Содержание
- 1 Как перевестись из одной налоговой в другую
- 2 Как зачесть налог при смене ИФНС
- 3 ФАС: при смене инспекции налог должна вернуть инспекция по новому месту учета
- 4 О порядке передачи документов при переходе налогоплательщика в другую налоговую инспекцию
- 5 Переход из одной налоговой инспекции в другую (МРИ 3)
- 6 Компания сменила юридический адрес: подводные камни для бухгалтера в части налогов и отчетности
- 7 Как избежать проблем при смене налоговой инспекции
Как перевестись из одной налоговой в другую
- — копии учредительных документов компании (устав, учредительный договор);
- — копии свидетельств о государственной регистрации и постановке на налоговый учет;
- — копии свидетельств и извещений о постановке на учет во внебюджетные фонды;
- — копии документов, содержащих информацию о смене местонахождения (решения, приказы, договоры аренды или субаренды);
- — подлинник платежного поручения об уплате госпошлины за регистрацию вносимых изменений.
Предоставьте в регистрирующий орган (в Москве это Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 46) следующие документы:
— новую редакцию Устава или изменений к Уставу;
— заверенное нотариусом заявление о внесении изменений в учредительные документы;
— документы, подтверждающие информацию о смене местонахождения (решение (протокол), договоры аренды или субаренды, гарантийное письмо от собственника);
— подлинник платежного документа об уплате госпошлины за регистрацию вносимых изменений и выдачу копии устава.
Требования о представлении вышеуказанных документов обусловлены ст. 17 ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».
Источник: http://www.kakprosto.ru/kak-91384-kak-perevestis-iz-odnoy-nalogovoy-v-druguyu
Как зачесть налог при смене ИФНС
Вопрос:
Оплачивали НДФЛ в г. Видное с их ОКТМО, потом перешли в г. Домодедово. ИФНС нам в сверке указывает недоимку по одному ОКТМО и переплату по другому. Хотя деньги в бюджет были нами уплачены. Данные должны были передать из г. Видное. Необходимо ли написать письмо на зачет и почему?
Ответ:
В случае смены юрадреса учетное дело организации передается из старой ИФНС в новую, причем в состав передаваемых документов входят и КРСБ (данные в карточках должны быть проверены).
При переходе из одной ИФНС в другую все данные о налогах, а также о недоимках и переплатах ИФНС по старому месту учета (г. Видное) передает в ИФНС по новому месту учета (г. Домодедово), в котором открываются одновременно КРСБ с ОКТМО по старому месту учета и с ОКТМО по новому месту учета. Таким образом, у организации, сменившей адрес, по новому месту учета будет открыто две КРСБ. При этом закрываются такие КРСБ после процедуры снятия с учета в одном налоговом органе и постановки на учет в другом.
Все процедуры осуществляются без заявления налогоплательщика. Соответственно, если это не сделано, то нужно подать жалобу на действия (бездействие) сотрудников налоговых органов. После смены адреса по всем вопросам налогообложения необходимо обращаться в новую ИФНС ( г. Домодедово). Оснований для обращения в ИФНС по г. Видному у организации нет, поскольку она уже фактически снята с учета, и на подобное обращение получит отказ.
Организации для целей налогового контроля должны встать на учет в налоговых органах (далее – ИФНС) (п. 1 ст. 83 НК РФ):
- по месту нахождения организации;
- по месту нахождения ее обособленных подразделений;
- по месту нахождения принадлежащих организации недвижимого имущества и транспортных средств;
- по иным основаниям, предусмотренным НК РФ.
По общему правилу место нахождения юридического лица (ЮЛ) определяется как место его государственной регистрации на территории РФ путем указания наименования населенного пункта (муниципального образования) (ст. 54 ГК РФ). Место нахождения ЮЛ указывается в его учредительном документе и в ЕГРЮЛ, а если ЮЛ действует на основании типового устава, утвержденного уполномоченным государственным органом, — только в реестре. Кроме того, в ЕГРЮЛ должен быть отражен адрес ЮЛ в пределах места его нахождения.
Когда организация меняет свое постоянное место нахождения и по новому адресу уже относится к другой ИФНС, то ей необходимо учесть следующее.
При смене официального адреса организация должна сообщить об этом в ту инспекцию, которая занимается регистрацией налогоплательщиков (ст. 18 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ). Сведения в ЕГРЮЛ будут изменены в течение 5 дней с даты представления всех необходимых документов (п. 1 ст. 8, п. 3 ст. 18 Закона № 129-ФЗ).
Изменение места нахождения организации является основанием для снятия ее с учета в той ИФНС, в которой организация состояла на учете (г. Видное). На это налоговикам дается 5 рабочих дней со дня внесения соответствующих сведений в ЕГРЮЛ (п. 4 ст. 84 НК РФ).
В течение одного дня после внесения записи в ЕГРЮЛ налогоплательщика должны снять с учета в старой ИФНС (г. Видное). Затем в однодневный срок сведения должны быть направлены в новую инспекцию (г. Домодедово). И в течение одного дня с момента их получения организацию — налогоплательщика там должны поставить на учет.
