Содержание
- 1 Статья 7. Требования к письменному обращению
- 2 Федеральный закон от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями)
- 3 Электронные обращения граждан
- 4 Новый порядок рассмотрения обращений в системе МВД России: сравнение закона и инструкции
- 5 Ответ на обращение по электронной почте
- 6 Как направлять ответ на электронное обращение гражданина?
- 7 Организация работы с обращениями граждан: закон есть, но проблемы остаются
- 8 lipetskkrasiv
- 9 Обязаны ли госучреждения отправлять ответ заказным письмом?
Статья 7. Требования к письменному обращению
Статья 7. Требования к письменному обращению
1. Гражданин в своем письменном обращении в обязательном порядке указывает либо наименование государственного органа или органа местного самоуправления, в которые направляет письменное обращение, либо фамилию, имя, отчество соответствующего должностного лица, либо должность соответствующего лица, а также свои фамилию, имя, отчество (последнее — при наличии), почтовый адрес, по которому должны быть направлены ответ, уведомление о переадресации обращения, излагает суть предложения, заявления или жалобы, ставит личную подпись и дату.
Информация об изменениях:
Часть 3 изменена с 8 декабря 2017 г. — Федеральный закон от 27 ноября 2017 г. N 355-ФЗ
3. Обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в форме электронного документа, подлежит рассмотрению в порядке, установленном настоящим Федеральным законом. В обращении гражданин в обязательном порядке указывает свои фамилию, имя, отчество (последнее — при наличии), адрес электронной почты, по которому должны быть направлены ответ, уведомление о переадресации обращения. Гражданин вправе приложить к такому обращению необходимые документы и материалы в электронной форме.
ГАРАНТ:
См. комментарии к статье 7 настоящего Федерального закона
Источник: http://base.garant.ru/12146661/e88847e78ccd9fdb54482c7fa15982bf/
Федеральный закон от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями)
Федеральный закон от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ
«О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»
С изменениями и дополнениями от:
29 июня, 27 июля 2010 г., 7 мая, 2 июля 2013 г., 24 ноября 2014 г., 3 ноября 2015 г., 27 ноября 2017 г., 27 декабря 2018 г.
Принят Государственной Думой 21 апреля 2006 года
Одобрен Советом Федерации 26 апреля 2006 года
ГАРАНТ:
См. комментарии к настоящему Федеральному закону
Президент Российской Федерации
Законом урегулируются правоотношения, связанные с реализацией гражданином закрепленного за ним конституционного права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, а также устанавливается порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами.
Установленный порядок распространяется на все обращения граждан, за исключением обращений, для рассмотрения которых установлен иной порядок. Порядок рассмотрения также распространяется на правоотношения, связанные с рассмотрением обращений иностранных граждан и лиц без гражданства.
Определяются требования, которые предъявляются к оформлению письменных обращений граждан, а также к обращениям, направляемым по информационным системам. Установлен исчерпывающий перечень обращений, которые не подлежат рассмотрению. К ним относятся: анонимные обращения, за исключением сообщений о преступлениях либо об угрозе государственной или общественной безопасности, обращения, по которым вынесены судебные решения, обращения, содержащие клевету, оскорбления и угрозы в адрес государственных органов, органов местного самоуправления и их должностных лиц или других граждан, повторные (многократные) обращения, если в них не приводятся новые доводы или обстоятельства, а по предыдущим обращениям давались письменные ответы.
Запрещается направлять жалобу на рассмотрение в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, решение или действие (бездействие) которых обжалуется.
Письменные обращения подлежат обязательной регистрации в течение трех дней с момента поступления и рассматриваются в течение 30 дней. Регламентируется порядок действий органов власти и должностных лиц при поступлении обращений по вопросам, не относящимся к их компетенции. Устанавливаются общие правила ведения личного приема граждан.
Установлена ответственность должностных лиц за нарушение порядка работы с обращениями граждан, а также предусмотрена возможность взыскания в судебном порядке с самих граждан расходов, понесенных в связи с проверкой их обращений, содержащих заведомо ложные сведения.
Закон вступает в силу по истечении 180 дней после дня его официального опубликования.
