аудиторскую деятельность. Кроме того, при выявлении фактов передачи информации без разрешения закона или владельца данных, может существенно пострадать репутация аудиторов, что может повлечь за собой прекращение деятельности компании-нарушителя из-за отсутствия доверия к ней и клиентов.
Налоговая тайна: понятие, особенности, изменения в законодательстве
Банки Сегодня Лайв
Статьи, отмеченные данным знаком всегда актуальны. Мы следим за этим
А на комментарии к данной статье ответы даёт квалифицированный юрист а также сам автор статьи.
В 2016 году вступил в силу Федеральный закон № 134-ФЗ, согласно которому данные об уплате налогов и сборов, численности работников и сумме доходов и расходов налогоплательщиков были исключены из категории налоговой тайны. Что такое налоговая тайна и как поправки к Налоговому кодексу отразятся на деятельности предприятий, раскрывается в этой статье.
Налоговая тайна в российском законодательстве
Категория налоговой тайны – относительно новая для российского законодательства и была впервые введена в 1999 году со вступлением в силу первой части Налогового кодекса РФ. Положения налоговой тайны раскрыты в статье 102 документа. (скачать статью 102 НК РФ, последняя редакция)
Налоговый кодекс не раскрывает перечень данных, относимых к категории налоговой тайны, но исходя из других норм кодекса, можно составить примерный перечень.
Данные, относящиеся к налоговой тайне, включают в себя:
- данные первичной документации (кассовые ордеры, накладные, квитанции);
- документы о движении фондов, денежных средств и других активов;
- финансовые документы, которые не подлежат раскрытию и опубликованию;
- личная информация работников;
- объекты интеллектуальной собственности (разработки, ноу-хау, патенты);
- данные о налогах и сборах, которые оплачены за товар, ввозимый на территорию Евразийского союза (ЕАЭС);
- прочая информация, включаемая в состав коммерческой тайны.
Таким образом, к налоговой тайне относится достаточно широкий круг информации, которая передается налоговым и другим государственным органам, но не должна быть общедоступна.
Статья 102 Налогового кодекса РФ (скачать статью 102 НК РФ, последняя редакция) отдельно оговаривает принципы налоговой тайны для специальных деклараций. Специальная декларация подается физическими лицами, которые желают в рамках очередного этапа «амнистии капиталов» задекларировать имущество в других странах – недвижимость, средства на счетах, ценные бумаги, корпоративные права.
Для специальных деклараций действуют более жесткие требования – закрытой является значительная часть информации из таких деклараций, включая данные о декларируемом имуществе, идентификационных кодах, о постановке на налоговый учет и т.д.
Какие данные не являются налоговой тайной?
Российское налоговое законодательство не определяет данные, причисляемые к налоговой тайне, однако достаточно четко указывает, что тайной не является. Это закрепляется в подпунктах 1.1-1.13 статьи 102 Налогового кодекса РФ.
Исходя из норм кодекса, не являются налоговой тайной такие данные:
- данные, которые являются общедоступными, или которые сам налогоплательщик определил, как общедоступные – название организации (ФИО физического лица или ИП), контактные данные, номера телефонов, вид деятельности и аналогичные данные;
- данные об идентификационном номере налогоплательщика (ИНН);
- данные о нарушениях налогового законодательства налогоплательщиками;
- данные, полученные от соответствующих органов иностранных государств;
- данные о доходах кандидатов на выборные должности, подаваемые в избирательные комиссии;
- данные, передаваемые в ГИС ГМП (государственная информационная система о государственных и муниципальных платежах) – информация об оплате госпошлины, административных штрафов и т.д.;
- информация о специальных налоговых режимах (УСН, ЕНВД и аналогичные);
- информация о постановке на налоговый учет физических лиц и иностранных организаций.
Данный перечень действовал до 2016 года и представлял собой данные, которые не представляли собой конфиденциальную информацию и были общедоступными.
