Содержание
- 1 Планы правительства России повысить подоходный налог
- 2 Новые ставки подоходного налога подтолкнут людей копить на пенсию
- 3 Налоговое нетерпение: повышение НДФЛ не поможет экономике
- 4 Планы правительства России повысить подоходный налог
- 5 Планы повысить НДФЛ породили хаос в правительстве
- 6 «Мина замедленного действия»: Пронько о том, сколько ещё повышений НДФЛ выдержит народ России
- 7 Госпрограмма материнского капитала продлена до 2026 год, но с изменениями
- 8 Правительство обсуждает повышение подоходного налога
- 9 Повышение НДС до 22% и другие налоговые новации, о которых лучше знать заранее
Планы правительства России повысить подоходный налог
Российские власти обсуждают планы изменения налоговой системы после выборов президента в 2018 году. Об этом пишет газета The Wall Street Journal со ссылкой на источники в правительстве РФ.
Сразу несколько федеральных чиновников сообщили изданию, что могут быть повышены подоходный налог (НДФЛ) и НДС. По данным одного из источников, правительство может ввести прогрессивную шкалу налогообложения. В таком случае людям с высокими доходами придется платить больше нынешних 13% подоходного налога. Другой источник предположил, что правительство поднимет ставку НДФЛ до 20%.
Оба собеседника сообщили, что обсуждается и повышение НДС, отметив, что изменения произойдут только после президентских выборов в 2018 году. Изменение налоговой системы чиновники связывают с желанием решить проблемы с бюджетом в условиях падения цен на нефть.
Представитель первого вице-премьера Игоря Шувалова Александр Мачевский сообщил изданию, что идея введения прогрессивной шкалы рассматривается, но окончательное решение будет принято новым правительством в 2018 году.
В феврале газета «Коммерсант» писала, что Министерство экономического развития не поддержало введения прогрессивной шкалы подоходного налога.
На прошлой неделе заместитель министра труда и соцзащиты Андрей Пудов сообщил, что власти снова обсуждают возможность введения налога для трудоспособных, но неработающих россиян.
Премьер Дмитрий Медведев в отчете перед Госдумой в апреле подтвердил, что правительство не собирается повышать налоги — до 2018 года.
Новости по теме:
Правила комментирования
В связи с событиями, происходящими в мире, мы призываем вас к трезвому и взвешенному комментированию материалов на нашем сайте. Мы с уважением относимся к праву каждого человека высказывать свое мнение. В то же время редакция ИА «Хакасия» не приветствует призывы к свержению власти, агрессии, экстремизму, межнациональной вражде.
Содержание комментариев к опубликованным материалам является мнением лиц, их написавших, и может не совпадать с мнением редакции. Редакция не несет ответственности за содержание комментариев.
Не допустимы и удаляются комментарии, которые нарушают действующее законодательство и содержат:
1. Оскорбления религиозного, национального, политического, рекламного и иного характера;
2. Ссылки на источники информации, не имеющие отношения к обсуждаемой теме.
Нажимая кнопку «Комментировать», вы безоговорочно принимаете эти условия.
При несоблюдении перечисленных требований авторы комментариев будут забанены.
Для защиты от спама и попыток распространения запрещенных законодательством РФ материалов комментарии ко всем новостным заметкам автоматически отключаются спустя один месяц после публикации новости.
Новые ставки подоходного налога подтолкнут людей копить на пенсию
Чтобы стимулировать россиян самих копить себе на пенсию, Минэкономразвития обсуждает возможность повышать или снижать ставку НДФЛ в зависимости от взносов в систему индивидуального пенсионного капитала (ИПК; см. врез на стр. 05) – ее разработали ЦБ и Минфин. Чем большую часть зарплаты человек откладывает на пенсию, тем ниже у него будет ставка НДФЛ и наоборот, рассказали «Ведомостям» пять федеральных чиновников. Те, кто откладывать деньги на пенсию не захочет, будут платить 15% НДФЛ, рассказывают трое из них, а те, кто будет направлять на накопления 10% зарплаты, и НДФЛ будут платить по ставке 10%. 13%-ная ставка сохранится у тех, кто откладывает на пенсию 4% зарплаты.
Налоговые маневры правительства может оплатить население
Расчеты не окончательные, знает один из чиновников, а сама идея обсуждается только внутри Минэкономразвития. К 15 марта председатель правительства Дмитрий Медведев поручил доработать предложения о плане действий правительства до 2025 г., войдет ли в него налогово-пенсионная идея, не ясно. Но она нравится первому зампреду правительства Игорю Шувалову, рассказывает один из чиновников. В Минэкономразвития такой информации нет, говорит представитель министерства. Его коллега из Минфина отказался от комментариев. ЦБ не знаком с такой инициативой, сообщил его представитель, в случае поступления ЦБ будет готов ее рассмотреть.
Официально предложения Минэкономразвития в аппарат Шувалова не поступали, говорит его представитель. Вопрос «нравится – не нравится» преждевременен, еще идет дискуссия, продолжает он, в правительстве идет обсуждение налоговой конструкции вместе со страховыми взносами и результат может быть разным в зависимости от того, как оно завершится.