Федеральный закон от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»
Настоящий Федеральный закон вступает в силу по истечении 180 дней после дня его официального опубликования
Текст Федерального закона опубликован в «Парламентской газете» от 11 мая 2006 г. N 70-71, в «Российской газете» от 5 мая 2006 г. N 95, в Собрании законодательства Российской Федерации от 8 мая 2006 г. N 19 ст. 2060
Постановлением Конституционного Суда РФ от 18 июля 2012 г. N 19-П взаимосвязанные положения части 1 статьи 1, части 1 статьи 2 и статьи 3 настоящего Федерального закона признаны не соответствующими Конституции РФ, ее статьям 19 (часть 1), 30, 33, 45, 55 (часть 3) и 76, в той мере, в какой они — в силу неопределенности нормативного содержания, порождающей на практике неоднозначное их истолкование и, соответственно, возможность произвольного применения, — препятствуют распространению положений настоящего Федерального закона на отношения, связанные с рассмотрением органами государственной власти и органами местного самоуправления обращений объединений граждан, включая юридические лица, а также рассмотрению обращений осуществляющими публично значимые функции государственными и муниципальными учреждениями и иными организациями, в том числе введению законом субъекта РФ положений о возможности рассмотрения обращений такими учреждениями и организациями
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Федеральный закон от 27 декабря 2018 г. N 528-ФЗ
Изменения вступают в силу с 8 января 2019 г.
Федеральный закон от 27 ноября 2017 г. N 355-ФЗ
Изменения вступают в силу c 8 декабря 2017 г.
Федеральный закон от 3 ноября 2015 г. N 305-ФЗ
Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона
Федеральный закон от 24 ноября 2014 г. N 357-ФЗ
Изменения вступают в силу с 1 января 2015 г.
Федеральный закон от 2 июля 2013 г. N 182-ФЗ
Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона
Федеральный закон от 7 мая 2013 г. N 80-ФЗ
Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона
Федеральный закон от 27 июля 2010 г. N 227-ФЗ
Изменения вступают в силу с 1 января 2011 г.
Федеральный закон от 29 июня 2010 г. N 126-ФЗ
Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона
© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2020. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.
Источник: http://base.garant.ru/12146661/
Электронные обращения граждан
социологические науки
- Муртазина Зубаржат Родионовна , бакалавр, студент
- Селезнева Айгуль Хамитовна , кандидат наук, доцент, доцент
- Башкирский государственный аграрный университет
- ЭЛЕКТРОННЫЕ ОБРАЩЕНИЯ
- ОБРАЩЕНИЯ ГРАЖДАН
Похожие материалы
Важным конституционным правом граждан в сфере государственного и муниципального управления является право на обращение в органы власти. Согласно статье 33 Конституции Российской Федерации граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления [1]. Как правило, граждане обращаются в органы власти с заявлениями о реализации каких-либо прав, положенных им по закону, жалобами на граждан и организации, которые нарушают их законные интересы либо с предложениями по улучшению деятельности органов власти. Федеральный закон от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (далее по тексту — Закон № 59-ФЗ) регламентирует процедуру рассмотрения таких обращений. Так, все обращения, поступившие в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежат обязательному рассмотрению (ст. 9 Закона № 59-ФЗ). Письменное обращение, поступившее в орган власти, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения (ст. 12 Закона № 59-ФЗ) [2].
В последнее время обращения граждан в органы государственной власти и местного самоуправления поступают не только в традиционно бумажной форме, но и в форме электронных обращений.
Способы подачи электронного обращения могут быть различными. Так, А.В. Савоськин выделяет следующие четыре способа: первый и наиболее традиционный — направление обращения по электронной почте, второй — направление обращения через электронную приемную официального сайта органа власти в сети Интернет, третий — посредством специализированных государственных интернет-порталов; четвертый (и наименее используемый) — направление обращений через специальные электронные терминалы, установленные в помещениях органов власти или многофункциональных центров [3].
Мы провели анализ электронных обращений на примере обращений, поступивших в Министерство жилищно-коммунального хозяйства Республики Башкортостан и размещенных в открытом доступе на его сайте [4]. Каждые 3-4 дня в электронную приемную МЖКХ РБ поступает хотя бы одно обращение от граждан. Всего за 2016 год в Министерство жилищно-коммунального хозяйства Республики Башкортостан поступило 2185 обращений, что на 11% больше, чем в 2015 году [4].
Большинство обращений граждан, поступивших в этот республиканский орган власти, касаются вопросов благоустройства придомовых территорий многоквартирных домов, в том числе их санитарного состояния, а также начисления оплаты за жилищно-коммунальные услуги. К сожалению, практически отсутствуют обращения, которые содержат предложения по совершенствованию деятельности управляющих компаний или органа власти, осуществляющего государственный жилищный надзор.
На наш взгляд, электронное обращение имеет множество преимуществ по сравнению с традиционным письменным обращением. Например, удобство (его можно направить, не выходя из дома), простота (достаточно обладать минимальными навыками работы на компьютере, чтоб отправить такое обращение на сайт), не требует почтовых расходов. Именно эти удобства и способствуют тому, что электронные обращения постепенно вытесняют письменные обращения граждан.