Учетное дело пересылается в новый налоговый орган (г. Домодедово) в течение 3 рабочих дней со дня снятия с учета в старой инспекции (г. Видное). Однако датой постановки на учет в новой ИФНС является дата внесения в ЕГРЮЛ записи об изменении места нахождения (пп. 3.6-3.6.3 Порядка и условий присвоения, применения, а также изменения идентификационного номера налогоплательщика и форм документов, используемых при постановке на учет, снятии с учета юридических и физических лиц (утв. Приказом ФНС РФ от 03.03.2004 № БГ-3-09/178).
Карточка расчетов с бюджетом (КРСБ) — информационный ресурс, который ведет ИФНС и в которой отражается состояние расчетов по налогам, сборам, страховым взносам, а также пеням и штрафам по ним:
- начисленные суммы налогов, сборов, страховых взносов, пеней и штрафов. Они заносятся в КРСБ на основании деклараций, решений по итогам налоговых проверок, решений вышестоящего налогового органа, судебных актов и др.;
- суммы налогов, сборов, страховых взносов, пеней и штрафов, которые уплачены в бюджет;
- разница между поступившими и начисленными платежами. Отрицательное сальдо в ней показывает задолженность налогоплательщика перед бюджетом, положительное — переплату по налогам, сборам, страховым взносам, пеням или штрафам (п. 1 раздела I, пп. 1, 3, 4 раздела IV, раздел VI, п. 1 раздела IX Единых требований к порядку формирования информационного ресурса «Расчеты с бюджетом» местного уровня, утв. Приказом ФНС РФ от 18.01.2012 № ЯК-7-1/9@ (далее – Единые требования), Приложение № 1 к Единым требованиям).
Согласно п. 3 раздела I Приказа № ЯК-7-1/9@ ИФНС обязаны вести КРСБ по каждому плательщику налога, сбора, установленного законодательством о налогах и сборах. В силу п. 2 раздела II «Открытие карточек РСБ» КРСБ открываются после завершения процедуры постановки на учет в налоговом органе:
- с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога, сбора, то есть с момента представления плательщиком налоговых деклараций (расчетов) или поступления из регистрирующих органов документов, служащих основанием для постановки на учет в ИФНС, а также для исчисления и уплаты налогов;
- с момента уплаты налогов и сборов в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах.
КРСБ открываются по каждому КБК, относящемуся к конкретному налогу, сбору и соответствующему 8-значному коду ОКТМО муниципального образования, на территории которого мобилизуются денежные средства от уплаты налога, сбора.
Важная информация в рассматриваемой ситуации представлена в разделе XI «Порядок закрытия карточек РСБ местного уровня».
Таким образом, в случае смены юрадреса учетное дело организации передается из старой ИФНС в новую, причем в состав передаваемых документов входят и КРСБ (данные в карточках должны быть проверены).
Соответственно, при переходе из одной ИФНС в другую все данные о налогах, а также о недоимках и переплатах ИФНС по старому месту учета (г. Видное) передает в ИФНС по новому месту учета (г. Домодедово), в котором открываются одновременно КРСБ с ОКТМО по старому месту учета и с ОКТМО по новому месту учета. Таким образом, у организации, сменившей адрес, по новому месту учета будет открыто две КРСБ — п. 3 раздела XI Единых требований, согласно которому при переходе организаций в другую ИФНС в составе пакета документов передаются и КРСБ. При этом закрываются такие КРСБ после процедуры снятия с учета в одном налоговом органе и постановки на учет в другом.
Причем все процедуры делаются без заявления налогоплательщика. Соответственно, если это не сделано, то нужно подать жалобу на действия (бездействие) сотрудников налоговых органов.
После смены адреса по всем вопросам налогообложения необходимо обращаться в новую ИФНС (г. Домодедово). Оснований для обращения в ИФНС по г. Видное у организации нет, поскольку она уже фактически снята с учета, и на подобное обращение организации она получит отказ.
Организация-налогоплательщик имеет право обжаловать любые акты налоговых органов, действия (бездействие) их должностных лиц, если, по ее мнению, такие акты или действия нарушают ее права (пп. 12 п. 1 ст. 21, ст. 137 НК РФ).
Общий порядок обжалования отражен в ст. ст. 137-142 НК РФ.
При этом почти все акты налоговых органов ненормативного характера и действия их должностных лиц обжалуются сначала в вышестоящем налоговом органе, а затем в суде (пп. 1, 2 ст. 138 НК РФ). Исключение составляют акты, вынесенные по результатам рассмотрения жалоб, а также акты ФНС РФ ненормативного характера и действия (бездействия) ее должностных лиц (п. 2 ст. 138 НК РФ). Последние обжалуются напрямую в суде.
Источник: http://www.v2b.ru/quest/kak-zachest-nalog-pri-smene-nalogovoy/
ФАС: при смене инспекции налог должна вернуть инспекция по новому месту учета
Какая налоговая инспекция должна возмещать НДС и проценты при смене места учета налогоплательщика, если первоначально заявление на возврат было подано в прежнюю ИФНС? Налоговый кодекс порядок возмещения налога при переезде организации не регламентирует. Но суды в большинстве своем настаивают на том, что обязанность возмещать налог возложена на инспекцию по новому месту учета. Аналогичное мнение высказал и ФАС Московского округа (постановление от 04.05.09 № КА-А40/3117-09).