Система ИПК должна заменить государственную накопительную систему: вместо обязательных взносов работодателя – добровольные взносы работника. Но стимулировать копить на пенсию можно с помощью налоговых льгот, говорят чиновники. ЦБ согласен, что стимулировать участие в ИПК нужно через налоги, отмечает его представитель.
У Минфина было собственное предложение – вычет по НДФЛ на суммы взносов в ИПК, но не более 6%: например, при взносе в 6% НДФЛ не будет взиматься с каждых 6 руб. из 100 руб.
Что такое ИПК
Весь уплаченный взнос в ПФР (сейчас 22%) будет направляться в распределительную систему. Людей к системе ИПК подключат автоматически, выйти можно по личному заявлению. По умолчанию устанавливается взнос в 0%. Его размер не ограничен, у тех, кто не определится, взнос начнет расти на 1 п. п. в год, пока не достигнет 6%. Увеличивать или уменьшать его периодически можно.
От идеи больше всего пострадают беднейшие, предупреждает Александра Суслина из Экономической экспертной группы: система накоплений у таких людей наименее востребована, а нагрузка на них вырастет сильнее всего. В одном из предложений Минэкономразвития уже предлагало повысить НДФЛ до 15%, но вместе с введением вычета для беднейших.
Налоговая ставка должна мотивировать, а не штрафовать, считает президент Альянса пенсионных фондов Сергей Беляков. Несправедливо, согласен президент НАПФ Константин Угрюмов: человек должен сознательно формировать накопления. Предполагалась, что система ИПК будет именно добровольной, напоминает чиновник.
НДФЛ взимается не только с зарплат, но и с других доходов, говорит другой чиновник, например с продажи имущества, для этих людей нагрузка вырастет просто так.
Откладывать могут люди с заработком свыше 50 000 руб. в месяц, сказал Беляков, нельзя заставить нести деньги, которых нет. В январе 2017 г., по данным Росстата, средняя номинальная зарплата – чуть больше 35 000 руб. Люди сокращают сбережения: доля доходов, направленных на сбережения, за январь – ноябрь 2016 г. составила 10%, почти на четверть ниже, чем за тот же период 2015 г. Людям с низкими доходами не с чего копить, а люди со средними или высокими начали либо меньше сберегать, либо тратить сбережения, фиксировала Высшая школа экономики. Увеличили сбережения лишь 11%, 12% тратят их, еще четверть перестала сберегать либо сберегает меньше, а более чем у половины россиян сбережений как не было, так и нет.
Проблемы могут возникнуть и с администрированием, предупреждает чиновник: если человек работает сразу в нескольких местах и везде выплачивает разную долю зарплаты на ИПК, ставка НДФЛ будет разной, это может вызвать к жизни схемы ухода от налога.
Источник: http://www.vedomosti.ru/economics/articles/2017/03/10/680601-minekonomrazvitiya-obsuzhdaet
Налоговое нетерпение: повышение НДФЛ не поможет экономике
Завершились выборы президента, и едва ли не первым вопросом на совещании в правительстве стала тема налогов. Правительство сейчас рассматривает повышение НДФЛ на 2 процентных пункта, с 13% до 15%. Причины, которые могли спровоцировать эту дискуссию, вполне понятны. Перед выборами президент России Владимир Путин анонсировал амбициозные планы властей инвестировать в производственную и городскую инфраструктуру, в здравоохранение и образование, а также продолжить курс на модернизацию вооружений. На эти цели нужно найти не менее 20 трлн рублей.
Однако прежде чем задавать вопрос о том, с какой налоговой системой вступить в новый шестилетний цикл, стоит ответить на более общие вопросы: с какой экономической политикой мы собираемся войти в этот период, какими будут драйверы роста экономики и каковы источники ресурсов. Надеюсь, что в правительстве хорошо понимают, что эти задачи только с помощью налоговых манипуляций не решить.
Что говорит экономическая теория
Все, кто профессионально занимался экономикой, знают, что при прочих равных условиях повышение или снижение налоговой нагрузки снижает или повышает уровень ВВП, но не его среднесрочные темпы. Если налоговая нагрузка растет, то уровень ВВП снижается и бюджет получает существенно меньше дополнительных налогов, чем вытекает из прямых арифметических расчетов. Причина такого эффекта кроется в том, что государственные расходы во многом имеют непроизводительный характер, а государственные инвестиции менее эффективны, чем инвестиции частного сектора.
Если налоговый маневр используется для перераспределения нагрузки между домашними хозяйствами и корпоративным сектором без увеличения этой нагрузки, то произойдет ограничение потребления в пользу инвестиций. Но не надо забывать, что в России уровень сбережений находится на приемлемом уровне, а уровень инвестиций в ВВП ниже из-за нерешенных острых структурных проблем и плохого инвестиционного климата. К тому же уровень потребления в стране не так уж велик, а эффективные механизмы поддержки необеспеченных семей до сих пор не созданы.
