Налоговый инспектор камеральных проверок

Все что нужно знать по теме: "Налоговый инспектор камеральных проверок" с точки зрения профессионалов. Актуальность информации на 2023 год вы можете уточнить у дежурного специалиста.

Содержание

Чем занимаются отделы камеральных проверок №1, №2, №3, №4, №5, №6 в налоговой службе

При сдаче отчетности налогоплательщиком, в ФНС запускается процедура камеральной проверки, которая проверяет декларации на предмет полноты и своевременности уплаченных налогов в казну государства.

Законодательством РФ утверждены порядка 20 видов налогов, и по каждому предусмотрена отчетность.

Для обработки поступающей информации в ФНС сформирована отдельная служба. В статье речь пойдет о том, что такое отдел камеральных проверок, чем занимается, какие обязанности и полномочия возложены на сотрудников.

Коротко о процедуре камеральной проверки

Проводится по месту нахождения налогового органа. Для этого создан отдел камеральных проверок в налоговой службе.

Порядок проведения проверки описан ст. 88 НК РФ

Объектом проверки назначается оформленная декларация. В ее отсутствие служба оперирует другими данными о налогоплательщике, имеющимися у ФНС.

С января 2019 срок проверки – 2 месяца. Но если в процессе выявлены ошибки, возможно продление проверки до трех месяцев по умолчанию, без уведомления организации об этом.

По прошествии срока, если не найдено нарушений, проверка заканчивается. Об успешном окончании процедуры можно узнать в электронной программе инспекции в личном кабинете налогоплательщика.

При обнаружении, несоответствий, ошибок, умышленных нарушений инспекция принимает соответствующие меры:

  • запрашивает уточненный документ;
  • организует выездную проверку;
  • при нарушении законодательства возможен временный запрет на осуществление деятельности организации, «заморозка» банковских счетов, возбуждение уголовного дела для налогоплательщика.

Проверяемый резидент имеет право не согласиться с решением ФНС и ответно обжаловать его в суде.

Подробнее можно почитать в статье камеральная налоговая проверка.

Чем занимается камеральная служба

Камеральный отдел входит в состав Инспекции Министерства РФ по налогам и сборам того района, за которым закреплен.

Основные задачи, которые решает камеральный отдел — это контроль налогоплательщиков на предмет своевременной и полной уплаты налогов и сборов в бюджет государства, в соответствии с правилами, регулируемыми законодательством РФ.

Налоги, действующие на территории РФ, уплачиваются в государственные, местные и региональные бюджеты.

На сегодняшний день действуют следующие основные налоги:

  1. Федеральные:
  • на добавленную стоимость(НДС);
  • на доходы физических лиц (НДФЛ);
  • на прибыль;
  • акцизы;
  • единый социальный (ЕСН);
  • государственная пошлина;
  • другие.
  1. Региональные:
  • транспортный (ТН);
  • на имущество организаций (НИ).
  1. Местные:
  • Земельный;
  • на имущество физических лиц.

Организация может выбрать для себя вид налогового учета, в зависимости от условий ведения деятельности:

  • упрощенная система (УСН);
  • система налогообложения для производителей сельхоз продукции (ЕСХН);
  • единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности (ЕНВД);
  • специальная система при выполнении соглашений о разделе продукции.

Законодательные нормативы, которыми руководствуется служба в работе:

  • конституция РФ;
  • кодекс налоговый РФ;
  • федеральные законы и другие указы, распоряжения и акты Президента и Правительства РФ и иных законодательных органов власти;
  • прочие документы.

Структура отдела камеральной проверки.

Управление отделом строится линейно, приказы и указания передаются от вышестоящего начальника, который держит в руках полное управление. Но он не имеет права отдавать приказы подчиненным минуя их непосредственного руководителя.

Обязанности начальника

Это специалист высокой квалификации с опытом работы в налоговых структурах. Грамотный в вопросах налогового и государственного законодательства. Организатор и лидер по натуре.

  • На его плечах лежит организация отдела, кадровые вопросы, разработка регламента для каждого сотрудника отдела.
  • Взаимодействует с контролирующими, законодательными, судебными органами со средствами СМИ.
  • В срочном порядке отслеживает и применяет на практике новшества касательно работы отдела.
  • Выносит окончательные заключения по итогам проверок.
  • Инициирует меры наказания для нарушителей, вплоть до уголовных.
  • Ведет отчетную работу перед подразделениями ФНС и вышестоящим руководством.

Обязанности заместителя начальника

Подчиняется непосредственно начальнику. В его отсутствие исполняет обязанности руководителя.

Должен хорошо знать нормативные государственные налоговые бухгалтерские документы, должностные регламенты подчиненных, нормы ТБ и ОТ, методы работы со СМИ и гражданами.

В его ведомстве:

  • кадровые вопросы;
  • публичные выступления;
  • участие в судебных разбирательствах;
  • участие в принятии решения о приостановлении движения денежных средств на счетах компании, прекращении ее деятельности в случаях, утвержденных налоговым правом;
  • также он ответственен за хранение секретной информации отдела и за архив как в бумажном, так и электронном виде.