Речь идет о распространенной ситуации. Организация в связи с переездом была поставлена на учет в другой ИФНС. На момент перехода у компании имелось решение арбитражного суда и исполнительный лист, согласно которым прежняя инспекция обязана возместить НДС. Получив в прежней инспекции отказ в возврате НДС и проценты за несвоевременный возврат, организация обратилась в ИФНС по новому месту учета. Однако и здесь добиться положительного решения не удалось. Свой отказ чиновники аргументировали тем, что налог и проценты за задержку возврата денег из бюджета должны взыскиваться с той налоговой инспекции, куда изначально подавалось заявление.
Впрочем, суд с этой позицией не согласился. Арбитры напомнили, что налоговые органы составляют единую централизованную систему контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах. Также суд сослался на постановление Президиума ВАС РФ от 30.05.06 № 1334/06, который указал: после перевода компании в другую налоговую инспекцию обязанность по возврату НДС, не исполненная прежней инспекцией, не изменилась и не прекратилась, и возлагается на ИФНС по новому месту налогового учета (постановление от 30.05.06 № 1334/06). Поэтому вернуть налог с процентами обязана именно новая инспекция.
Аналогичные решения содержатся в постановлениях ФАС Московского округа от 22.01.09 № КА-А41/12559-08; от 21.11.08 № КА-А40/10821-08; ФАС Северо-Западного округа от 29.01.09 № А21-1582/2008; ФАС Поволжского округа от 17.07.06 № А72-5960/03-Б432.
Впрочем, есть несколько решений, в которых суды обязанность по возврату налога возложили на прежнюю инспекцию. Арбитры указали: смена места постановки на учет не означает, что инспекция, в которой налогоплательщик ранее состоял на учете и в которую поданы декларации и заявление о возврате НДС, освобождается от обязанности возместить налог (постановления ФАС Уральского округа от 16.08.07 № Ф09-6474/07-С2, ФАС Западно-Сибирского округа от 01.12.08 № Ф04-6821/2008(15563-А02-34)).
Источник: http://www.buhonline.ru/pub/news/2009/5/1570
О порядке передачи документов при переходе налогоплательщика в другую налоговую инспекцию
Документы, связанные с деятельностью организации, индивидуального предпринимателя и физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, подлежат передаче в налоговый орган по новому месту учета налогоплательщика.
Относительно ведения карточек «Расчеты с бюджетом» (КРСБ) сообщено следующее.
В целях учета штрафов за налоговые правонарушения, которые невозможно отнести к конкретному налогу, сбору, а также за административные правонарушения КРСБ открываются по месту нахождения органов, вынесших соответствующие решения (постановления, протоколы).
Информация, содержащаяся в данных КРСБ, не связана с деятельностью налогоплательщика и не подлежит передаче по новому месту учета.
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА
ПИСЬМО
от 29 сентября 2017 г. N ЗН-4-22/19596@
Федеральная налоговая служба рассмотрела письмо и сообщает следующее.
Приказом ФНС России от 13.06.2012 N ММВ-8-6/37дсп@ регламентирован Перечень документов, связанных с деятельностью российской организации (в том числе через ее обособленное подразделение), индивидуального предпринимателя и физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, подлежащих передаче в иной налоговый орган.
Согласно Регламенту работы налоговых органов при передаче документов налогоплательщика в иной налоговый орган, направленному письмом ФНС России от 17.12.2012 N ПА-5-6/1530дсп@, эти документы подлежат передаче по новому месту учета налогоплательщика.
Порядок ведения карточек «Расчеты с бюджетом» (далее — КРСБ) регламентирован приказом ФНС России от 18.01.2012 N ЯК-7-1/9@ «Об утверждении Единых требований к порядку формирования информационного ресурса «Расчеты с бюджетом» местного уровня».
Согласно данному порядку в целях учета штрафов за налоговые правонарушения, которые невозможно отнести к конкретному налогу, сбору, а также за административные правонарушения КРСБ открываются по месту нахождения органов, вынесших соответствующие решения (постановления, протоколы), независимо от места постановки на учет в налоговом органе лиц, в отношении которых вынесены такие решения.
Источник: http://www.audit-it.ru/law/account/929909.html
Переход из одной налоговой инспекции в другую (МРИ 3)
Довольно часто встречается ситуации, когда предприятие меняет свое месторасположение и налоговую инспекцию. Казалось бы, все, что нужно при этом сделать – это пройти процедуру сверки с налоговой инспекцией, однако это и является основной проблемой.
Процедура прохождения сверки заключается в следующем. После того, как будет получена информация о снятии налогоплательщика с учета в налоговом органе при изменении места нахождения, соответствующее должностное лицо инспекции должно провести сверку расчетов налогоплательщика. Для проведения сверки расчетов налогоплательщик приглашается в налоговую инспекцию. Ему направляется уведомление с указанием даты проведения сверки расчетов налогоплательщика. Уведомление составляется в двух экземплярах и направляется по почте. В случае возврата уведомления с пометкой «адресат не найден по данному адресу» или нежелания налогоплательщика осуществить сверку , Акт сверки расчетов подписывается должностным лицом отдела работы с налогоплательщиками в одностороннем порядке. Соответственно в налоговый орган по новому месту постановки на учет направляется Акт, подписанный в одностороннем порядке. К нему прилагаются уведомления, подтверждающие, что налоговая инспекция приглашала организацию для проведения сверки и отправляла ей Акт сверки по почте.