Видео (кликните для воспроизведения). |
Однако начиная с 2016 года из разряда налоговой тайны были выведены также важные данные о налогоплательщиках:
- данные о среднесписочной численности работников;
- данные о суммах уплаченных налогов и сборов;
- данные о доходах и расходах организаций.
Как видно, понятие налоговой тайны после 2016 года в значительной степени потеряло свою актуальность, ведь огромный массив данных теперь может быть свободно опубликован в общедоступных источниках.
Доступ к налоговой тайне
Налоговый орган должен обеспечить конфиденциальность данных, на которые распространяется налоговая тайна. При этом в отдельных случаях налоговый орган обязан передать информацию налогоплательщика, в том числе и попадающую в категорию налоговой тайны.
Запрашивать закрытую информацию о налогоплательщиках имеют право:
- органы государственной власти, их сотрудники;
- правоохранительные и следственные органы;
- суды;
- контрагенты налогоплательщика (для проверки надежности контрагента).
Информация, составляющая налоговую тайну, может быть предоставлена только при условии соблюдения определенных требований:
- запрос на получение информации должен быть составлен на официальном бланке и быть зарегистрирован в установленном порядке;
- в запросе должна стоять подпись руководителя организации, которая запрашивает данные (при электронном документообороте запрос подписывается ЭЦП);
- информацию можно предоставить только на основании определенного нормативного акта (закон, постановление, приказ и т.д.), что также должно быть отражено в запросе;
- запрос должен также содержать обоснование цели получения информации и реквизиты соответствующих документов – судебных решений, уголовных дел и прочих.
С учетом последних изменений в законодательстве, такая сложная процедура будет использоваться достаточно редко – большая часть данных будет размещена в открытом доступе.
Налоговый кодекс РФ предусматривает ответственность за нарушения, связанные с получением доступа к налоговой тайне. Нарушения бывают двух видов: незаконное разглашение налоговой тайны сотрудниками компетентных органов и утрата документов, содержащих закрытые данные налогоплательщиков.
Ответственность должностных лиц наступает в тех случаях, когда установлен ущерб налогоплательщика, выявлены противоправные действия со стороны чиновника, и между этими фактами есть причинно-следственная связь.
По факту незаконного разглашения информации, содержащей налоговую тайну, ответственность должностных лиц может быть таких форм:
- материальная – предполагает возмещение налогоплательщику нанесенного в результате материального ущерба;
- дисциплинарная – выговор, предупреждение, лишение премии;
- административная – на должностное лицо, виновное в нарушении, накладывается штраф в размере от 4000 до 5000 рублей;
- уголовная – за разглашение банковской, налоговой или коммерческой тайны возможно наказание вплоть до 1,5 миллиона рублей штрафа и 7 лет лишения свободы.
В случае, если действия должностного лица не привели к серьезному ущербу, оно несет материальную и дисциплинарную ответственность. Если нарушения причинили ущерб, но он определен как незначительный – накладывается штраф. Но если нарушение повлекло тяжкие последствия, был злой умысел, а должностное лицо действовало с корыстной заинтересованностью – оно несет уголовную ответственность.
Следует отметить, что после внесения изменений в налоговое законодательство ожидается снижение числа нарушений налоговой тайны, поскольку самая важная информация будет публиковаться в открытом доступе в соответствии с новыми нормами.
Изменения в законодательстве, касающиеся налоговой тайны в 2018-2019 годах
В последние годы в налоговом законодательстве произошли изменения в части налоговой тайны. Государственной Думой был принят Федеральный закон от 01.05.2016 № 134-ФЗ «О внесении изменений в статью 102 части первой Налогового кодекса Российской Федерации». Этот закон расширил перечень данных, на которые не распространяется налоговая тайна. Закон вступил в силу с 1 июня 2016 года.