Обязанности налоговых инспекторов

Старший налоговый инспектор руководит отдельным сектором камерального отдела. Таковых штатных единиц может быть несколько, в зависимости от количества секторов. Сотрудник должен обладать лидерскими качествами и углубленно знать нормативы и законодательную базу того отдела, которым руководит.

Обязанности старшего инспектора:

  • координирует проведение камеральных проверок;
  • собирает и анализирует информацию о лице, подавшем декларацию;
  • общается с налогоплательщиками, по вопросам нарушения проведения камеральной проверки;
  • уполномочен письменно запрашивать уточненные документы или вызывать свидетелей для дачи показаний;
  • участвует в решении вопросов по правонарушениям, составление протоколов;
  • вносит предложения по мерам наказания в случае налогового правонарушения;
  • анализирует возможные схемы ухода от выплат налогов.

Налоговые инспекторы подчиняются старшему налоговому инспектору. Это сотрудники с высшим образованием, разбирающиеся в основах законодательных, налоговых и бухгалтерских нормативов, владеющие компьютером на уровне пользователя.

На рабочих местах инспекторы:

  • проверяют правильности расчета уплаченных налогов в отчетных декларациях, на основании нормативов и других отчетов от налогоплательщика;
  • по итогам выверки оформляют результаты, в случае успешного прохождения заносят информацию в электронную базу ФНС;
  • при обнаружении ошибок сообщают об этом старшим инспекторам;
  • по указанию руководства готовят запросы в юр отдел и отдел урегулирования задолженностей;
  • готовят платежные документы, уведомления и справки по востребованию для организаций и физ. лиц.

Деление отдела камеральной проверки по секторам

У камеральной службы может быть несколько подразделов. Количество зависит от территории обслуживания, которую охватывает конкретное подразделение ФНС

За каждым закреплены отдельные функции, подробно прописанные в местных управленческих инструкциях, которые разрабатывает и утверждает начальник отдела, оперируя налоговым и трудовым правом.

Содержание инструкции по каждому отделу выглядит условно так:

  • отдел камеральных проверок 1, чем занимается;
  • какова численность сотрудников;
  • ФИО руководителя;
  • подробная должностная инструкция каждого сотрудника, и т. д.

Рассмотрим пример построения секторов камерального отдела на примере ИФНС №43 г. Москва

Отдел состоит из 6 секторов, каждый работает с соответствующей категорией налогоплательщиков.

  • Отдел камеральных проверок 1 – ответственен за 3-НДФЛ, 4-НДФЛ, администрирует страховые взносы, и торговые сборы по ИП.
  • Отдел камеральных проверок 2 – администрируют вопросы по НДС для организаций, отслеживает полноту уплаты, правомерность возмещения, применения налоговой ставки 0%.
  • Отдел камеральных проверок 3 – в его ведомстве налог на прибыль. Также инспекторы ответственны за отчетности по налогу на доходы физ. лиц. При проверке изучают состав облагаемого дохода, налоговые вычеты, порядок удержания и внесения в бюджет, сверяют правильность оформления деклараций 6-НДФЛ, 2-НДФЛ.
  • Отдел камеральных проверок 4 – занимается вопросами единого социального налога, а также транспортного земельного и имущественного налога как организаций, так и физ. Лиц.
  • Отдел камеральных проверок 5 – курирует вопросы и отчетность организации, работающих по упрощенке УСН, ЕНВД.
  • Отдел камеральных проверок 6 – занимается должниками, резидентами, не подавшими вовремя отчетность. Сотрудники отдела сводят итоги проверки, общаются с налогоплательщиками, готовят отчеты, списки нарушителей для предоставления в юр отдел и отдел урегулирования задолженности.
Читайте так же:  За сколько лет можно подать на алименты: правила и сроки оформления

Единого правила распределения функций между секторами нет. Каждый филиал инспекции устанавливает свой порядок работы, в зависимости от территории, которую контролирует.

В каждом конкретном ФНС подразделов камерального отдела может быть больше или меньше. Распределение категорий налогоплательщиков, которых обслуживает каждое подраздел, тоже может быть различным.

Источник: http://nalogobzor.info/publ/cem-zanimautsa-otdely-kameralnyh-proverok-no1-no2-no3-no4-no5-no6-v-nalogovoi-sluzbe

Должностной регламент специалиста 1 разряда отдела камеральных проверок № 5 Межрайонной № 21 по Санкт-Петербургу

Начальник Межрайонной ИФНС

России № 21 по Санкт-Петербургу

от «_____»_____________201__ г.

Должностной регламент
специалиста 1 разряда отдела камеральных проверок № 5 Межрайонной № 21 по Санкт-Петербургу

Регистрационный номер (код) должности по Реестру должностей федеральной государственной гражданской службы, утвержденному Указом Президента Российской Федерации «О Реестре должностей федеральной государственной гражданской службы», – 11-4-5-091

I. Общие положения

1. Должность федеральной государственной гражданской службы (далее – гражданская служба) специалиста 1 разряда отдела камеральных проверок № 5 Межрайонной № 21 по Санкт-Петербургу (далее – специалист 1 разряда) относится к младшей группе должностей гражданской службы категории «обеспечивающие специалисты».