Однако направление электронного обращения через электронную приемную официального сайта органа власти имеет и свои недостатки.
Согласно ч. 3 ст. 7 Закона № 59-ФЗ в электронном обращении гражданин в обязательном порядке указывает свои фамилию, имя, отчество (последнее — при наличии), адрес электронной почты, если ответ должен быть направлен в форме электронного документа, и почтовый адрес, если ответ должен быть направлен в письменной форме. Гражданин вправе приложить к такому обращению необходимые документы и материалы в электронной форме либо направить указанные документы и материалы или их копии в письменной форме.
Таким образом, исходя из анализа данной нормы, гражданин не может направить обращение на сайт анонимно, что может быть сдерживающим фактором для отдельных граждан.
К сожалению, исходя из анализа обращений, размещенных на сайте Министерства жилищно-коммунального хозяйства Республики Башкортостан , невозможно сделать вывод о том, была ли решена проблема того или иного гражданина положительно. Впрочем, сайты других органов власти также не позволяют это сделать. На наш взгляд, для обеспечения прозрачности деятельности органов власти, имеется смысл дополнить каждое обращение вкладкой «Результат рассмотрения обращения», в котором обязать орган власти кратко указывать, какие меры были приняты по обращению данного гражданина с указанием срока выполнения и предоставлением соответствующих доказательств (например, это может быть фотоотчет о благоустройстве двора, обращение самого гражданина с благодарностью за проделанную работу и т.п.).
Право на обращение — весьма действенное и важное средство защиты гражданами своих прав, это канал информирования властей, источник информации, необходимой для оперативного решения многих важных вопросов. Однако для повышения эффективности электронных обращений в органы власти необходимо совершенствовать процедуру направления и рассмотрения таких обращений.
Список литературы
- Конституция Российской Федерации // СПС «Консультант Плюс».
- Федеральный закон от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 08.05.2006. № 19. Ст. 2060.
- Савоськин А.В. Способы подачи электронных обращений в России (проблемы правового регулирования и практики) // Информационное право. 2016. N 3. С. 12 — 16.
- http://house.bashkortostan.ru
Электронное периодическое издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор), свидетельство о регистрации СМИ — ЭЛ № ФС77-41429 от 23.07.2010 г.
Соучредители СМИ: Долганов А.А., Майоров Е.В.
Источник: http://novainfo.ru/article/13588
Новый порядок рассмотрения обращений в системе МВД России: сравнение закона и инструкции
Граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления (ст. 33 Конституции РФ). Для реализации указанного права законодатель разработал Федеральный закон от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (далее – Закон), который распространяет свое действие на все обращения граждан, за исключением тех, которые подлежат рассмотрению в порядке, установленном федеральными конституционными законами и иными федеральными законами (ст. 1 Закона).
Во исполнения указанного закона органы государственной власти утвердили собственные приказы, призванные конкретизировать порядок рассмотрения обращений граждан в том или ином ведомстве 1 . 28 января 2014 года вступил в силу Приказ МВД России от 12 сентября 2013 г. № 707 «Об утверждении Инструкции об организации рассмотрения обращений граждан в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации».
Сравним основные положения Закона и принятой в соответствии с ним Инструкции об организации рассмотрения обращений граждан в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации (далее – Инструкция МВД России).
Таблица. Сравнение Закона и Инструкции МВД России
Как видно из сравнительной таблицы, Инструкция МВД России разработана в соответствии с Законом и призвана раскрывать и конкретизировать его нормы применительно к органам МВД России. В ней содержатся такие нюансы, не указанные в самом Законе, как действия должностных лиц с оригиналами личных документов, с обращениями, содержащими аудио- и видеозаписи; порядок ознакомления заявителя с материалами проверки, в том числе с применением технических средств. Безусловно, Инструкция МВД России позволит лучше организовать работу системы МВД России и избежать разночтений, вызванных отсутствием правового регулирования.
Источник: http://www.garant.ru/article/522073/
Ответ на обращение по электронной почте
После публикации моего поста про мои бесплодные опыты общения по электронной почте с министерствами-ведомствами у меня на ЖЖ получился обмен мнениями с постоянным читателем под ником _iga (пользуясь случаем – большое ему СПАСИБО! Он регулярно помогает мне, отвечая на задаваемые в постах вопросы, проявляя завидную эрудицию)
Разговор зашел – в каких случаях организации обязаны отвечать на письма граждан. Сначала _iga высказал мнение, что только в случае, если указан «бумажный почтовый адрес» отправителя.
Но потом сам же себя поправил, прислав, развернутую справку по данному вопросу:
Формально почтовый адрес не требуется, достаточно электронного: ===================== |
Федеральный закон Российской Федерации от 9 февраля 2009 г. N 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления».