Со вступлением в силу закона к налоговой тайне больше не относится такая информация:
- среднесписочная численность работников;
- сумма уплаченных налогов и сборов (за исключением сумм уплаченных платежей за ввоз товаров на территорию Евразийского союза (ЕАЭС);
- сумма доходов и расходов организации, отображаемая в бухгалтерской отчетности.
Эти данные будут размещаться в открытом доступе, поэтому для следственных и судебных органов, а также контрагентам больше не придется составлять запросы на получение этих данных. Порядок получения информации, которая остается налоговой тайной, не изменяется.
Для публикации данных создана информационная система «Прозрачный бизнес», которая будет доступна на сайте Федеральной налоговой службы. Сроки запуска системы переносятся – сначала планировалось начать работу системы в июле 2017 года, затем указывалась дата 1 июня 2018 года, после этого запуск был перенесен на 1 августа, а еще позднее – на 10 августа 2018 года.
Публикация данных планируется в соответствии с определенным графиком, утвержденным приказом ФНС России от 29.12.2016 № ММВ-7-14/729@ и приведенным в таблице:
Сроки публикации | ||
---|---|---|
Ежемесячно 25 числа | Ежегодно 25 июля | Ежегодно 25 февраля |
|
|
|
Публикуемые ежегодно данные касаются предыдущего года, а публикуемые ежемесячно – актуальны на 1 число месяца.
В законе сделано исключение: нововведения не касаются стратегических предприятий, организаций оборонно-промышленного комплекса и организаций, которые считаются крупнейшими налогоплательщиками. Информация о таких налогоплательщиках будет публиковаться с 2020 года.
Закон допускает, что юридические лица могут добровольно раскрывать информацию о себе, составляющую налоговую тайну. Предполагается, что добросовестные налогоплательщики добровольно раскроют информацию, чтобы повысить прозрачность своего бизнеса для контрагентов.
Однако по состоянию на 2018 год понятие «налоговая тайна» потеряло большую часть своего значения, ведь основная часть информации выведена из разряда тайны, а оставшиеся данные не представляют значительного интереса.
Последствия принятых изменений
Основной мотив произошедших изменений в законодательстве – желание сделать более прозрачной работу с контрагентами. Так, руководство ФНС считает, что при новой системе предприятия смогут более точно определить платежеспособность контрагента, избежать фирм-однодневок.
Система «Прозрачный бизнес» – не первый подобный сервис, но по сравнению с конкурирующими решениями (СПАРК, Сбис, и пр.) он будет бесплатным для использования. Следовательно, для предприятий малого и среднего бизнеса его использование будет более предпочтительным.
Однако у нововведений существует масса критиков. В частности, значительная часть российской экономики находится «в тени», и «теневого» контрагента невозможно проверить в принципе.
Также спорна польза раскрытия информации о задолженности и недоимках по налогам и сборам. При существующей системе администрирования налогов плательщикам приходится обжаловать ошибочные начисления, и процесс обжалования длительный. Информация же о наличии недоимок негативно повлияет на репутацию налогоплательщика, даже если недоимки касаются ошибочно начисленных налогов, в отношении которых продолжаются разбирательства.
Есть риск того, что после полноценного запуска системы проверки контрагентов у налогоплательщиков будет меньше шансов выиграть в спорной ситуации, ведь имея информацию о налоговых начислениях и оплатах контрагента, предприятия должны будут сами оценивать их платежеспособность и добропорядочность.
Существенный недостаток отмены режима налоговой тайны для части информации – попадание этой информации к недобросовестным конкурентам, которые могут использовать это нечестным образом. Например, теперь легко можно будет отследить доходность компании, ее финансовый потенциал, что обычно считается коммерческой тайной, особенно для малого и среднего бизнеса. Высокорентабельные предприятия, таким образом, смогут стать мишенью для рейдеров и недобросовестных конкурентов.
Как результат, после внесения изменений в налоговое законодательство предпринимателям нужно более серьезно подходить к вопросам своей безопасности – тщательно проверять контрагентов, не допускать недоимок по налогам и сборам, следить за действиями конкурентов.