2. Назначение на должность и освобождение от должности специалиста 1 разряда осуществляются приказом Межрайонной № 21 по Санкт-Петербургу (далее – инспекция).

Специалист 1 разряда непосредственно подчиняется начальнику отдела.

II. Квалификационные требования к уровню и характеру знаний и навыков, образованию, стажу гражданской службы (государственной службы иных видов) или стажу (опыту) работы по специальности

3. Для замещения должности специалиста 1 разряда устанавливаются следующие требования:

а) наличие среднего специального образования, соответствующего направлению деятельности;

б) наличие профессиональных знаний, включая знание Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, указов Президента Российской Федерации и постановлений Правительства Российской Федерации, иных нормативных актов и служебных документов, регулирующих соответствующую сферу деятельности применительно к исполнению конкретных должностных обязанностей, основ управления и организации труда, процесса прохождения гражданской службы, норм делового общения, форм и методов работы с применением автоматизированных средств управления, служебного распорядка инспекции, порядка работы со служебной информацией, основ делопроизводства, правил охраны труда и противопожарной безопасности; аппаратного и программного обеспечения; возможностей и особенностей применения современных информационно-коммуникационных технологий в государственных органах, включая использование возможностей межведомственного документооборота; общих вопросов в области обеспечения информационной безопасности;

в) наличие профессиональных навыков, необходимых для обеспечения выполнения задач и функций по организационному, информационному, документационному, финансово-экономическому, хозяйственному и иному обеспечению деятельности инспекции, реализации управленческих решений, исполнительской дисциплины, работы с внутренними и периферийными устройствами компьютера, информационно-коммуникационными сетями (в том числе с сетью Интернет), в операционной системе, в текстовом редакторе, с электронными таблицами, с базами данных; управления электронной почтой; подготовки презентаций, использования графических объектов в электронных документах; подготовки деловой корреспонденции.

III. Должностные обязанности, права и ответственность

4. Основные права и обязанности специалиста 1 разряда, а также запреты и требования, связанные с гражданской службой, которые установлены в его отношении, предусмотрены статьями 14, 15, 17, 18 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

5. Специалист 1 разряда осуществляет иные права и исполняет обязанности, предусмотренные законодательством Российской Федерации, Положением о Федеральной налоговой службе, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2004 г. № 000, положением о Межрайонной № 21 по Санкт-Петербургу, утвержденным руководителем управления ФНС России по Санкт-Петербургу 15 марта 2011 г., положением об отделе камеральных проверок № 1, приказами (распоряжениями) ФНС России, приказами управления ФНС России по Санкт-Петербургу (далее – управление), приказами инспекции, поручениями руководства инспекции.

Исходя из задач и функций, возложенных на отдел, специалист 1 разряда:

обеспечивает строгое соблюдение законных интересов и прав физических лиц;

осуществляет мониторинг и проведение камеральных налоговых проверок налоговых деклараций и иных документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налогов индивидуальными предпринимателями, частными нотариусами, адвокатами и другими лицами, занимающимися частной практикой, с учетом информации из внутренних и внешних источников; принятие мер к налогоплательщикам, не представившим налоговые декларации в установленный срок;

формирует в программе Microsoft Word Проект Акта (решения о привлечении (об отказе в привлечении) к ответственности) о нарушении законодательства о налогах и сборах в рамках ст. 101.4 Налогового кодекса Российской Федерации;

передает Проект Акта о нарушении законодательства о налогах и сборах в рамках ст. 101.4 Налогового кодекса Российской Федерации на визирование в юридический отдел инспекции;

после получения визы юридического отдела инспекции регистрирует Акт о нарушении законодательства о налогах и сборах в рамках ст. 101.4 Налогового кодекса Российской Федерации в ПК «Система ЭОД», при этом дата составления Акта должна совпадать с датой его регистрации;

качественно и в установленные сроки оформляет акты и решения по камеральным проверкам в соответствии с требованиями ст. 101.4 Налогового кодекса Российской Федерации, контролирует решения по актам проверок;

вручает акты и решения по результатам камеральных проверок лицам, в отношении которых проводились проверки, в установленные Налоговым кодексом Российской Федерации сроки;

осуществляет проверку заявлений о ввозе товаров с территории Беларусь, документов по возмещению НДС;

осуществляет контроль за своевременным представлением налогоплательщиками налоговых деклараций (расчетов);

участвует в подготовке ответов на письменные запросы налогоплательщиков по вопросам, входящим в компетенцию отдела;

осуществляет приостановление (возобновление) операций по счетам налогоплательщиков;

при проведении мероприятий налогового контроля использует информационные ресурсы;

строго соблюдает требования по обращению с информационными ресурсами, содержащими сведения, составляющими служебную тайну;

участвует в производстве по делам об административных правонарушениях (составление протоколов об административных правонарушениях);

проводит ежедневный мониторинг дат завершения камеральных проверок датами, не наступившими в действительности по декларациям, представленными налогоплательщиками;

докладывает не позднее следующего дня начальнику отдела обо всех имевших место упущениях и ошибках в работе;

Читайте так же:  Ипотека на улучшение жилищных условий: как получить кредит на ремонт и реконструкцию

ведет в установленном порядке делопроизводство, хранит и сдает в архив документы отдела;

соблюдает Правила внутреннего трудового распорядка инспекции;

содержит в надлежащем порядке и сохранности рабочее место, оборудование, инвентарь.