Если организация знает, что она в ближайшем будущем будет переходить в другую инспекцию, то лучше самим инициировать сверку расчетов с налоговым органом, исправить все ошибки перед тем, как оформлять документы на изменение адреса и переходить в другую налоговую.
Если не инициировать сверку, компания может столкнуться с тем, что в новую налоговую инспекцию поступят данные о состоянии задолжености организации перед бюджетом, в корне отличающиеся от тех данных, которые есть в организации. Это как раз связано, что не все платежи по налогам проведены в старой инспекции, или не все налоги были начислены по декларациям (может быть, какие то декларации отправлялись по почте и не дошли до инспекции). Налоговая инспекция передает дела в новую инспекцию, как есть. Новая инспекция, в свою очередь, увидев задолженность организации перед бюджетом, выставляет инкассо в банк, на безакцептное списание. Или, что хуже для налогоплательщика – это блокировка расчетных счетов.
Все вопросы по задолженностям и переплатам в бюджет организация будет решать уже с новой инспекцией. Еще одна проблема – это если организации вдруг срочно понадобится справка об отсутствии задолженности перед бюджетом, то её будет сложно получить, если у организации будут невыясненные задолженности, которые старая налоговая передаст в новую инспекцию. Поэтому лучше всего получить справку об отсутствии задолженностей перед бюджетом до перехода в другую инспекцию.
Источник: http://www.audit-it.ru/nalognews/reg130/440242.html
Компания сменила юридический адрес: подводные камни для бухгалтера в части налогов и отчетности
В настоящее время процесс смены юридического адреса ни у кого не вызывает вопросов и сложностей. Грамотные штатные юристы или юристы консалтинговых компаний, а также подробные пошаговые инструкции на просторах интернета поэтапно помогут провести процедуру подготовки необходимой документации, подачу заявлений в ИФНС, получение документов о постановке на учет в новой налоговой инспекции. Все доведено уже практически до автоматизма, но только с юридической стороны.
У бухгалтера при смене юридического адреса компании, даже если смена адреса происходит в рамках одной территориальной налоговой инспекции и меняется просто ОКТМО — уже проблем достаточно. Ну а если меняется территориальная налоговая, то вопросы из разряда, куда платить налоги, куда сдавать декларации, как зачесть ранее уплаченные в «старую» налоговую платежи и прочие вопросы «куда и как» увеличиваются в разы.
Согласно п. 4 ст. 84 НК РФ в случаях изменения места нахождения организации, снятие с учета осуществляется налоговым органом, в котором организация ранее состояла на учете. При этом снятие с учета и передача дел в ИФНС по месту нового юридического адреса компании должно осуществляться в течение пяти рабочих дней с момента внесения изменений в ЕГРЮЛ. Налоговая инспекция по новому месту учета обязана осуществить постановку на учет на основании документов, полученных от налогового органа по прежнему месту нахождения организации. За этими фразами в теории все понятно, на практике же все не всегда так.
Попробуем разобраться по каждому налогу отдельно сначала в разрезе платежей, затем в разрезе предоставления деклараций.
Для общего примера определим следующие положения:
ООО «Ромашка» состоит на учете в ИФНС № 17 по г. Москве, КПП присвоен 771701001. В марте 2019 года организация меняет юридический адрес и переезжает в ИФНС № 4, с присвоением КПП 770401001. Дата внесения записи в ЕГРЮЛ о смене юридического адреса 25 марта 2019 года.
Начнем, конечно, с налогов и деклараций для компаний на ОСН.
Налог на прибыль
Видео (кликните для воспроизведения). |
Согласно п. 1 ст. 288 НК РФ российские организации, имеющие обособленные подразделения, производят исчисление и уплату в федеральный бюджет сумм авансовых платежей, а также сумм налога, исчисленного по итогам налогового периода по месту своего нахождения. Т.е. налоговое законодательство определяет место уплаты налога на прибыль в части федерального бюджета на реквизиты той налоговой инспекции, в которой налогоплательщик числится на дату платежа. В случае, когда происходит смена юридического адреса необходимо обратить внимание на то, внесена ли в ЕГРЮЛ запись о смене места нахождения организации на дату, когда компания уплачивает налог. Если в выписке из ЕГРЮЛ записи о смене юридического адреса еще нет, то платить необходимо в «старую» инспекцию. Если запись в ЕГРЮЛ о смене местонахождения уже внесена, то платить необходимо уже по месту «новой» налоговой, даже если уплата налога производится в тот же день, когда в выписку из ЕГРЮЛ внесены изменения.
Согласно п. 1 ст. 289 НК РФ налогоплательщики обязаны по истечении каждого отчетного и налогового периода представлять налоговую декларацию в налоговые органы по месту своего нахождения. Место отправки декларации определяется аналогично тому же порядку, по которому производится уплата налога. В декларации указывается КПП организации, присвоенное ей тем налоговым органом по месту которого она находится и по месту которого должна предоставляться декларация. Значит, если отчетность сдается за отчетный или налоговый период до момента внесения записи в ЕГРЮЛ о смене юридического адреса, то декларация предоставляется в «старую» ИФНС, если же запись о внесении изменений в ЕГРЮЛ уже существует, то декларацию необходимо предоставлять в «новую» ИФНС. Обратите внимание, что это правило действует даже тогда, когда отчетность сдается за предыдущие периоды, а организация уже переехала на новый адрес.