Статья 20. Основания, исключающие возможность предоставления информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления
2) в запросе не указан почтовый адрес, адрес электронной почты или номер факса для направления ответа на запрос либо номер телефона, по которому можно связаться с направившим запрос пользователем информацией;
Федеральный закон Российской Федерации от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».
Статья 10. Рассмотрение обращения
4. Ответ на обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в форме электронного документа, направляется в форме электронного документа по адресу электронной почты, указанному в обращении, или в письменной форме по почтовому адресу, указанному в обращении.
====================
Источник: http://www.itweek.ru/ecm/blog/ecm/1636.php
Как направлять ответ на электронное обращение гражданина?
Рассмотрение обращений граждан, поступивших в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в электронной форме, регламентируется ч. 3 ст. 7 и ч. 4 ст. 10 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».
Гражданин в своем обращении в форме электронного документа в обязательном порядке указывает свои фамилию, имя, отчество (при наличии) и ад-рес электронной почты, по которому должен быть направлен ответ (ч. 3 ст. 7).
А ответ на обращение гражданина (ч. 4 ст. 10) должен быть направлен организацией «в форме электронного документа по адресу электронной почты…, и в письменной форме по почтовому адресу, указанному в обращении». В данной формулировке союз «и» вынуждает организации на практике соблюдать следующий порядок.
1. Если обращение поступило в электронной форме только с адреса электронной почты гражданина и в самом обращении указан этот или иной адрес электронной почты для получения ответа, то ответ в форме электронного документа направляется исключительно по желаемому гражданином адресу.
В данном случае подготовленный на бланке организации в бумажной форме и подписанный уполномоченным должностным лицом, зарегистрированный ответ сканируется. Бумажный документ остается в делах организации.
Ответ на обращение может быть оформлен также исключительно в электронной форме (в виде электронного оригинала, который сканировать не потребуется). В этом случае он подписывается усиленной квалифицированной электронной подписью уполномоченного должностного лица и остается в информационной системе вашей организации, но как отдельный файл (фактически – копия) направляется адресату. В данном случае вложенный в электронное письмо ответный электронный документ опять же должен иметь собственный регистрационный номер и дату.
2. Если обращение поступило в электронной форме с адреса электронной почты гражданина (файл), но в самом обращении гражданин указал свой почтовый адрес, то организация:
- направляет электронную копию (файл) ответа на адрес электронной почты и
- дополнительно подлинник ответа в бумажной форме «досылает» по почте, чтобы соответствовать требованиям действующего законодательства.
В последнее время граждане становятся более квалифицированными в общении с государственными и муниципальными органами – в своих обращениях специально указывают адреса, по которым они ожидают получения ответа. Необходимо ориентироваться на эти каналы «обратной связи», специально названные гражданином. Ведь электронное обращение гражданина может поступить к вам не только с его адреса электронной почты, но и:
- через официальный сайт (при заполнении специальных «входных» форм);
- в порядке «пересылки» из органов государственной власти и органов местного самоуправления по электронным каналам связи в рамках межведомственного взаимодействия, через многофункциональные центры предоставления государственных и муниципальных услуг (МФЦ), Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций) (ЕПГУ) и порталы государственных и муниципальных услуг субъектов РФ.
Можно ли при обращении граждан с просьбой проставить номер входящего заявления использовать штамп с наименованием организации, строкой «получено» и датой, но без проставления входящего номера (как того требует п. 5.27 ГОСТ Р 7.0.97-2016)? Можно! Мы объяснили, на какую нормативную базу вы сможете опереться. См. ответ журнала № 1 2019
Про оформление отметки об электронной подписи читайте раздел «Правила оформления идентификационных реквизитов» статьи «Методические рекомендации по применению ГОСТ Р 7.0.97-2016» журнала № 8 2019
Сноски
Реквизит «отметка об электронной подписи» описан в п. 5.23 ГОСТ Р 7.0.97-2016. Вернуться назад
Источник: http://www.delo-press.ru/questions.php?n=31148
Организация работы с обращениями граждан: закон есть, но проблемы остаются
Видео (кликните для воспроизведения). |
В.Ф. Янковая, зам. директора ВНИИДАД, канд. ист. наук, доц.
Порядок рассмотрения обращений граждан регулируется Федеральным законом от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»* (далее — Закон). Закон развивает положения ст. 33 Конституции Российской Федерации, предоставляющей гражданам право обращаться лично, а также направлять письменные индивидуальные и коллективные обращения в органы государственной власти и органы местного самоуправления. Также Закон определяет порядок рассмотрения обращений граждан в органах власти. Органы государственной власти и органы местного самоуправления уже давно применяют положения Закона на практике, и многие органы власти имеют локальные нормативные правовые акты, определяющие порядок рассмотрения обращений с учетом своей ведомственной специфики и порядок ведения делопроизводства по обращениям граждан.