Исходя из установленных полномочий, специалист 1 разряда имеет право:

получать и направлять в установленном порядке информацию и материалы, необходимые для исполнения должностных обязанностей;

повышать квалификацию за счет средств соответствующего бюджета (в пределах выделенного бюджетного финансирования);

участвовать по своей инициативе в конкурсе на замещение вакантной государственной должности государственной службы;

участвовать в обсуждении текущих и перспективных планов работы;

требовать в установленном порядке от начальника отдела и других должностных лиц управления и инспекций районного и межрайонного уровней представления материалов, сведений, заключений, необходимых для реализации возложенных на него обязанностей;

принимать участие в совещаниях по обсуждению вопросов, связанных с направлением деятельности отдела.

6. Специалист 1 разряда за неисполнение или ненадлежащее исполнение должностных обязанностей может быть привлечен к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

IV. Перечень вопросов, по которым специалист 1 разряда вправе или обязан самостоятельно принимать управленческие и иные решения

7. При исполнении служебных обязанностей специалист 1 разряда вправе самостоятельно принимать решения по вопросам:

осуществления проверки документов и при необходимости возвращает их на переоформление или запрашивает дополнительную информацию;

отказа в приеме документов, оформленных ненадлежащим образом;

исполнения соответствующего документа.

8. При исполнении служебных обязанностей специалист 1 разряда обязан самостоятельно принимать решения по вопросам:

информирования начальника отдела для принятия им соответствующего решения.

V. Перечень вопросов, по которым специалист 1 разряда вправе или обязан участвовать при подготовке проектов нормативных правовых актов и (или) проектов управленческих и иных решений

9. Специалист 1 разряда в соответствии со своей компетенцией вправе участвовать в подготовке (обсуждении) следующих проектов:

информации по вопросам деятельности отдела.

10. Специалист 1 разряда в соответствии со своей компетенцией обязан участвовать в подготовке (обсуждении) следующих проектов:

положений об отделе;

графика отпусков гражданских служащих отдела;

иных актов по поручению непосредственного руководителя и руководства инспекции.

VI. Сроки и процедуры подготовки, рассмотрения проектов управленческих и иных решений, порядок согласования и принятия данных решений

11. В соответствии со своими должностными обязанностями специалист 1 разряда принимает решения в сроки, установленные законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

VII. Порядок служебного взаимодействия

12. Взаимодействие специалиста 1 разряда с федеральными государственными гражданскими служащими инспекции, управления и ФНС России, государственными служащими иных государственных органов, а также с другими гражданами и организациями строится в рамках деловых отношений на основе общих принципов служебного поведения гражданских служащих, утвержденных Указом Президента Российской Федерации от 12 августа 2002 г. № 885 «Об утверждении общих принципов служебного поведения государственных служащих» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, № 33, ст.3196; 2007, № 13, ст.1531; 2009, № 29, ст.3658), и требований к служебному поведению, установленных статьей 18 Федерального закона от 01.01.01 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», а также в соответствии с иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и приказами (распоряжениями) ФНС России.

VIII. Перечень государственных услуг, оказываемых гражданам и организациям в соответствии с административным регламентом Федеральной налоговой службы

13. Специалист 1 разряда в соответствии со своей компетенцией оказывает следующий перечень государственных услуг:

оказание информационных услуг налогоплательщикам;

информирование налогоплательщиков по вопросам функционирования инспекции, по результатам ее контрольной деятельности;

Видео (кликните для воспроизведения).

информирование (в т. ч. в письменной форме) налогоплательщиков о действующих налогах и сборах и принятых в соответствии с ними нормативных правовых актов, о порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц.

IX. Показатели эффективности и результативности профессиональной служебной деятельности

14. Эффективность профессиональной служебной деятельности специалиста 1 разряда оценивается по следующим показателям:

выполняемому объему работы и интенсивности труда, соблюдению служебной дисциплины;

своевременности и оперативности выполнения поручений;

способности выполнять должностные функции самостоятельно, без помощи руководителя;

способности четко организовывать и планировать выполнение порученных заданий, умению рационально использовать рабочее время, расставлять приоритеты;

творческому подходу к решению поставленных задач, активности и инициативе в освоении новых компьютерных и информационных технологий, способности быстро адаптироваться к новым условиям и требованиям.

Источник: http://pandia.ru/text/80/212/57002.php

Камеральная налоговая проверка

Камеральная налоговая проверка

Похожие публикации

Камеральная проверка проводится по отношению к отчетности и документам, которые сам налогоплательщик подает в ИФНС, либо которые имеются у инспекции. Рассмотрим подробнее, что значит «камеральная проверка» и каков порядок ее проведения.