Поэтому попытка такого переноса налогового бремени приведет к сокращению потребления, однако инвестиции все равно не вырастут из-за низкой платежеспособности домашних хозяйств. Результат не замедлит себя ждать — экономическая стагнация продолжится, а также возрастет необходимость увеличения расходов бюджета на неэффективные программы борьбы с бедностью.
Реформы Гайдара
У нас есть позитивный опыт налоговой реформы начала 2000-х, предложенной группой экономистов под руководством Егора Гайдара. Общая направленность этой реформы — существенное упрощение налоговой системы, включая введение плоской и относительно низкой шкалы подоходного налога при снижении налогового бремени в целом. Однако эти решения не висели в воздухе, они были приняты в связке с другими реформами, цель которых заключалась в повышении уровня доверия экономической политики властей, создании благоприятных условия для возврата капиталов в страну и привлечении иностранных инвестиций и технологий.
Привлекательность налоговой системы была дополнена либерализацией валютного регулирования, взвешенной бюджетной и макроэкономической политикой, ростом частного сектора за счет приватизации и создания новых негосударственных компаний, усилением конкуренции. Тогда экономика страны ответила ростом, который продолжался до тех пор, пока не начался демонтаж этой конструкции развития в части резкого роста государственного участия в коммерческом бизнесе, упадке конкуренции и ухудшения инвестиционного климата в стране.
Сегодня эти негативные тенденции усиливаются. Привлечение внешних инвестиций резко сократилось, ослабло доверие к правовым механизмам защиты прав частной собственности, чрезмерно усилилась роль государства в экономике, ослабла конкуренция.
Понятно, что такие условия подталкивают к идеям отказа от еще одной составляющей экономического успеха начала 2000-х — стабильности и инвестиционной привлекательности налоговой системы.
Вспомним, как обложение населения страны сверхвысоким мобилизационным налогом было частью политики индустриализации, изолированной от мира советской экономики 1930-х годов, когда частный сектор был уничтожен, а изъятие осуществлялось не ставками, а регулированием соотношения цен потребительских товаров и зарплат — единственного тогда источника доходов домашних хозяйств.
Поэтому, прежде чем обращаться к теме налогов, все-таки надо задуматься, какова же ближайшая модель экономического роста и какой будет экономическая политика в целом.
Планы правительства России повысить подоходный налог
Российские власти рассматривают инициативу, согласно которой налог на доходы физических лиц для отдельных групп граждан может быть отменен. Кроме того, предложено осуществить налоговый вычет из НДФЛ, который был бы равен действующему прожиточному минимуму. Об этом пишут «Ведомости» со ссылкой на трёх федеральных чиновников и бывшего чиновника финансово-экономического блока. Цель инициативы — продемонстрировать борьбу за социальную справедливость.
Ранее о данной инициативе рассказал глава Министерства экономического развития Максим Орешкин. Отменить НДФЛ предлагается тем, чей доход ниже 10 000 рублей или же меньше (сообщается, что таковых в стране 12,7% — 18,6 млн. человек). При этом возможно увеличение ставки НДФЛ для остальных категорий граждан с действующих ныне 13% до 16%. Иными словами, налоги, которые не заплатят бедные, по сути, предложено переложить на плечи других налогоплательщиков.
Пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков заявил, что предметные совещания по этому поводу не идут. По его словам, в правительстве пока нет ни позиции, ни решений по данному вопросу. В самом правительстве от комментариев на эту тему отказались.
В любом случае, очевидно, что повышение НДФЛ спровоцирует массовый уход работающих россиян в теневой сектор, а повышение НДС спровоцирует очередной рост цен, что только увеличит число бедных.
Получается замкнутый круг? Неужели нельзя по-другому побороть бедность в России? И пойдут ли в правительстве на означенные меры?
— Почему нет? Тем более что тем, кто сейчас получает официальную заработную плату, будет не так-то легко снова «уйти в тень», — считает политический обозреватель газеты «2000» Дмитрий Галкин.
—Тот же, кто работает без надлежащего оформления, или получает большую часть зарплаты «в черную», и так НДФЛ не платят. Проблема России не в низкой ставке НДФЛ и не в намерении правительства ее повысить, а в отсутствии прогрессивной шкалы налогообложения. Это крайне несправедливо, поскольку люди с высокими доходами потребляют значительно больше тех общественных благ, которые полностью или частично оплачиваются государством. Они чаще путешествуют, а потому больше пользуются транспортной инфраструктурой. Они чаще обращаются в суд за разрешением хозяйственных и имущественных споров. У них больше имущества, которое находится под охраной правоохранительных органов.
«СП»: — Почему именно 16%? Существуют какие-то подсчеты? А в других странах, как с НДФЛ? Может, у нас все еще не так плохо?
— Это примерно соответствует минимальной ставке подоходного налога в европейских странах. Так, в Польше в октябре прошлого года правящая партия «Право и справедливость» снизила минимальную ставку подоходного налога с 18% до 17%. Причем подоходный налог по минимальной ставке уплачивают все, чей доход не превышает 85 000 злотых в год (т.е. примерно 1500 долларов в месяц). А наёмные работники в возрасте до 26 лет вообще не платят подоходного налога.