В 2010 и 2013 г. в Закон «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» были внесены изменения, существенным образом изменившие ряд важных положений Закона. Изменения 2010 г. были вызваны принятием Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «О порядке предоставления государственных и муниципальных услуг», а изменения 2013 г. были вызваны решением Конституционного Суда Российской Федерации. Эти изменения носят принципиальный характер, меняя некоторые сложившиеся пред ставления о том, какие документы относятся к категории документов «Обращения граждан», что, в свою очередь, меняет некоторые сложившиеся приемы работы с этой категорией документов.
* Федеральный закон от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (в ред. от 29.06.2010, 27.06.2010, 07.05.2013).
Рассмотрим те изменения, которые были внесены в Закон. Начнем с тех, которые были внесены в связи с принятием Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг».
В связи с принятием данного Закона изменения коснулись тех статей, в которых речь идет об обращениях граждан, сделанных в электронной форме: это ст. 4 и 7.
В статье 4 изменения внесены в определение понятия «обращение гражданина», которое теперь может быть не только в письменной или устной форме, но и в форме электронного документа:
«обращение гражданина . — направленные в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в письменной форме или в форме электронного документа предложение, заявление или жалоба, а также устное обращение гражданина в государственный орган, орган местного самоуправления».
Конечно, обращение в форме электронного документа остается по форме воспроизведения письменным обращением, но главное здесь — форма представления документа и способ передачи (по информационно-коммуникационным каналам).
Пункт 3 статьи 7, которая и устанавливает право гражданина обращаться в орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу в электронной форме, в связи с принятием Федерального закона «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» также изложен в новой редакции. Сравним первоначальную и ныне действующую редакции данного пункта Закона:
ФЗ № 59-ФЗ в ред. от 02.05.2006
ФЗ № 59-ФЗ в ред. от 02.07.2013
«3. Обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу по информационным системам общего пользования, подлежит рассмотрению в порядке, установленном настоящим Федеральным законом»
При этом положение Закона не содержит никаких указаний относительно придания юридической значимости обращению в электронной форме. Напомним в связи с этим положения Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», п. 4 ст. 11 которого говорит:
«В целях заключения гражданско-правовых договоров или оформления иных правоотношений, в которых участвуют лица, обменивающиеся электронными сообщениями, обмен электронными сообщениями, каждое из которых подписано электронной подписью или иным аналогом собственноручной подписи отправителя такого сообщения, в порядке, установленном федеральными законами, иными нормативными правовыми актами или соглашением сторон, рассматривается как обмен документами»*.
Таким образом, обмен электронными сообщениями, которые не подписаны электронной подписью или иным аналогом собственноручной подписи (кстати, законодательство Российской Федерации не объясняет, что такое «аналог собственноручной подписи»), нельзя рассматривать как обмен документами. Вместе с тем Закон обязывает орган власти или должностное лицо, рассмотревшее обращение в электронной форме, дать на него ответ и направить ответ в форме электронного документа по адресу электронной почты, указанному в обращении, или в письменной форме по почтовому адресу, указанному в обращении (ст. 10, п. 4 Закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»).
Из этого можно сделать только один вывод: Федеральный закон «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» обязывает органы власти, органы местного самоуправления, должностных лиц (а в соответствии со ст. 2 Закон распространяется и на государственные и муниципальные учреждения, и на иные организации, на которые возложено осуществление публично значимых функций) работать с обращениями граждан, не имеющими юридической значимости, ведь гражданин, направляя обращение в электронной форме, не имеет возможности подписать его электронной подписью.
* Федеральный закон от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (в ред. Федеральных законов от 27.07.2010 № 227-ФЗ, от 06.04.2011 № 65-ФЗ, от 21.07.2011 № 252-ФЗ, от 28.07.2012 № 139-ФЗ, от 05.04.2013 № 50-ФЗ, от 07.06.2013 № 112-ФЗ, от 02.07.2013 № 187-ФЗ).