Рассмотрим на примере ООО «Ромашка»:
Если бухгалтер предоставляет налоговую декларацию за 2018 год до 24 марта 2019 года включительно, то декларация предоставляется в ИФНС № 17 с указанием в декларации КПП 771701001. С 25 марта 2019 года и в последующие дни, налоговая декларация за 2018 год предоставляется уже в ИФНС № 4 с указанием в декларации КПП 770401001
Обратите внимание и на ОКТМО, в декларации ОКТМО указывается той территории, где организация состоит на налоговом учете в момент, когда подает декларацию. На это обращали внимание специалисты ФНС еще в 2012 году в письме УФНС по г. Москве от 28.08.2012 г № 16-15/080197.
НДС
П. 2 ст. 174 НК РФ предписывает налогоплательщикам уплачивать налог на добавленную стоимость в бюджет по месту учета налогоплательщика в налоговых органах.
Таким образом, НДС уплачивается аналогично порядку уплаты налога (авансовых платежей) по налогу на прибыль, т.е. необходимо обращать внимание на дату внесения записи в ЕГРЮЛ о смене юридического адреса. Если записи о внесении изменений в ЕГРЮЛ на дату платежа еще нет, то уплата производится в «старую» инспекцию. Если запись в ЕГРЮЛ о смене местонахождения уже внесена, то платить необходимо уже по месту «новой» налоговой инспекции.
Декларация предоставляется аналогично общему правилу, ориентируясь на дату внесения записи в ЕГРЮЛ.
В теории по месту уплаты платежей и предоставления декларации все понятно.
На практике же может произойти ситуация когда например согласно положений п. 1 ст. 174 НК РФ организация производит уплату НДС не единовременно, а по 1/3 равными долями.
Вернемся к ООО «Ромашка», изменив даты смены юридического адреса. ООО «Ромашка» состоит на учете в ИФНС № 17 по г. Москве, КПП присвоен 771701001. В январе 2019 года организация меняет юридический адрес и переезжает в ИФНС № 4, с присвоением КПП 770401001. Дата внесения записи в ЕГРЮЛ о смене юридического адреса 24 января 2019 года. Бухгалтер предоставляет 20 января 2019 г. декларацию по НДС за 4 кв. 2018 года с КПП 771701001 в ИФНС № 17. Первый платеж в размере 1/3. налога производится в тот же день в ИФНС № 17. Последующие платежи по сроку уплаты 25.02.2019 г. и 25.03.2019 г. производятся уже в ИФНС № 4. В платежных поручениях ОКТМО указывается по месту нахождения на новой территории.
Компании, применяющие УСН в более выгодном положении по предоставлению налоговой деклараций относительно компаний на ОСН, т.к. авансовые платежи при УСН уплачиваются ежеквартально, а декларация предоставляется раз в год. Но и здесь есть свои нюансы
П. 6 ст. 346.21 и п. 1 ст. 346.23 НК РФ предписывает налогоплательщикам, применяющим УСН, производить уплату налога и авансовых платежей по налогу, а также предоставлять налоговую декларацию в налоговые органы по месту нахождения организации. Т.е. опять же действует общее правило «ориентир на дату внесения записи в ЕГРЮЛ»
Однако при предоставлении налоговой декларации при УСН при смене юридического адреса обратите внимание на следующие особенности заполнения раздела 1.1 или 1.2 в зависимости от объекта налогообложения. Согласно порядку заполнения налоговой декларации по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, утвержденной приказом ФНС России от 26.02.2016 № ММВ-7-3/99@ при смене местонахождения организации в строках 010, 030, 060, 090 указывается код ОКТМО, по которому перечислялись авансовые платежи.
Обратимся к первоначальному примеру с датами смены юридического адреса ООО «Ромашка».
НДФЛ
Согласно п. 7 ст. 226 НК РФ сумма налога, исчисленная и удержанная налоговым агентом у налогоплательщика, в отношении которого он признается источником дохода, уплачивается в бюджет по месту учета налогового агента в налоговом органе. Мы отдельно не определяем уплату налога по месту нахождения каждого обособленного подразделения, так как это следует из абз. 2 п. 7 ст. 226 НК РФ и к смене юридического адреса организации в данном ключе отношения не имеет.
Итак, порядок перечисления НДФЛ определяется также по общему правилу, ориентируясь на дату внесения записи в ЕГРЮЛ.
Берем опять же за основу пример с ООО «Ромашка» изменив даты смены юридического адреса. ООО «Ромашка» состоит на учете в ИФНС № 17 по г. Москве, КПП присвоен 771701001. В ноябре 2018 года организация меняет юридический адрес и переезжает в ИФНС № 4 с присвоением КПП 770401001. Дата внесения записи в ЕГРЮЛ о смене юридического адреса 25 ноября 2018 года.
Справки по форме 2-НДФЛ и расчет по форме 6-НДФЛ в 2019 году предоставляется в «новую» ИФНС № 4, но с учетом некоторых нюансов, а именно:
- за период нахождения в ИФНС № 17 ООО «Ромашка» в отчетности указывает КПП ИФНС № 4, но ОКТМО указывает по принадлежности к ИФНС № 17;
- за период с момента перехода в ИФНС № 4 ООО «Ромашка» в отчетности указывает КПП и ОКТМО по принадлежности к ИФНС № 4.