«СП»: — Доцент Финансового университета при правительстве РФ Олег Комолов считает, что отмена НДФЛ для бедных может привести к повышению НДС и акцизов. Так ли это? К чему это может привести?
— Честно говоря, мне трудно понять логику подобных расчетов. Почему нужно компенсировать падение бюджетных доходов, связанных с отменой подоходного налога для бедных, за счет повышения НДС? Может быть, проще запретить российским корпорациям регистрироваться в офшорах?
«СП»: — Как население России отреагирует? Реально бедные, понятно, обрадуются, а остальные?
— Никак. Большинство российских граждан давно не ждут от власти ничего хорошего, а потому к повышению подоходного налога отнесутся без особого удивления.
«СП»: — Кстати, почему бы просто не ввести прогрессивную шкалу? Или может, есть еще способы облегчить жизнь бедных, не перекладывая нагрузку на других?
— Не знаю, почему правительство так боится прогрессивной шкалы налогообложения. На мой взгляд, это какой-то иррациональный страх. Способы облегчить положение бедных, конечно же, есть. Самый действенный, на мой взгляд, заключается в том, чтобы повысить налоговую нагрузку на корпорации, запретив офшоры.
— У нас в правительстве люди настолько креативные, что могут пойти на что угодно, — уверен главный редактор ФОРУМ. мск Анатолий Баранов.
— Они годами платили пособие на рождение ребенка в 50 рублей и при этом не забывали взять с него налог. С этого года подняли пособие аж в 200 раз, и кричат об этом благодеянии на каждом углу! А вы попробуйте вырастить ребенка на 10 тысяч рублей.
«СП»: — Если НДФЛ для бедных отменят, станет ли их в стране меньше?
— Они отменят налог на доход ниже 10 тысяч в месяц. Это доход не бедного, это доход нищего, на который нельзя даже прокормиться, не говоря о том, чтобы оплатить жилье или купить одежду. Люди с таким доходом одеваются в бесплатном секонд-хенд, как они живут, мне даже подумать страшно. И вот с них не будут взимать НДФЛ, какое счастье! А то, что в нормальных странах таким людям выплачивают пособие и дают талоны на питание, и бесплатное жилье — об этом они молчат.
«СП»: — Подоходный налог в 13% — это много или мало? Как с этим в других странах?
— В СССР тоже был подоходный налог в 13%, но при этом если у вас зарплата была, скажем, 200 рублей — меньше в советское время я, например, не получал — то с первых 70 рублей, то есть с минимальной зарплаты, налог не взимался. Со следующих, кажется, до 90 рублей, взималась пониженная ставка налога, и полный налог в 13% брался только с превышающей этот порог суммы.
В принципе, подоходный налог в 13% — это нормально, но с доходов выше среднего.
«СП»: — Некоторые эксперты уже говорят, что отмена НДФЛ для бедных может привести к повышению НДС и акцизов. Но ведь это в конечном итоге против бедных же и обернется. Ибо все подорожает, прежде всего продукты…
— Ну, они же и собираются переложить расходы за это «благодеяние» на остальных, повысив НДФЛ до 16%. Так что речь не о снижении налогового бремени, а о его перераспределении. И вот эти 3% сверх нынешних 13% не только с лихвой компенсируют налоги с 10 тысяч, но и дадут в казну приличную прибавку — если верить, конечно, Росстату с его исчислением средней зарплаты по стране.
«СП»: — Не возрастет ли число формальных бедных, официально получающих меньше облагаемой налогом зарплату?
— Это азы — избыточные налоги порождают практику массового уклонения от них. Налоги должны быть такими, чтобы было выгодней их платить, чем уклоняться.
«СП»: — Источник «Ведомостей» в правительстве сообщает, что цель инициативы — продемонстрировать борьбу за социальную справедливость.
— Они хотят поднять налоговые поступления в бюджет с граждан, и при этом выдать это за благодеяние. Такое впечатление, что в Минфине сидят не экономисты, а пиарщики.
«СП»: — Как, по-вашему, можно уменьшить число бедных в России?
— Повысить доходы населения. Это единственный рациональный способ. Другой способ применялся в старой доброй Англии — нищих просто вешали.
Планы повысить НДФЛ породили хаос в правительстве
По данным Bloomberg, с конца 2018 года правительство РФ намерено резко увеличить вложения в инфраструктуру и человеческий капитал: траты бюджета на образование и здравоохранение могут вырасти на 20% к 2021 году, а на строительство дорог и развитие транспорта — на 30%.
Для финансирования амбициозной программы, призванной продемонстрировать щедрость государства в ходе нового срока президента Владимира Путина, рассматривается повышение налоговой нагрузки, в том числе налога на доходы физлиц, рассказали осведомленные источники «Ведомостей».