Понимая это, органы власти при рассмотрении электронных обращений вынуждены прибегать к различным приемам, позволяющим выйти из этой весьма непростой ситуации: они либо сообщают гражданину по электронной почте (если гражданин не указал почтовый адрес, по которому должен быть дан ответ) о том, что обращение рассмотрено, подготовлен ответ на обращение и гражданин может получить его лично, представив документ, удостоверяющий личность, или направляют гражданину электронный образ ответа на обращение, т. е. фактически его копию. Получается, что в первом случае орган власти вынужден вступать с гражданином в дополнительную переписку, не предусмотренную Законом, что создает дополнительную нагрузку на работников органов власти. Во втором случае орган власти на юридически не значимый документ дает юридически не значимый ответ. Если же гражданин в своем электронном обращении указал свой почтовый адрес, по которому орган власти направляет ответ на обращение, то и в этом случае мы имеем более чем странную ситуацию, когда на не значимый в юридическом отношении документ (поскольку отсутствует возможность идентификации лица, направившего обращение в электронной форме) орган власти направляет юридически значимый ответ (официальный документ).
Не случайно в ряде регионов органы власти, работая с электронными обращениями граждан, пытаются осуществлять проверку лица (идентификацию лица), направившего обращение в электронной форме, через обращение к базам данных региональных управлений ФМС, МВД и др., с которыми заключаются соответствующие соглашения.
Общий вывод в связи с данным положением Закона: норма Закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», дающая право гражданам обращаться в орган власти с обращениями в электронной форме, противоречит норме Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», заставляет органы власти или выходить за рамки правового поля, или вынуждает их создавать различные варианты выхода из этой ситуации, что приводит к дополнительной работе и соответственно дополнительным временным и трудовым затратам.
Статья приведена с сокращением. Полный текст читайте в источнике.
Источник: http://ecm-journal.ru/card.aspx?ContentID=5023414
lipetskkrasiv
Красивый Липецк
В сентября 2015 года я обращался в прокуратуру Липецкой области и просил направить мне ответ в электронном виде по электронной почте, т.к. мне удобна именно такая форма ответа, из-за частых поездок я могу оперативно получать информацию независимо от почтового ящика для бумажных писем. Всё-таки 21-й век на дворе!
В ответ я получил обычные бумажные письма. Причем это были ответы с отказом в возбуждении дел по ст.5.59 КоАП РФ, которые я мог обжаловать в ограниченный срок. Думаю именно поэтому их и отправили мне в виде «макулатуры», чтобы максимально затянуть сроки моей реакции на эти отказы.
Соответственно я направил обращение в прокуратуру Липецкой области с требованием учитывать при направлении ответов на обращения граждан указанную форму ответа — в письменном виде или в электронном виде заявитель просит направить ему ответ.
Ответ пришел из прокуратуры Правобережного района г.Липецка:
Предпоследний абзац первого листа гласит: Пунктом 6.1 Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры РФ. предусмотрено, что ответ на обращение, поступившее в органы прокуратуры. направляется в форме электронного документа по адресу электронной почты, указанному в обращении, или в письменной форме по почтовому адресу.
И на основании этого абзаца делается вывод: нарушений не выявлено.
Но у нас же есть федеральный закон №59-ФЗ, который выше этой самой Инструкции прокуратуры. И в этом законе читаем следующее:
ст.7 п.3 — Обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в форме электронного документа, подлежит рассмотрению в порядке, установленном настоящим Федеральным законом. В обращении гражданин в обязательном порядке указывает свои фамилию, имя, отчество (последнее — при наличии), адрес электронной почты, если ответ должен быть направлен в форме электронного документа, и почтовый адрес, если ответ должен быть направлен в письменной форме.
Т.е. гражданин указывает адрес электронной почты, ЕСЛИ ответ ДОЛЖЕН быть направлен в форме электронного документа. и почтовый адрес, ЕСЛИ ответ должен быть направлен в письменной форме.
Насколько я понимаю русский язык, слово «ЕСЛИ» означает условие. Если я хочу получить ответ в форме электронного документа, то я указываю адрес электронной почты. Если же я хочу получить письменный ответ, то я указываю почтовый адрес. И я сам определяю в каком виде я хочу получить ответ.
А если я в самой резолютивной части своего обращения указываю, что прошу направить мне ответ по электронной почте на мой электронный адрес — это имеет какое-либо значение или на это условие можно наплевать с высоты прокурорского кресла? Судя по ответу прокуратуры Правобережного района г.Липецка — так и есть, можно наплевать!
Хорошо. А почему же я указал свой почтовый адрес, если хочу получить ответ на обращение в форме электронного документа по электронной почте? Ведь достаточно было указать только адрес электронной почты.
А потому что при отправке обращения с сайта прокуратуры Липецкой области невозможно отправить его без заполнения поля «Почтовый адрес«.
Вот поле «E-mail» там необязательно для заполнения, без него можно отправить обращение. А поле «Почтовый адрес» обязательно для заполнения и без этого поля невозможно отправить обращение. Хотя при этом есть еще одно замечательное поле «Получить ответ» с выбором из трех вариантов: «в электронной форме«, «в письменной форме«, «в письменной и электронной форме«.