Отдел камеральных проверок в налоговой службе

В каждой налоговой инспекции существует отдел, занимающийся камеральными проверками. Таких отделов может быть несколько, тогда каждый имеет свое направление, например, камеральные проверки юрлиц, проверка деклараций по НДФЛ, проверка деклараций по налогу на прибыль и т.п.

Камеральная налоговая проверка проводится уполномоченными должностными лицами — налоговыми инспекторами, главная функция которых – контролировать соблюдение налогового законодательства на основании отчетности, представленной налогоплательщиками. «Камеральщики», в отличие от сотрудников отдела выездных проверок, не выезжают к налогоплательщику, а проверяют все документы на месте – в ИФНС.

Основные обязанности налогового инспектора отдела камеральных проверок следующие:

  • прием налоговых деклараций, расчетов, отчетов, бухгалтерских балансов и прочих документов, связанных с начислением и уплатой налогов и страховых взносов,
  • проведение камеральных проверок полученной отчетности и документов,
  • проведение встречных проверок, если необходимо – направление запросов в другие налоговые инспекции на проведение таких проверок,
  • рассмотрение вопросов возврата переплат по налогам, страхвзносам и иным платежам в бюджет,
  • сбор доказательственной базы по фактам нарушения налогового законодательства налогоплательщиками, подготовка материалов для применения санкций к нарушителям, в том числе для приостановления операций по банковским счетам в связи с непредставлением налоговой отчетности.

В целом же можно выделить такие главные задачи камеральной налоговой проверки, проводимой отделом, как:

  • проверка поступившей отчетности,
  • по итогам проверки – отбор налогоплательщиков для проведения углубленной «камералки»,
  • отбор налогоплательщиков, по которым возможно назначение выездной налоговой проверки.

Этапы камеральной налоговой проверки

Статья 88 НК РФ устанавливает порядок проведения камеральных проверок налогоплательщиков. «Камералка» проводится по любой отчетности, поступившей в ИФНС, и на это не требуется особого решения руководителя инспекции. Налогоплательщик о начале проверки не уведомляется.

Камеральная налоговая проверка проводится в несколько этапов:

  1. данные о представленной отчетности вносятся в автоматизированную систему ФНС;
  2. проводится сверка контрольных соотношений, показатели отчетного периода сверяются с такими же показателями предыдущих периодов, и сопоставляются с показателями, отраженными в других декларациях и отчетах;
  3. проверяется соблюдение сроков, установленных для представления той или иной отчетности;
  4. выявляются причины и основания для углубленной проверки;
  5. если нарушений не выявлено и оснований для углубленной проверки нет, то «камералка» заканчивается автоматически, без составления акта. Налогоплательщику об окончании проверки не сообщают.
Читайте так же:  Отдел уголовного розыска чем занимается

При наличии противоречий или ошибок в отчетности, а также при заявлении льгот, НДС к возмещению, отчетности по налогам при использовании природных ресурсов и т.п., проводится углубленная проверка. Что означает камеральная налоговая проверка на данном этапе? Это значит, что налогоплательщик будет поставлен в известность о допущенных им нарушениях, в связи с чем у него запрашиваются пояснения и, возможно, потребуется внесение изменений в декларацию и сдача «уточненки» (п. 3 ст. 88 НК РФ).

На выполнение этих требований налогоплательщику отводится не более 5 рабочих дней со дня получения требования из ИФНС. При подаче уточненной декларации, после ее принятия срок камеральной проверки начинается заново.

Углубленная камеральная проверка является основанием для проведения таких процедур налогового контроля как: встречные проверки, экспертиза, допрос свидетелей, истребование или выемка документов и др.

Инспектор, проводящий «камералку» обязан рассмотреть все пояснения и документы, представленные налогоплательщиком в свое оправдание. Недопустимо запрашивать документы и сведения, не относящиеся к проверяемой отчетности, или не предусмотренные налоговым законодательством. Если факт налогового нарушения все же установлен, составляется акт камеральной проверки (п. 5, п. 7 ст. 88 НК РФ).

На некоторых региональных сайтах ФНС можно более наглядно ознакомиться со схемой камеральной налоговой проверки (например, на сайте УФНС РФ по Республике Алтай).

Сроки камеральной проверки

Камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налоговой инспекции в течение 3 месяцев с того дня, когда налогоплательщик подал отчетность, если замечаний по отчетности у проверяющих нет.

При выявлении нарушений в представленной отчетности, ст. 88 НК РФ дополнительно к 3 месяцам, в которые камеральная проверка проводится, предусматривает следующие сроки:

  • 10 рабочих дней – на составление акта камеральной проверки;
  • 5 рабочих дней с даты составления акта дается на его вручение налогоплательщику;
  • 1 месяц – срок, в течение которого налогоплательщик может подать свои возражения на акт проверки;
  • еще 10 рабочих дней дается руководителю ИФНС, чтобы рассмотреть материалы «камералки» и возражения налогоплательщика. На их основании он выносит решение о привлечении, либо об отказе в привлечении налогоплательщика к ответственности за налоговое правонарушение. В особенных случаях, если требуется проведение дополнительных мероприятий налогового контроля, срок может быть продлен еще на 1 месяц.