Речь может идти о повышении его ставки до 15% для тех, чьи доходы превышают 10 млн рублей в год, уточнили источники РБК. —>
Эти сообщения являются вымыслом: правительство не рассматривает каких-либо налоговых изменений в рамках бюджетного маневра, заявил во вторник ТАСС замминистра финансов Илья Трунин.
Глава Минфина Антон Силуанов опроверг Трунина. «Мы готовим сейчас предложения по перенастройке, по уточнению налоговой системы», — сказал он.
Видео (кликните для воспроизведения). |
По словам Силуанова, рассматриваются «различные варианты», но ни один из них «не будет приводить к увеличению нагрузки на бизнес».
Косвенное признание Силуановым плана увеличить налоги для населения опроверг первый вице-премьер Игорь Шувалов. По его словам, которые передает ТАСС, информация о планах повысить подоходный налог, является «слухами».
Заявления Шувалова опроверг помощник президента Андрей Белоусов, который, по сообщениям источников Bloomberg, был одним из инициаторов бюджетного маневра.
Белоусов признал подготовку «оптимизации налогов», которая позволила бы государству увеличить финансирование «чувствительных расходов», в том числе медицины и системы образования.
Отвечая на вопрос об оптимизации налогов, Белоусов заявил: «Она рассматривается, пока решения нет, прорабатывается. Президент об этом говорил. Решения никакие не приняты. Разные варианты». (цитата по ТАСС).
Источник: http://www.finanz.ru/novosti/aktsii/plany-povysit-ndfl-porodili-khaos-v-pravitelstve-1013108273
«Мина замедленного действия»: Пронько о том, сколько ещё повышений НДФЛ выдержит народ России
Ведущий «Сухого остатка» на Царьграде Юрий Пронько в новом выпуске программы вспомнил, как чиновники обещали, что после повышения НДС и пенсионного возраста больше налоги менять не будут как минимум ближайшие шесть лет. Но, по его словам, это оказалось очередной ложью. Под предлогом борьбы с бедностью в России вновь могут поднять налог на доходы населения — НДФЛ вырастет до 16% для всех, кроме малоимущих, предупреждает Пронько, замечая, что правительство Медведева закладывает мину замедленного действия.
«Дескать, дайте нам «донастроить» налоговую нагрузку, а после заживём стабильно, без потрясений. Уже после повышения НДС возникла ещё одна инициатива — ввести в Налоговый кодекс шесть неналоговых платежей. Бизнес, мягко говоря, напрягся. Ведь ему говорили с голубых экранов, что опасения беспочвенны, а по факту фискальная нагрузка стала расти в геометрической прогрессии», — заявил в эфире «Сухого остатка» Пронько.
Вице-президент ТПП России Елена Дыбова считает, что если говорить о помощи предпринимателям с налоговой нагрузкой, то налоги надо коренным образом снижать.
«Это было бы той картинкой идеального мира, которой не хватает всем предпринимателям. Сейчас, по предложению Госдумы, комитет по бюджетам и налогам предложил часть неналоговых платежей сделать вообще налогами и внести их в Налоговый кодекс. Мы понимаем, что для бизнеса это только ухудшение ситуации, потому что мы в конце концов получаем с вами серьёзную уже ответственность, если эти неналоговые платежи станут налоговыми», — поясняет Дыбова.
Правительство тем временем рассматривает возможность повышения базовой ставки налога на доходы физических лиц (НДФЛ) с 13 до 16% с одновременной отменой этого налога для малоимущих, сообщают «Ведомости» со ссылкой на чиновников, участвующих в обсуждении.
Ранее инициативу об отмене НДФЛ для тех, чьи доходы ниже прожиточного уровня, поддержала председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко, которая заявила, что видит в этом необходимый элемент социальной справедливости.
«Тема, действительно, в последнее время активно обсуждается, не случайно всегда на поверхность выходит требование социальной справедливости, и я сторонник того, чтобы НДФЛ отменить для граждан, получающих небольшую зарплату. Какая отсечка может быть, это надо советоваться, думать. Может быть, такой критерий взять: тот, кто получает на уровне МРОТ, не должен платить ещё с этой небольшой зарплаты НДФЛ», — отметила Матвиенко.
Дальше, как заметил Пронько, начинается самое интересное. По его словам, чиновники правительства обсуждают не отмену НДФЛ как таковую для малоимущих (с доходами около 10 тыс. рублей), а введение вычета в полтора прожиточного минимума для всех граждан страны, в том числе и для самых богатых. При таком подходе потери регионов составят от 1 до 1,5 трлн рублей, для которых НДФЛ является основным источником пополнения бюджетов.
«Возникает вопрос: откуда в нынешних правительственных проработках появилась позиция сделать для всех, в том числе для людей со сверхдоходами, налоговый вычет в полтора прожиточных минимума? Они что, голодают? У них нет денег на самое необходимое? Ответ, конечно, отрицательный. На мой взгляд, это специальная провокация тех, кто не желает менять сложившуюся ситуацию, когда богатые пропорционально платят меньше бедных», — уверен Пронько.