На комментарии к данной статье ответы даёт квалифицированный юрист а также сам автор статьи.
Налоговая тайна: какие сведения она включает?
1 января 2019 года институту налоговой тайны исполнилось ровно 20 лет: именно в 1999 году данный термин впервые получил официальный статус после его закрепления в части 1 Налогового кодекса РФ. В настоящее время понятие налоговой тайны определяется в ст.102 НК РФ.
Под налоговой тайной подразумевается любая информация, полученная ФНС, ОВД, следственными органами, органами внебюджетного фонда, таможенными органами о налогоплательщиках и плательщиках страховых взносов.
Как видим, дав определение налоговой тайны законодатель не привёл перечень сведений, эту тайну составляющих. Однако в указанной ст. 102 НК РФ приводится список данных, не относящихся к налоговой тайне, то есть составляющие налоговую тайну сведения законодательно определены методом исключения той информации, которая к таким сведениям не относится. Так, не относятся к налоговой тайне:
- Общедоступные сведения, а также сведения, которые налогоплательщик сам определил, как общедоступные. Например, это наименование фирмы, номера ее телефонов, величина уставного капитала, виды деятельности по ОКВЭД и т.д.
- Сведения об ИНН.
- Информация о нарушениях налогового законодательства, допущенных налогоплательщиком.
- Данные о специализированных налоговых режимах, используемых плательщиком налогов и т.д.
Примечательно, что с каждым годом перечень данных, исключенных из налоговой тайны, продолжает увеличиваться. Например, в 2016 году налоговой тайной перестала быть следующая информация:
- о среднесписочном количестве работников организации;
- о величине доходов и расходов согласно бухгалтерским бумагам;
- о величине уплаченных налогов и сборов;
- о постановке на налоговый учет иностранных компаний;
- о постановке на налоговый учёт физических лиц, оказывающих услуги физическим лицам для личных, домашних или иных подобных нужд.
Некоторые из сведений, которые законодатель исключил из налоговой тайны, поэтапно размещаются в форме открытых данных на сайте ФНС:
Рассматриваемые базы будут регулярно обновляться. Полный список доступных сведений об организациях можно также посмотреть на сайте ФНС РФ.
«Постоянный процесс рассекречивания налоговых тайн налогоплательщиков направлен, в первую очередь, на защиту компаний от сотрудничества с недобросовестными контрагентами. Используя сведения, размещенные в открытом доступе, организация может легко проверить будущего партнера перед подписанием контракта».
Несмотря на то, что законодательно перечень сведений, составляющих налоговую тайну, не определён, традиционно к налоговой тайне относят следующие сведения:
Ответственность за разглашение налоговой тайны
Несмотря на то, что сведений, составляющих налоговую тайну, становится все меньше, некоторые из них вряд ли когда-нибудь будут выведены из перечня сведений, составляющих налоговую тайну. Это касается сведений, имеющих отношение к научно-техническим инновациям или условиям договоров, данных, содержащихся в первичных документах налогоплательщика и т.д. Разглашение, то есть передача указанных сведений третьим лицам не только нарушает права налогоплательщика как человека и гражданина, но также может нанести непоправимый экономический ущерб его предпринимательской деятельности.
По этим причинам субъекты, работающие со сведениями, составляющими налоговую тайну, должны соблюдать особые правила их сбора, обработки, хранения и защиты. За нарушение установленных правил предусмотрена дисциплинарная, административная и даже уголовная ответственность.
Уголовная ответственность закрепляется ст.183 УК РФ. Указанная статья фиксирует четыре состава преступления, связанных с посягательством на налоговую тайну:
Однако уголовная ответственность в случае совершения общественно опасных деяний, посягающих на налоговую тайну, является не единственным негативным последствием для нарушителя; не исключено, что к нему будет предъявлен иск о возмещении ущерба по уголовному делу или в порядке гражданского судопроизводства. При этом следует знать, что в силу ст.103 НК РФ потерпевший может предъявить требования о возмещении ущерба к налоговым органам. Чтобы взыскать ущерб, компания должна доказать состав правонарушения, в частности должны быть установлены:
Иск компания может предъявить в арбитражный суд.