Источник: http://spmag.ru/articles/kameralnaya-nalogovaya-proverka

Камеральная проверка: чего ждать налогоплательщикам?

Журнал «Спутник главбуха» (Челябинск и Челябинская область) №6, 2005

Что такое камеральная проверка, в каких случаях она проводится и кто подлежит подобной проверке, — мы решили выяснить у начальника отдела камеральных проверок №2 ИФНС РФ по Советскому району г. Челябинска Евпака Виктора Юрьевича

ДОСЬЕ :
Дата рождения: 18 февраля 1965 года
Образование: Тюменское высшее военно-инженерное командное училище, специальность — инженер по эксплуатации инженерной техники
Опыт работы: с 1995 года — инспектор налоговой инспекции Советского района; с 1996 года — начальник отдела камеральных проверок №2 ИМНС РФ по Советскому району
Увлечения: рыбалка, охота

В самом начале хотелось бы отметить, что если с выездной налоговой проверкой налогоплательщики сталкиваются, что называется воочию, то о проведении камеральной проверки они подчас даже не догадываются. Более подробную информацию о ходе проверки, правах и обязанностях обеих сторон мы решили узнать у руководителя отдела камеральных проверок №2 ИФНС по Советскому району г. Челябинска — Евпака Виктора Юрьевича.

— Виктор Юрьевич, скажите, пожалуйста, чем отличается камеральная налоговая проверка от выездной?

Как известно, камеральные проверки налоговых деклараций — приоритетное направление контрольной работы налоговых органов. Такие проверки проводятся непосредственно в налоговой инспекции, то есть по месту нахождения налогового органа. Инспекторы-камеральщики проверяют декларации и документы, которые сдали фирмы.

Камеральная проверка проводится без какого-либо специального решения руководителя налогового органа в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком декларации и документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налога.

— Кто из специалистов и в каком кабинете проводит камеральную проверку в ИФНС РФ по Советскому району Челябинска?

Специалисты к проверке подключаются не сразу. Как правило, процесс камеральной проверки частично автоматизирован. Специальная программа «тестирует» введенный документ и определяет в нем ошибки, прежде всего арифметические. Кроме того, эта программа «видит» нестыковки между всеми документами отчетности.

Однако возможности машины ограничены, и большинство показателей, которые указаны в декларациях фирмы, она проверить не может. Тогда в работу включается непосредственно налоговый инспектор.

В налоговой инспекции нашего района существует два отдела камеральных проверок:

отдел камеральных проверок № 1 (по проверке организаций и предприятий). Номера кабинетов № 404, №405, № 409, №410, № 411, №412, №413, №415.

Начальник отдела — Сотникова Валентина Павловна, заместители начальника отдела —

Бабкина Ольга Борисовна и Ковалева Юлия Викторовна.

Контактный телефон: 63-25-19;

отдел камеральных проверок № 2 (по проверке физических лиц, индивидуальных предпринимателей, нотариусов, адвокатов, налоговых агентов-организаций и индивидуальных предпринимателей). Номер кабинета — № 101. Начальник отдела Евпак Виктор Юрьевич, заместитель начальника отдела Шишкина Елена Алексеевна. Телефон: 63-01-79.

— В каких случаях проводится камеральная проверка и что служит основанием для ее проведения?

Камеральная налоговая проверка проводится в соответствии со статьей 88 Налогового кодекса РФ. Данная проверка проводится по всем представленным налогоплательщиком декларациям и отчетам, не зависимо от каких-либо случаев или оснований.

Основанием для проведения камеральной налоговой проверки с истребованием первичных документов, подтверждающих деятельность налогоплательщика в проверяемом периоде, служит факт выявления какого-либо нарушения при проверке декларации.

— Виктор Юрьевич, скажите, в какой форме и насколько четко должно быть сформулировано требование о предоставлении документов для камеральной проверки? Возможна ли в требовании оговорка «и другие документы»? Если да, то какие документы налогоплательщик должен представить?

Заметим, что требование о предоставлении документов производится на основании статьи 93 Налогового кодекса РФ. Требование может быть выписано в произвольной форме, но с обязательным упоминанием статей кодекса и указанием причин.

Что же касается оговорки «и другие документы, свидетельствующие о ведении финансово-хозяйственной деятельности», то я считаю, что она может быть сделана. При такой формулировке налогоплательщик обязан представить все документы, которые относятся к его предпринимательской деятельности. Это могут быть договора аренды производственных помещений и оборудования, договора и письма между поставщиками и покупателями товаров «работ, услуг» и так далее.

— Если в случае проверки выявлены налоговые правонарушения, выносится ли решение по результатам проведения камеральной налоговой проверки?

Результатом проверки становится решение. Таким образом, в соответствии с выводами проверки, решений может быть несколько:
1. Решение о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения;
2.решение об отказе в привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения;
3. решение о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля.

— Организация после сдачи одной из налоговых деклараций получила от инспекции письмо с требованием представить копии ряда первичных документов для камеральной проверки данных декларации. В указанный срок требования налоговой инспекции организацией выполнены не были, поскольку последняя полагала, что процедура передачи документов для камеральной проверки декларации Налоговым кодексом РФ не урегулирована. После этого налоговый орган привлек организацию к ответственности, установленной пунктом 1 статьи 126 кодекса, в виде штрафа в размере 50 рублей за каждый непредставленный документ. Скажите, правомерно ли это?