Т.е. фактически ООО «Ромашка» предоставляет в ИФНС № 4 два комплекта отчетности с одинаковым КПП 770401001 и разными ОКТМО.
Расчет по страховым взносам
Согласно п. 11 ст. 431 НК РФ плательщики страховых взносов обязаны производить уплату и предоставлять расчеты по страховым взносам в ИФНС по месту их нахождения. Т.е. и здесь действует общее правило даты внесения записи в ЕГРЮЛ. Однако в отличие от отчетности по НДФЛ сдавать два расчета с разными ОКТМО не нужно. На это указывается в письме ФНС России от 18.08.2017 г. № ЗН-4-11/16386@. Отчетность по страховым взносам предоставляется в «новую» ИФНС с указанием нового ОКТМО с включением в расчет всех данных нарастающим итогом с начала расчетного периода, т.е. января отчетного года.
Что касается страховых взносов, ранее уплаченных в предыдущую инспекцию, то в этом же письме специалисты ФНС указывают на то, что при передаче документов из налоговой инспекции по прежнему месту нахождения в новую инспекцию будут переданы и данные по уплаченным страховым взносам, в том числе карточки «Расчеты с бюджетом».
Налог на имущество
Согласно действующего законодательства с января 2019 года налогом на имущество облагаются только объекты недвижимости. Согласно п. 6 ст. 383, ст. 385, п. 1 ст. 386 НК РФ обязанность по уплате налога и авансовых платежей по налогу, а также предоставлению декларации закреплена по местонахождению каждого из объектов недвижимого имущества. Таким образом, при смене юридического адреса уплата налога, авансовых платежей по налогу и предоставление декларации остается неизменным по месту нахождения недвижимости.
Уточненные декларации
Согласно п. 3 ст. 80 НК РФ налоговые декларации (расчеты) предоставляются в налоговые органы по месту учета налогоплательщика. П. 5 ст. 81 НК РФ прямо закрепляет обязанность по предоставлению уточненных налоговых деклараций в налоговые органы по месту учета. Таким образом, если после смены юридического адреса у организации возникла необходимость в предоставлении уточненной декларации, то ее необходимо предоставлять уже в инспекцию по новому местонахождению организации, независимо от того, за какой налоговый (отчетный) период предоставляются уточнения. Однако ОКТМО в уточненной декларации необходимо указывать то же, что было указано в первоначальной декларации, разъяснения по данному вопросы даны еще в письме УФНС России по г. Москве от 30.10. 2008 г. № 20-12/101962, Письме ФНС России от 30.12.2009 г. № ШС-22-3/990@ Разъяснения старые и даны в части ОКАТО, но сути своей в отношении применения к ОКТМО не меняют.
Надеемся, что наши разъяснения помогли бухгалтерам разобраться, каким образом сдается отчетность и уплачиваются налоги в случае, когда организация сменила юридический адрес.
Однако хотим обратить внимание, что хотя законодательно и указано, что при смене юридического адреса документы по налогоплательщику передаются из одной налоговой в другую в течение 5 рабочих дней, как показывает практика этот процесс может затянуться до полугода, и в этом случае «новая» налоговая, получив ваши декларации, но, не увидев еще ваших ранее произведенных платежей по реквизитам «старой» налоговой вполне вероятно предложит заплатить еще раз налоги, а затем уже разбираться по факту передачи вашего «личного» дела, в том числе и карточки «расчеты с бюджетом» и здесь уже никакие теоретические разъяснения не помогут, а компания рискует получить требование об уплате налогов. В данной ситуации пожелаем только бухгалтеру быть настойчивым и общаться с обеими налоговыми инспекциями в тесном формате, как говорится в данном ключе теория и практика могут очень сильно различаться.
Как избежать проблем при смене налоговой инспекции
Географический террор
Еще несколько лет назад предприятия легко относились к понятию «юридический адрес». Его рассматривали как некий обязательный реквизит регистрации, о котором потом можно забыть. Сейчас ситуация изменилась. Налоговые органы всерьез озаботились проблемами, связанными с юридическим адресом. Появилось понятие «адрес массовой регистрации». Кстати, если ваша фирма зарегистрирована в таком месте, то уже имеет признаки компании-«однодневки».
Все это привело к тому, что фирмы все чаще меняют старый юридический адрес на новый, коим является фактический адрес нахождения компании. При этом практически обязательно происходит переход в новую инспекцию.
Нормативы для перехода
Порядок действий налоговиков при смене предприятием адреса прописан Приказом ФНС России от 20 декабря 2004 г. N САЭ-3-09/165@. Правда, с этим документом произошла поистине детективная история. Он утратил силу в связи с изданием Приказа ФНС России от 6 ноября 2007 г. N ММ-4-09/30дсп. Обратите внимание на буквы «ДСП»: аббревиатура знакома всем — «для служебного пользования». Найти документ в открытом доступе, возможно, у вас вряд ли получится. Хотя, казалось бы, зачем засекречивать? Может быть, лучше налогоплательщику знать процедуру? Но у налоговиков своя логика.