Если вы столкнулись с нарушением налоговой тайны
Если сведения, составляющие налоговую тайну компании, стали достоянием общественности, то фирме необходимо обратиться за поддержкой к опытному уголовному адвокату, который:
- проверит, действительно ли обнародованная информация относится к сведениям, составляющим налоговую тайну;
- выяснит, кто именно допустил утечку информации;
- поможет добиться возбуждения уголовного дела и привлечения виновных лиц к справедливой ответственности;
- окажет правовую помощь по взысканию ущерба с виновных лиц.
Также компании следует внимательно относиться к запросам о предоставлении различных документов, в том числе для суда. В целях уголовно-правовой защиты бизнеса рекомендуется предоставлять не все подряд, а выписки или выборочные копии страниц с необходимыми сведениями. В этом случае в руки недобросовестных лиц не попадет лишняя информация. Перед предоставлением документов рекомендуется посоветоваться с адвокатом на этот счет.
Следовательно, компаниям необходимо обеспечить строгий режим охраны сведений, составляющих налоговую тайну. Любые попытки незаконных манипуляций с подобными сведениями должны пресекаться.
Источник: http://www.advo24.ru/publication/nalogovaya-tayna-kakie-svedeniya-ona-vklyuchaet.html
Какие сведения составляют служебную тайну?
Служебная тайна — категория, вызывающая множество вопросов, поскольку практически не имеет точного определения. Тем не менее законодательство содержит нормы, устанавливающие ответственность за ее разглашение и распространение. Как определить информацию, относящуюся к служебной тайне, и каковы последствия ее нарушения, изложено в настоящей статье.
Служебная тайна с точки зрения закона
До 01.01.2008 понятие служебной тайны было отражено в ч. 1 ст. 139 Гражданского кодекса РФ и означало информацию, имеющую как действительную, так и потенциальную ценность, находящуюся в ограниченном доступе и требующую сохранения конфиденциальности. Причем этим же условиям, согласно норме, отвечала и коммерческая тайна.
Сегодня относительно точное определение служебной тайны присутствует в п. 3 Перечня сведений конфиденциального характера, утвержденного Указом Президента РФ от 06.03.1997 № 188: сведения, составляющие служебную информацию, доступ к которой ограничен органами государственной власти в соответствии с федеральным законодательством.
Более узко понятие «служебная тайна» нигде не раскрывается. Однако множество законов, а также подзаконных и ведомственных нормативно-правовых актов содержат нормы о недопустимости ее распространения.
Например, ст. 17 закона «О кредитных историях» от 30.12.2004 № 218-ФЗ запрещает должностным лицам Банка России подвергать огласке или каким-либо иным образом распространять сведения, составляющие коммерческую, банковскую, налоговую и служебную тайну.
Служебная тайна: понятие и признаки
Исходя из существующих в действующем законодательстве формулировок, косвенно определяющих понятие служебной тайны, составляющие ее сведения не имеют коммерческой ценности, не удовлетворяют частным интересам и охраняются государственными органами.
Таким образом, служебная тайна — самостоятельный вид защищенной законом информации, доступной ограниченному кругу лиц в силу исполнения ими своих должностных функций в государственных или муниципальных органах.
ВАЖНО! Должностные лица Банка России не отнесены к категории госслужащих, однако, в соответствии со ст. 3 закона «О Центробанке РФ (Банке России)» от 10.07.2002 № 86-ФЗ, одной из основных функций ЦБ РФ является разработка и проведение единой государственной кредитно-денежной политики. То есть ЦБ РФ принимает непосредственное участие в деятельности государственных органов, а значит, может являться субъектом служебной тайны.