В случае отмены НДФЛ только для тех соотечественников, чьи доходы ниже прожиточного минимума, потери регионов будут в разы меньше. Так, в 2018 году до 13 тыс. в месяц получали на руки примерно 15% работающих (это порядка 11,5 млн человек). Граждане с минимальными доходами заплатили в прошлом году НДФЛ на 150 млрд руб. В общем объёме поступлений в бюджет от этого налога в 3 трлн 700 млрд — это мизер, считает Пронько.
«150 млрд — цена вопроса освобождения бедных от налога на доходы. Однако в правительстве решили довести ситуацию до абсурда и предоставить налоговые льготы всем, вне зависимости от дохода. Вы же понимаете, что богатые этой льготы не заметят, а бедные от неё, к сожалению, не разбогатеют. Зато чиновники смогут поднять НДФЛ до 16% и отчитаться о мерах социальной справедливости», — продолжает ведущий.
Однако даже общее повышение налога не позволит покрыть выпадающие доходы — для этого ставку нужно повышать минимум вдвое, говорит источник газеты «Ведомости».
По мнению ведущего, проблема куда глубже: в России очень низко оплачивается труд. Так, самая распространённая зарплата в стране — всего 23,5 тысячи рублей. У 75% российских семей нет сбережений, но они нажили долги перед банками и МФО в 16 трлн рублей.
По словам первого вице-премьера, министра финансов России Антона Силуанова, доходы населения в этом году начали расти. В интервью телеканалу «Россия 24» он пояснил, что это произошло «за счёт роста заработных плат, пенсий и пособий, которые росли гораздо выше инфляции», а также в результате снижения её темпов.
Кроме того, с 2019 по 2021 год планируется увеличение объёма Фонда национального благосостояния. То есть практика исполнения так называемого бюджетного правила, когда огромные суммы денег направляются на скупку иностранной валюты и зарубежных долговых обязательств, будет сохранена, замечает Пронько.
По его словам, даже Алексей Кудрин осознал, что нищета — это мина замедленного действия, которая может рвануть в любой момент и привести к фатальным последствиям для страны.
«Кудрин предупреждает: нынешняя модель России может ещё просуществовать «предположительно» 20 лет, после чего последует ещё более резкое падение уровня жизни населения, что приведёт к серьёзным проблемам «по удержанию территории» России как единого государства», — напоминает Пронько.
Ведущий подчёркивает, что ситуация действительно более чем серьёзная, поскольку подобного обнищания населения, колоссального расслоения между самыми богатыми и самыми бедными, многолетней стагнации в экономике Россия не испытывала давно.
«Я убежден, без кардинальной смены нынешней политики никакого рывка отечественная экономика точно не совершит. Ни сегодня, ни завтра, ни к 2024-му. И уж точно за счёт повышения НДФЛ до 16% у нас не получится снизить то социальное напряжение, которое нарастает в российском обществе», — резюмирует Пронько.
Госпрограмма материнского капитала продлена до 2026 год, но с изменениями
Доброго дня дорогие читатели. Мы снова с радостной новостью для всех молодых семей. Государственную программу «материнский капитал» в очередной раз продлили, на этот раз вплоть до 2026 года.
Но. Есть много важных изменений в этой программе. Мы изучили этот вопрос подробно, и предлагаем ознакомиться с нашими выводами.
Кто продлил, до какого года?
Говорить о продлении маткапитала, стало возможно после выступления Путина перед Федеральным Собранием 15 января 2020 года. В своем выступлении, Владимир Владимирович много говорил о демографической проблеме.
Он фактически признал, что большинство молодых семей в России не могут позволить себе даже самые элементарные вещи (жилье, питание в школах и т.д.).
Поэтому, Путин объявил, что программа материнского капитала будет продлена вплоть до 31 декабря 2026 года. Но, с существенными изменениями.
Приводим точную цитату Путина:
«Знаю, что часто звучит волнующий для многих людей вопрос: что государство намерено делать после 31 декабря 2021 года? Мы продлим эту программу минимум до 31 декабря 2026 года.»
Какие изменения?
Ну, отметим, что изменения все таки положительные. Теперь, маткапитал выдавать также и на первого ребенка, в размере 466 тысяч рублей. За второго ребенка доплатят 150 тысяч (если уже получили выплату за первого), с рождением третьего — погасят ипотечный кредит на сумму 450 тысяч рублей.
Если у вас сейчас уже есть один ребенок, то за рождение второго вы получите сразу две выплаты (466 за первого + 150 за второго) — 616 тысяч рублей.
В сумме, за трех рожденных (или усыновленных) детей за период с 2020 по 2026 года — выплатят больше миллиона рублей!
Эти меры, по мнению Путина должны спровоцировать рост населения России.
Важно! Постановления или закона о продлении все еще нет!
Важно отметить, что слова Путина — это всего лишь слова Путина. И пока они не подкреплены никакими документами. Т.е. должен быть либо новый закон, либо Постановление, в котором бы официально прописали новые сроки и условия действия программы. На данный момент (17 января 2020 года), этого нет.
Но, не стоит преждевременно переживать. В России, к словам Путина принято относиться как к приказам — так что думаем, что в скором времени все будет официально.