Некоторым подспорьем может послужить Приказ УФНС России по г. Москве от 29 февраля 2008 г. N 106 «Об организации работы структурных подразделений налоговых органов г. Москвы по передаче пакета документов российских организаций, индивидуальных предпринимателей, физических лиц, не относящихся к индивидуальным предпринимателям, в налоговый орган по новому месту нахождения (месту жительства), а также при прекращении деятельности организации через обособленное подразделение». Так как последний издан тремя месяцами позже Приказа ФНС, надо полагать, что его положения не идут вразрез с первоисточником.
Пользуясь этим документом, попробуем описать последовательность действий всех участников процесса по переводу организации из одной налоговой инспекции в другую. Отправной точкой будет день начала переезда. Рассмотрев все стадии переезда, остановимся на окончании этой процедуры. Итак, инструкция.
День «икс»
Налогоплательщик принял решение о смене юридического адреса и, как следствие, о переходе в другую налоговую инспекцию. Его первоочередные действия: внести изменения в уставные документы компании, т.е. подготовить новую редакцию устава. В орган, занимающийся регистрацией налогоплательщиков (в Москве, например, это ИФНС N 46), в соответствии со ст. 17 Закона от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» представляются:
— заявление о государственной регистрации (форма N Р13001);
— решение о внесении изменений в учредительные документы юридического лица;
— изменения, вносимые в учредительные документы юридического лица;
— документ об уплате государственной пошлины.
Порядок заполнения формы Р13001 утвержден все тем же отмененным Приказом ФНС России от 1 ноября 2004 г. N САЭ-3-09/16@. Однако за неимением других инструкций по заполнению формы можно воспользоваться тем, что есть.
Законодатель не устанавливает никаких дополнительных документов при внесении изменений и перемене юридического адреса. Однако на практике участились случаи отказов налогоплательщику на том основании, что налоговый орган не убежден в достоверности представленных сведений. Чаще всего такие отказы связаны с проверкой нового юридического адреса. Налоговые органы по месту нового юридического адреса прибывают с проверкой на фирму и, если не находят «следов» компании, информируют регистрирующий налоговый орган. Превентивная мера защиты от такой ситуации может быть в следующем: вместе с обязательными документами сдать копию договора аренды или гарантийного письма от юридического лица, представляющего юридический адрес. Также очень полезно повесить на дверь кабинета, который вы будете занимать по новому адресу, табличку с названием вашей компании. Особенно важно это сделать при переводе организации из Москвы в регионы, так как переезд компании в регион стал распространенной схемой «зачистки» проблемной компании.
К сожалению, процесс перехода может очень сильно затянуться (до 9 месяцев). Для того чтобы хоть как-то облегчить себе жизнь в «переходном периоде», одновременно с подачей документов на регистрацию изменений следует запросить заверенную копию устава компании (предварительно сдав ее вместе со всеми документами и заплатив пошлину). Тогда «на выходе» вместе с остальными документами вы получите заверенную копию.
+ 1 день
В ИФНС по прежнему месту нахождения организации по защищенному каналу связи (СЭД) направляется информационное письмо, содержащее сведения об изменениях, которое незамедлительно (!) должно попасть к сотруднику отдела регистрации и учета налогоплательщиков.
+ 2 дня
Отдел регистрации и учета налогоплательщиков устанавливает принадлежность нового адреса местонахождения налогоплательщика к налоговому органу. В случае если налогоплательщик подлежит снятию с учета, чиновники направляют в соответствующие отделы (отдел работы с налогоплательщиками, отдел камеральных проверок, отдел выездных налоговых проверок, отдел встречных проверок, отдел урегулирования задолженности, отдел обеспечения процедуры банкротства, отдел учета и отчетности, отдел оперативного контроля, юридический отдел, отдел ввода данных, отдел информационных технологий, иные отделы) служебную записку о поступлении информационного письма.
+ 3 дня
Отдел работы с налогоплательщиками направляет в адрес компании уведомление о дате проведения сверки расчетов с бюджетом, государственными внебюджетными фондами на дату снятия налогоплательщика с учета в связи с изменением места нахождения. Порядок проведения сверки установлен Приказом ФНС России от 9 сентября 2005 г. N САЭ-3-01/444@. Эта сверка имеет особенности, которые организация должна учитывать.
Естественно, уведомление о сверке будет направлено по вашему старому юридическому адресу. В интересах организации усилить в этот момент контроль за почтовыми поступлениями, так как в случае возврата в налоговую инспекцию уведомления с пометкой «Адресат не найден по данному адресу» акт сверки расчетов налогоплательщика подписывается должностным лицом отдела работы с налогоплательщиками в одностороннем порядке. Так как сроки сверки будут очень жесткими, разумно пройти сверку расчетов с бюджетом и государственными внебюджетными фондами, и перед тем, как оформлять документы на изменение адреса, исправить все ошибки, получить подписанный акт — с тем, чтобы потом его только актуализировать на новую дату.
Если расхождений у организации и налоговиков нет, составляется акт в трех экземплярах и визируется начальником отдела работы с налогоплательщиками. Первый экземпляр вручается компании. На втором и третьем экземплярах ставится дата получения и подпись налогоплательщика. Один экземпляр документа передается в отдел, формирующий пакет документов для последующего направления в налоговый орган по новому месту учета, другой — остается в налоговом органе по месту проведения сверки расчетов с налогоплательщиком.