Какие сведения составляют служебную тайну (примеры)
Информацию, отнесенную к категории служебной тайны, можно условно разделить на 2 блока:
- Информация с грифом «Для служебного пользования» о деятельности государственных или муниципальных органов. Например:
- тайна следствия (данные предварительного расследования);
- военная тайна;
- тайна совещания судей и прочие виды судебной тайны и т. д.
- Сведения, ставшие известными госслужащим в ходе исполнения непосредственных обязанностей. Например:
- информация о частной жизни гражданина (данные об имущественном положении, вероисповедании, добытые в процессе расследования уголовного дела);
- тайна усыновления;
- сведения о секретах производства или антиконкурентной политике предприятия и т. д.
Отличие служебной тайны от профессиональной
Понятия профессиональной и служебной тайны далеко не идентичны, хотя в силу родственности наименований очень распространено противоположное мнение. В соответствии с пунктом 4 Перечня конфиденциальных сведений к первой категории относится информация, доступ к которой защищен, в первую очередь, Конституцией России. Например:
- тайна исповеди, переписки, телефонных переговоров;
- врачебная, адвокатская, нотариальная тайны и т. д.
ВАЖНО! Любой из перечисленных видов сведений может стать объектом служебной тайны в случае, если доступ к нему будет получен в связи с исполнением государственным служащим или сотрудником следственных (судебных) органов своих должностных обязанностей. Например, истребование следователем истории болезни потерпевшего, детализации телефонных переговоров и т. д.
Безусловная конфиденциальность гарантирована только в отношении адвокатской тайны и тайны исповеди, поскольку, согласно пп. 3 и 4 ч. 3 ст. 56 УПК России, адвокат и священнослужитель не могут быть допрошены в качестве свидетелей по обстоятельствам, которые стали им известны в ходе оказания правовой помощи или из исповеди соответственно. Это же положение закреплено в ст. 69 ГПК РФ.
Последствия разглашения служебной тайны
За разглашение информации, составляющей служебную тайну, должностное лицо может быть привлечено к административной или уголовной ответственности — в зависимости от обстоятельств нарушения режима конфиденциальности.
Административная ответственность
К административной ответственности могут быть привлечены должностные лица, обладающие инсайдерской информацией (защищенные сведения о положении дел юридического лица, разглашение которых способно привести к падению стоимости ценных бумаг и снижению активов), а также организаторы публичных торгов (должностные лица предприятия-госзаказчика).
В первом случае наказание последует по ст. 15.21 КоАП РФ, в соответствии с которой нарушитель заплатит штраф в размере от 30 000 до 50 000 руб. или будет лишен должности на срок от 1 года до 2 лет. Во втором — по ст. 14.24 КоАП РФ с аналогичной санкцией.
Уголовная ответственность
Уголовный кодекс РФ содержит сразу несколько норм, предусматривающих ответственность за распространение служебной тайны:
- разглашение тайны усыновления (ст. 155 УК РФ) — от штрафа в сумме до 80 000 руб. до ареста на срок до 4 месяцев;
- разглашение данных о мерах безопасности, принимаемых в отношении судьи или участников уголовного процесса (ст. 311 УК РФ), — от штрафа в сумме до 200 000 руб. до 4 месяцев ареста;
- разглашение о мерах безопасности, принимаемых в отношении сотрудника правоохранительных органов (ст. 320 УК РФ), — санкция аналогична наказанию по ст. 311 УК РФ.
ВАЖНО! Должность государственного служащего или сотрудника правоохранительных органов предполагает недопустимость ее замещения лицом, имеющим судимость. Таким образом, уголовная ответственность за разглашение служебной тайны автоматически означает для должностного лица увольнение по отрицательным основаниям.
Видео (кликните для воспроизведения). |
Источник: http://nsovetnik.ru/tajna/kakie_svedeniya_sostavlyayut_sluzhebnuyu_tajnu/
Юрист со стажем работы более 9 лет.