Читайте так же:  Калькулятор отпускных

Организация в данном случае не исполнила законные требования налогового органа и тем самым нарушила положения статей 23 и 93 Налогового кодекса РФ. Вследствие чего и была привлечена к налоговой ответственности в соответствии с пунктом 1 статьи 126. Налогоплательщик обязан был представить документы по требованию налогового органа вместе с описью этих документов в 2-х экземплярах, на одном экземпляре им должны поставить отметку о принятии документов.

— Виктор Юрьевич, скажите, а может ли для проведения встречной проверки, предположим, Архангельская налоговая инспекция затребовать документы челябинской организации?

Налоговые органы, находящиеся в городе Архангельске, в рамках проведения контроля за организацией, состоящей у них на налоговом учете, имеют право написать запрос в налоговые органы Челябинска для проведения встречной проверки с предоставлением копий всех интересующих их документов.

— Организация ежемесячно занимается экспортом товаров. Каждую декларацию налоговый орган проверяет в ходе камеральной проверки и запрашивает значительное количество документов, что очень трудоемко для налогоплательщика. Существует ли ограничение в количестве проводимых камеральных проверок?

Порядок возмещения налога по 0 ставке определен статьей 176 Налогового кодекса РФ. Данной статьей предусмотрено проведение налоговым органом камеральных проверок обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов и налоговых вычетов. Для обоснования применения налоговой ставки 0 процентов налогоплательщик обязан одновременно с представлением налоговой декларации представить документы в соответствии с требованиями статьи 165 Налогового кодекса РФ. Налоговый орган вправе затребовать дополнительные документы для проведения камеральной налоговой проверки. Поэтому налоговые органы не имеют права каким-либо образом упрощать или ограничивать установленный Налоговым кодексом порядок обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов и налоговых вычетов.

Беседовала Марина Талькаймер,
эксперт журнала «Спутник Главбуха»

Источник: http://www.klerk.ru/buh/articles/25944/

Новый регламент камеральных проверок ограничивает произвол инспекторов

Амплеева Светлана , эксперт
журнал «Проверка в компании» № 11/2008

Инспекторам разрешено блокировать счета только через 10 дней

В регламенте налоговикам дается четкое указание блокировать счета компаний только по истечении 10 рабочих дней после срока подачи деклараций, установленного Налоговым кодексом РФ. Именно через 10 дней инспекторы сформируют списки тех предприятий и предпринимателей, которые вовремя не представили налоговую отчетность. Уже не позднее следующего дня такие данные попадут в отдел камеральных проверок, у которого в свою очередь будет пять рабочих дней для вынесения окончательного решения о приостановлении операций по банковским счетам плательщиков 1 .

При этом ФНС обращает внимание на то, что в решении о заморозке счета в связи с непредставлением деклараций сумма, в пределах которой будет блокироваться счет, не указывается в отличие от ситуации, когда операции по счетам приостанавливаются по причине неуплаты налога в бюджет (п. 1, 2 ст. 76 НК РФ).

Также чиновники напомнили сотрудникам инспекций, что принять решение о разблокировке счета они должны не позднее одного операционного дня после представления декларации компанией. Однако если предприятие не отчиталось сразу по нескольким налогам, то оно сможет воспользоваться средствами на банковском счете только после подачи всех соответствующих деклараций.

Что немаловажно, опоздавшие с подачей налоговых расчетов, расчетов по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование и бухгалтерской отчетности будут занесены в отдельный список. И таким компаниям заморозка расчетных счетов не грозит.

Чтобы подготовить пакет документов, сотрудники порой целые дни проводят в архиве и у ксерокса

Нелля Ерохина,
главный бухгалтер группы компаний «Кофе-Центр»

У нас инспекторы постоянно запрашивают документы не только на основании письменных требований, но и просто по звонку. Или изначально требование выписывается на стандартный комплект документов, а затем аппетиты проверяющих растут. Запросить они могут все что угодно, даже если сведения не имеют прямого отношения к проверяемому вопросу. Поскольку у нас группа компаний, то постоянно пытаются найти какие-то схемы. Приходится готовить огромное количество документов, ведь у нас более сотни позиций продукции, значительное число ингредиентов. Чтобы подготовить пакет документов, сотрудники порой целые дни проводят в архиве и у ксерокса. Но другого выхода нет — себя и контрагентов, когда документы запрашивают по «встречке», подставлять не хочется.

За опоздание с отчетностью наказание разное

Непредставление налоговой декларации

За несвоевременную подачу налоговой отчетности предприятию грозит наказание по статье 119 НК РФ, но только после того, как инспекторы подтвердят в ходе камеральной проверки сумму налога, подлежащую перечислению в бюджет по данным проверяемой декларации, или насчитают иную сумму к уплате.