При пустом поле «Почтовый адрес» обращение не отправляется, а рядом с кнопкой «Отправить обращение» появляется корявая надпись об ошибке: » Не все обязятельные поля заполнены верно «. Чего смеетесь? Там так и написано:
А вот уведомление о приеме моего первичного обращения:
Здесь удален почтовый адрес, при этом явно видно, что я указал получение ответа в электронной форме, это мой законный выбор!
— Вы что будете пить, чай или кофе? А может лимонаду желаете? Холодненького!
— Давайте лимонаду!
— А вот и не угадали. По Инструкции прокуратуры мы чего захотим, того и нальем. Только в письменной форме, и пофигу чего вы там выбирали и заполняли! Потому что нам так хочется, чтобы не отвечать за нарушения.
Согласно п.4 ст.10 федерального закона №59-ФЗ ответ на обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в форме электронного документа, направляется в форме электронного документа по адресу электронной почты, указанному в обращении, или в письменной форме по почтовому адресу, указанному в обращении.
К примеру, на сайте ГИБДД есть выбор формы ответа на обращение, и никто не заставляет гражданина указывать почтовый адрес, если гражданин выбрал электронную форму ответа. Поля для указания почтового адреса появляются только при выборе письменной формы ответа.
На сайте Президента РФ есть аналогичный выбор формы ответа, и так же никто не заставляет гражданина указывать почтовый адрес, если гражданин выбрал электронную форму ответа. Поля для указания почтового адреса появляются только при выборе письменной формы ответа.
Это значит, что у гражданина при направлении обращения ДОЛЖЕН БЫТЬ ВЫБОР и возможность по своему усмотрению указать либо адрес электронной почты, либо почтовый адрес. На сайте прокуратуры Липецкой области такого выбора нет, а на явно указанное требование о форме ответа в тексте обращения, и заполненное поле «Получить ответ», где указано «в электронной форме», органы прокуратуры г.Липецка и Липецкой области плюют и считают это вполне законным действием.
Следовательно, сайт прокуратуры Липецкой области нарушает требования федерального закона №59-ФЗ и права граждан на получение ответа на обращение гражданина в форме электронного документа, т.к. поле «Почтовый адрес» является обязательным для заполнения, а при его заполнении, судя по ответу прокуратуры Правобережного района г.Липецка, прокуратура сама выбирает в каком виде направить вам ответ. Это нарушение прав граждан РФ!
Если же форма ответа определяется полем «Получить ответ», то прокуратура Правобережного района г.Липецка мне нагло врет и нарушает мои права, либо прокурор Правобережного района г.Липецка не понимает законы РФ и трактует их, как ему хочется в данной ситуации.
В адрес прокурора Липецкой области Кожевникова К.М. направлено заявление по данному факту нарушения органами прокуратуры г.Липецка и Липецкой области прав граждан на получение ответа на обращение в электронной форме.
На основании изложенного прошу:
1. Объяснить мне почему прокуратура игнорирует мое прямое требование в тексте обращения о направлении мне ответа в электронной форме?
2. Пояснить каким образом гражданин может получить ответ в электронной форме, направляя обращение с сайта прокуратуры Липецкой области.
3. Если форма интернет-приемной сайта прокуратуры Липецкой области нарушает права граждан на получение ответа в электронной форме, то устранить причину этих нарушений и обеспечить выбор между заполнением полей «Почтовый адрес» и «E-mail«, как это сделано на других ресурсах (сайт ГИБДД или сайт Президента РФ).
4. По существу всех трех вопросов моего обращения (п.1-3 выше) и о принятых мерах сообщить мне в электронной форме по электронной почте [email protected]
P.S.
Т.к. ответ мне нужен в электронной форме, а «обязятельное» поле «Почтовый адрес» не может быть пустым, но при указании адреса опять получится ответ через то самое место, то в соответствии с федеральным законом №59-ФЗ я указал адрес электронной почты, а в абсолютно незаконное в данном случае «обязятельное» поле «Почтовый адрес» указал текст «это необязательное поле при электронной форме ответа!«:
Прокурор области посмотрел, улыбаясь с картинки, на этот бардак, и написал в ответ: Спасибо, Ваше обращение отправлено.
Вот такое уведомление получил на электронную почту:
Источник: http://lipetskkrasiv.livejournal.com/2333.html
Обязаны ли госучреждения отправлять ответ заказным письмом?
Направил обращение, ответ не пришёл. Позвонил — сказали, что отправили обычным письмом и документы об отправке есть. Поэтому интересуют два вопроса: какие документы об отправке могут быть для обычных писем и обязаны ли госучреждения давать ответ заказным/ценным письмом?