Правительство обсуждает повышение подоходного налога
Справедливая и стимулирующая налоговая система, обещанная президентом Владимиром Путиным в послании Федеральному собранию, может означать резкое повышение нагрузки на население. На одном из первых после выборов совещаний у премьера Дмитрия Медведева обсуждалось изменение налогов. Его итоги Медведев не раскрыл и лишь признал, что налоговой системе все же нужна настройка (цитата по «Интерфаксу»).
Оплатить обещания Путина повысить некоторые расходы бюджета может быть предложено населению – власти расчехлили набор старых идей: повышение НДФЛ, введение налога с продаж, отмену льгот по НДС для социальных товаров, повышение НДС при снижении страховых социальных взносов, рассказали «Ведомостям» два федеральных чиновника и человек, знающий это от участников совещания. Но они расходятся в трактовке его итогов: одни говорят о принятых решениях, другие – о продолжении дискуссии.
Обсуждалось повышение ставки НДФЛ на 2 п. п. до 15% с введением необлагаемого минимума, указывают собеседники «Ведомостей». Прошлой осенью на совещаниях в правительстве уже анализировались последствия повышения НДФЛ до 15–16% и введение такого минимума. Решение окончательно не принято, предупреждает чиновник. Другой говорит, что «консенсус достигнут».
Новый президентский срок Путина может начаться с бюджетного маневра
В правительстве обсуждаются разные меры, но все они пока только предложения, отмечает пресс-секретарь премьера Наталья Тимакова, решения будут приняты позже.
Минфин к совещанию готовил свои старые предложения – провести два налоговых маневра: для нефтяников (обнулить экспортную пошлину при повышении НДПИ) и для всей экономики (снизить страховые взносы до 22% в обмен на рост НДС до тех же 22%). Маневры пока не поддержаны, говорят оба чиновника. Нужно обсудить завершение налогового маневра в нефтяной отрасли, сказал Медведев.
Также обсуждались введение торгового сбора с оборота (близок к налогу с продаж) и отмена льготной ставки НДС в 10% (распространяется на продовольствие, товары для детей и лекарства). К 2020 г. потери от этой льготы достигнут 600 млрд руб. Но выгоду из нее извлекают не столько бедные семьи, сколько производители, объяснял федеральный чиновник, нужно сделать соцподдержку в целом более адресной. Такое поручение президент дал по итогам послания Федеральному собранию. Льготную ставку Минфин предлагает заменить прямой субсидией из бюджета для бедных семей и полностью пересмотреть пособия, объединив многочисленные выплаты в единое универсальное пособие для бедных, говорят два чиновника. Правительство должно навести порядок в системе различных налоговых льгот, заявил в среду Медведев.
Торговый сбор с оборота может быть введен как часть налогового маневра – вместо повышения НДС при снижении страховых взносов, говорит другой чиновник. Минфин хочет снизить слишком высокую нагрузку на труд: это должно по его замыслу способствовать выходу бизнеса из тени, что приведет к росту доходов бюджета. Маневр увеличил бы их в 2019–2020 гг. почти на 450 млрд руб., оценивал ранее чиновник. Бизнес к маневру относился по-разному, но в большей степени поддерживал его проведение при введении налога с продаж: заложить повышение НДС в цены при падающих доходах населения сложно.
Кудрин высказался за сохранение налогов на шесть лет
Изменение налогов нужно для дополнительных доходов бюджета, говорит один из чиновников. Во время послания Путин объявил о росте расходов на здравоохранение и инфраструктуру. Около двух третей из 1,5% ВВП, которые потребуются на реализацию поручений, будет получено за счет ускорения экономического роста, а остальное – за счет экономии, говорил помощник президента Андрей Белоусов.
Меры ударят по доходам населения и потреблению, предупреждает Александра Суслина из Экономической экспертной группы. Потребление было одним из драйверов роста экономики в 2017 г. Но в отличие от 2017 г. рост потребления в большей степени будет опираться на рост доходов, указывал ВЭБ. Дополнительные налоги и сборы могут свести такой рост на нет, опасается Суслина: повышение НДФЛ при отмене льготной ставки НДС – двойной удар по населению, с одной стороны, снизит их доходы, а с другой – увеличит цены. Обнуление НДФЛ для бедных и прямая субсидия должны помочь им, говорит она, но рост цен и налоговая нагрузка могут привести к росту числа бедных и сокращению среднего класса.
Эти выборы президента были исключительными – победивший кандидат вообще не излагал экономическую программу, отмечает главный экономист БКС Владимир Тихомиров, и связано это с тем, что после выборов Путин пойдет на непопулярные меры: президент получил очень сильный мандат доверия.
Представители первого вице-премьера Игоря Шувалова и Минфина отказались от комментариев. Представитель Минэкономразвития не ответил на запрос «Ведомостей».