В случае наличия расхождений между данными налогоплательщика и налогового органа должны быть выявлены и устранены причины, их вызвавшие (на практике это чаще всего неправильно введенные или невведенные платежные документы налогоплательщика). Срок проведения сверки, формирования и оформления акта при отсутствии расхождений данных налогового органа и налогоплательщика не должен превышать 10 рабочих дней, при выявлении расхождений — 15 рабочих дней. В установленных сроках не учитываются дни на доставку актов сверки расчетов компании по почте.
Обратите внимание: наличие задолженности по налогам и сборам не является основанием для продления сроков перевода организации в другую налоговую инспекцию.
Кроме сверки расчетов налоговый орган по прежнему адресу проводит мероприятия, установленные таинственным Приказом N ММ-4-09/30дсп. О том, что это за мероприятия, мы можем только догадываться по практике: это посещение нового юридического адреса, опрос лиц, имеющих отношение к этому адресу, и так далее. Хотите, чтобы процесс перехода прошел менее болезненно? Заранее уведомите руководство прежней налоговой инспекции о переходе, сообщив в письме на его имя данные вашего нового «места жительства».
Примечание. Зачесть переплату должна новая инспекция
Еще одна классическая проблема, которая встречается при смене налоговой инспекции, — зачет переплаты по налогам. Предположим, у фирмы имелся «излишек» по налогам в федеральный и региональный бюджет. Он был отражен в лицевом счете организации в прежней ИФНС. Общество подало в инспекцию заявление с просьбой передать эту информацию в другую налоговую по месту регистрации. Одновременно с этим компания потребовала от новой ИФНС зачесть переплату в счет имеющейся недоимки. В такой ситуации контролеры зачастую не могут определиться, кто именно должен исполнять обязанность по зачету излишне уплаченных средств. Так, инспекторы по новому месту учета зачастую не только отказывают в зачете, но и могут выставить требование компании о покрытии недоимки и даже представить в банк инкассовое поручение на списание этой суммы со счета.
Радует то, что судьи в этом вопросе целиком и полностью на стороне компании. Арбитры отмечают, что согласно п. 1 ст. 30 НК РФ налоговые органы составляют единую централизованную систему контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты налогов и сборов в бюджетную систему РФ. Поэтому споры между ИФНС не допускаются. Так что в описанном случае компания имеет право на зачет переплаты по налогам в счет недоимки, а исполнить соответствующее обязательство должна инспекция по новому месту регистрации компании.
+ 5 дней
Регистрирующий орган должен внести изменения в учредительные документы и ЕГРЮЛ (или выдать обоснованный отказ).
Прежняя инспекция не позднее рабочего дня, следующего за днем внесения записи в ЕГРЮЛ, снимает с учета организацию. Затем направляет в налоговую файл выгрузки из базы данных ЕГРН, содержащий сведения, необходимые для ведения территориального раздела ЕГРН (п. 2.2 Приказа ФНС России от 20 декабря 2004 г. N САЭ-3-09/165@).
«Новая» ИФНС ставит на учет фирму не позднее рабочего дня, следующего за днем получения выписки из ЕГРЮЛ и файла выгрузки из ЕГРН от прежней ИФНС. В течение трех рабочих дней со дня снятия организации с учета прежняя налоговая направляет в другую инспекцию учетное дело вместе с сопроводительным письмом. Дело должно содержать все документы, послужившие основанием для постановки на учет (снятия с учета). Отдел камеральных проверок, отдел выездных налоговых проверок, отдел урегулирования задолженности, отдел учета и отчетности, отдел финансового и общего обеспечения и иные отделы не позднее 30 дней со дня снятия с учета подготавливают все документы и отправляют их в инспекцию по новому адресу компании (п. 2.4 Приказа ФНС России от 20 декабря 2004 г. N САЭ-3-09/165@).
Последние штрихи
Кажется, все? Нет, проблемы только начинаются. На практике снятие с учета происходит не так гладко. Выгрузка может длиться месяцами. Предприятие время от времени в ответ на свой вопрос о перерегистрации слышит загадочную фразу: «Выгрузки не было». Это значит: «вы «повисли». В старой налоговой вас уже нет, а к новой — еще не успели причислить.
Если есть возможность, получите от старой налоговой номера файлов отправки и напишите официальное письмо руководителю новой налоговой инспекции. Отчетность рекомендуем сдавать в новую инспекцию, письменно оформляя отказ в ее приеме. Налоги также надо платить по новому адресу. Они будут фиксироваться налоговым органом как неопознанные платежи, но после постановки на учет вы их разыщете и не возникнет штрафных санкций.
Если ваш старый и новый адреса в разных регионах, то могут возникнуть дополнительные сложности, связанные с урегулированием недоимок и переплат по налогам и сборам. С федеральным бюджетом проблем быть не должно: налогоплательщик может производить расчеты как по старому, так и по новому адресу. А вот с местным бюджетом надо быть аккуратнее: организация должна погасить задолженность по налогам и сборам в местный бюджет. Кроме того, надлежит подать в ИФНС по прежнему месту учета заявление о зачете (возврате) переплаты по местным налогам и сборам. Причем сделать это следует обязательно до перехода в другую инспекцию.
Видео (кликните для воспроизведения). |
Источник: http://mosbuhuslugi.ru/material/kak-izbezhat-problem-pri-smene-nalogovoy-inspekcii
Юрист со стажем работы более 9 лет.