Степан, конкретного закона нет, могут и заказным письмом направить, а могут и обычным
Вы задали важный для себя юридический вопрос, надеясь получить на него от юристов более полные разъяснения с ссылками на конкретные нормативные акты, а не краткие ответы или отписки без ссылок на нормативные акты или с ссылками не на нужные нормативные акты.
Статьей 3 Федерального закона № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» определено правовое регулирование правоотношений, связанных с рассмотрением обращений граждан
1. Правоотношения, связанные с рассмотрением обращений граждан, регулируются Конституцией Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, федеральными конституционными законами, настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.
2. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации могут устанавливать положения, направленные на защиту права граждан на обращение, в том числе устанавливать гарантии права граждан на обращение, дополняющие гарантии, установленные настоящим Федеральным законом.
Статьей 5 этого Федерального закона установлены права гражданина при рассмотрении обращения
При рассмотрении обращения государственным органом, органом местного самоуправления или должностным лицом гражданин имеет право:
1) представлять дополнительные документы и материалы либо обращаться с просьбой об их истребовании, в том числе в электронной форме;
(в ред. Федерального закона от 27.07.2010 N 227-ФЗ)
2) знакомиться с документами и материалами, касающимися рассмотрения обращения, если это не затрагивает права, свободы и законные интересы других лиц и если в указанных документах и материалах не содержатся сведения, составляющие государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну;
3) получать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 настоящего Федерального закона, уведомление о переадресации письменного обращения в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов;
4) обращаться с жалобой на принятое по обращению решение или на действие (бездействие) в связи с рассмотрением обращения в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации;
5) обращаться с заявлением о прекращении рассмотрения обращения.
Статьей 10 Этого Федерального закона установлен порядок рассмотрения обращения
1. Государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо:
1) обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, в случае необходимости — с участием гражданина, направившего обращение;
2) запрашивает, в том числе в электронной форме, необходимые для рассмотрения обращения документы и материалы в других государственных органах, органах местного самоуправления и у иных должностных лиц, за исключением судов, органов дознания и органов предварительного следствия;
(в ред. Федерального закона от 27.07.2010 N 227-ФЗ)
3) принимает меры, направленные на восстановление или защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов гражданина;
4) дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 настоящего Федерального закона;
5) уведомляет гражданина о направлении его обращения на рассмотрение в другой государственный орган, орган местного самоуправления или иному должностному лицу в соответствии с их компетенцией.
2. Государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо по направленному в установленном порядке запросу государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, рассматривающих обращение, обязаны в течение 15 дней предоставлять документы и материалы, необходимые для рассмотрения обращения, за исключением документов и материалов, в которых содержатся сведения, составляющие государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну, и для которых установлен особый порядок предоставления.
3. Ответ на обращение подписывается руководителем государственного органа или органа местного самоуправления, должностным лицом либо уполномоченным на то лицом.
4. Ответ на обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в форме электронного документа, направляется в форме электронного документа по адресу электронной почты, указанному в обращении, или в письменной форме по почтовому адресу, указанному в обращении.
(часть 4 в ред. Федерального закона от 27.07.2010 N 227-ФЗ)
Статьей 12 Федерального закона № 59-ФЗ определены сроки рассмотрения письменного обращения
1. Письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения, за исключением случая, указанного в части 1.1 настоящей статьи.
(в ред. Федерального закона от 24.11.2014 N 357-ФЗ)
1.1. Письменное обращение, поступившее высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) и содержащее информацию о фактах возможных нарушений законодательства Российской Федерации в сфере миграции, рассматривается в течение 20 дней со дня регистрации письменного обращения.
(часть 1.1 введена Федеральным законом от 24.11.2014 N 357-ФЗ)
2. В исключительных случаях, а также в случае направления запроса, предусмотренного частью 2 статьи 10 настоящего Федерального закона, руководитель государственного органа или органа местного самоуправления, должностное лицо либо уполномоченное на то лицо вправе продлить срок рассмотрения обращения не более чем на 30 дней, уведомив о продлении срока его рассмотрения гражданина, направившего обращение.
Таким образом, указанный Федеральный закон № 59-ФЗ не обязывает посылать ответы на обращения граждан заказным или ценным письмом почтовой связи, хотя это в их же интересах, если дело дойдет до суда.
Знать свои права и обязанности – это хорошо. Но лучше уметь ими
пользоваться на практике с ПОЛЬЗОЙ для себя, а не наоборот.
В этом и может помочь разобраться уже конкретный юрист на основании полной информации по юридическому вопросу.
Видео (кликните для воспроизведения). |
Источник: http://www.9111.ru/questions/8894629/
Юрист со стажем работы более 9 лет.