Источник: http://www.vedomosti.ru/economics/articles/2018/03/22/754520-povishenie-podohodnogo-naloga
Повышение НДС до 22% и другие налоговые новации, о которых лучше знать заранее
Сегодня министр финансов Антон Силуанов рассказал о планах правительства повысить НДС с 18% до 22%. Соответствующее заявление Силуанов сделал в рамках недели российского бизнеса, проводимой РСПП. И это далеко не первое высказывание высокопоставленных чиновников на тему грядущего налогового маневра правительства.
Forbes собрал заявления последнего времени о новациях в налоговой сфере, озвученных как представителями власти, так и околовластными экспертами.
Повышение НДС до 22%
Повышение налога на добавленную стоимость – одной из главных составляющих бюджетных доходов, обсуждается в рамках налоговой реформы, намеченной на 2018 год.
По словам главы Минфина Силуанова, предлагаемая конфигурация — уравнивание ставки – увеличение НДС и сокращение страховых взносов до 22% будет «нейтральной для бюджета». Тем не менее, увеличение НДС может вызвать разовое повышение инфляции на два процентных пункта.
Силуанов также добавил, что Минфин предлагает оставить льготы по уплате НДС для отдельных секторов. «По НДС мы предлагаем сохранить преференции для отдельных отраслей — сельское хозяйство, медицина, образование, финансовый сектор».
Снижение страховых взносов до 22%.
Повышение НДС планируется компенсировать снижением нагрузки на работодателей – с 30% до 22% ставки страховых взносов. Министр финансов Силуанов заявил, что полагает возможным снизить совокупную ставку страховых взносов и перенести соответственно нагрузку на косвенные налоги.
По мнению министра, увеличение ставки по страховым взносам приводит к росту теневого сектора: «здесь надо пойти в обратном направлении, наоборот, снизить эту тяжелую нагрузку для предприятий на фонд оплаты труда. Она у нас одна из самых высоких среди стран не только с развивающейся экономикой, но и с развитыми экономиками».
Изменение ставки подоходного налога
В конце февраля Алексей Кудрин заявил, что российские власти не исключают возможности повышения налога на доходы физических лиц.
Дискуссия о том, повышать или не повышать ставку НДФЛ возникает регулярно. На этот раз дискуссия сопровождается идей введения льготы по НДФЛ для граждан, вкладывающихся в свой индивидуальный пенсионный капитал – ИПК. В частности, Минфин, чтобы мотивировать граждан выплачивать в него взносы, предлагает регулировать ставку НФДЛ пропорционально пенсионным отчислениям. Не участвующие в ИПК граждане будут платить 15%, а тем, кто станет направлять на накопления 10% зарплаты, подоходный налог установят в размере тех же 10%.
Пока эта инициатива воспринимается критически, поскольку ударит по беднейшим слоям населения: у большинства россиян нет уверенности в том, что НПФ сохранятся через 10-15 лет, а заранее откладывать «в пустоту» желающих немного.
Введение прогрессивной шкалы НДФЛ
По словам Антона Силуанова, «за время применения прогрессивной шкалы с 1 января 1992 года по 31 декабря 2000 года эффективности такая система не показала». При этом единая ставка на подоходный налог дает стабильный результат и обеспечивает регулярные поступления. Решить вопрос социальной несправедливости можно за счет увеличения дифференциации при налогообложении дорогостоящего имущества граждан.
Однако у идеи введения прогрессивной шкалы есть и влиятельные сторонники. Например, советник президента по экономике Сергей Глазьев. В январе этого года фактически в поддержку введения прогрессивной шкалы налогообложения доходов физ лиц выступил так же ректор ВШЭ Ярослав Кузьминов. По его словам 20% ставки НДФЛ могла бы быть введена для россиян, зарабатывающих более 150 000 – 200 000 рублей в месяц.
В прошлом году идею также поддерживала Ольга Голодец. Несмотря на определенный скепсис, полностью идею не отвергает и Минфин. «Этот вопрос может быть рассмотрен где-то после 2018 года, когда стабилизируется экономическая ситуация», — говорил в прошлом году Силуанов.
Налоги в нефтяной отрасли
Сегодня Силуанов так же предложил обнулить экспортную пошлину на нефть в период 2022-2025 годов.
По его словам, в правительстве идет обсуждение вопроса обнуления пошлины на экспорт нефти и нефтепродуктов с постепенным переносом нагрузки на внутреннее налогообложение. Минфин сейчас проводит консультации по этому вопросу с Минэнерго и нефтяниками.
Ранее Минфин предложил изменить систему налогообложения в нефтяной отрасли и перейти с НДПИ (налог на добычу полезных ископаемых) на НДД (налог на дополнительный доход). Это решение назрело, его надо принимать срочно, заявлял Силуанов в январе.
Спор о переходе на НДД между Минфином и Минэнерго ведется уже несколько лет, в числе главных разногласий между ведомствами – величина выпадающих доходов бюджета и размер компенсации. Вопрос об изменении налогового режима в нефтянке —вопрос вчерашнего дня, новый порядок нужно вводить с 2017-2018 годов, категоричен Силуанов.
Видео (кликните для воспроизведения). |
Юрист со стажем работы более 9 лет.