При этом, если следовать порядку статьи 101 НК РФ, штраф налоговики не вправе взыскать раньше чем через 10 дней, отведенных на подачу апелляционной жалобы. А если за эти дни компания успеет направить в инспекцию апелляцию, то решение о привлечении к ответственности по статье 119 НК РФ вообще вступит в силу не ранее чем его утвердит УФНС.

Если же предприятие не отчиталось вовремя по «нулевой» декларации, даже если при этом прошло более 180 рабочих дней с момента окончания сроков подачи отчетности, ответственности по пункту 2 статьи 119 НК РФ компания сможет избежать, но только если по результатам камеральной проверки подтвердится, что сумма налога действительно равна нулю.

Однако независимо от суммы налога, указанной в декларации, за нарушение сроков подачи налоговой отчетности на руководителя компании может быть наложен штраф в соответствии со статьей 15.5 КоАП РФ в размере от 300 до 500 рублей.

Непредставление прочей отчетности

Что же касается нарушения сроков представления налоговых расчетов по авансовым платежам, бухгалтерской отчетности и расчетов по страховым взносам на ОПС, то в таких случаях, отмечает ФНС, налоговики не вправе наказывать компанию по статье 119 Налогового кодекса РФ.

Единственное, чем грозит несвоевременная подача налоговых расчетов или бухгалтерской отчетности, так это штраф в размере 50 рублей за каждый неподанный документ (п. 1 ст. 126 НК РФ). А также административный штраф на руководителя от 300 до 500 рублей по части первой статьи 15.6 КоАП РФ.

А в случае непредставления расчета по взносам на обязательное пенсионное страхование предприятие и вовсе отделается лишь административным наказанием, предусмотренным статьей 19.7 КоАП РФ. Для самой компании штраф составит от 3 до 5 тысяч рублей, а для ее руководителя все те же 300–500 рублей.

Если в итоге предприятие все-таки проигнорирует все воспитательные действия инспекции и даже после штрафных наказаний не отчитается перед инспекцией, его заподозрят в уклонении от уплаты налогов. И тогда выездной проверки компании уже не избежать. При это не важно, какую именно отчетность не представила организация — декларацию или расчет страховых взносов.

Читайте так же:  Бесплатный адвокат для многодетной семьи

Таблица 1. Что используют налоговики при проверке добросовестности компании

1 Единый государственный реестр налогоплательщиков
2 Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей
3 Единый государственный реестр юридических лиц
4 ПИК «НДС»
5 ПИК «Недействительные паспорта»
6 ПК «Банковские счета»
7 ПК «Сведения о физических лицах»
8 ПК «Однодневка»
9 ПК «Таможня»

Компании будут проверять на связь с «однодневками»

Возможности инспекторов по истребованию документов ограничены

Согласно налоговому законодательству, если в ходе проверки инспекторы обнаружат ошибку или противоречия и несоответствия в представленных документах, они могут потребовать от компании представления пояснений в течение пяти рабочих дней. Однако зачастую налоговики злоупотребляют своими полномочиями и начинают запрашивать все подряд документы. Так вот в регламенте, утвержденном ФНС, инспекторам лишний раз разъясняется, что требовать любые и все документы в ходе камеральной проверки они не имеют права. Об этом говорится в пункте 7 статьи 8 Налогового кодекса РФ.

В правилах четко прописаны три случая, в которых налоговики могут направить предприятию требование о представлении дополнительных документов и сведений. А именно в случае, если в декларации заявлено право на налоговую льготу (п. 6 ст. 88), если компания должна была приложить к декларации предусмотренные законодательством документы, но не представила (п. 7 ст. 88). И наконец, в случае подтверждения правомерности применения налоговых вычетов по НДС (п. 8 ст. 88 НК РФ). В любых других ситуациях запросы документов со стороны инспекторов считаются неправомерными.

Таблица 2. Нарушения, которые инспекторы отразят в акте проверки

п/п Вид нарушения Основание
1 Нарушение срока постановки на учет в налоговой инспекции Ст. 116 НК РФ
2 Нарушение срока представления сведений об открытии и закрытии счета в банке Ст. 118 НК РФ
3 Непредставление налоговой декларации Ст. 119 НК РФ
4 Грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения Ст. 120 НК РФ
5 Неуплата или неполная уплата сумм налога (сбора) Ст. 122 НК РФ
6 Невыполнение налоговым агентом обязанности по удержанию и (или) перечислению налогов Ст. 123 НК РФ
7 Несоблюдение порядка владения, пользования и (или) распоряжения имуществом, на которое наложен арест Ст. 125 НК РФ
8 Непредставление налоговому органу сведений, необходимых для осуществления налогового контроля П. 1 ст. 126 НК РФ
9 Нарушение порядка регистрации объектов игорного бизнеса Ст. 129.2 НК РФ

Прежде чем возместить НДС, ревизоры обязаны проверить документы

Если компанией была заявлена в декларации по НДС сумма к возмещению, налоговики тщательно проверят все сведения и документы, касающиеся вычетов. Здесь они будут проверять не только представленные компанией и уже имеющиеся в инспекции документы, но и истребуют, если посчитают нужным, другую необходимую «первичку». Ведь такое право им дается статьей 93 НК РФ. Так же как и статья 93.1 НК РФ разрешает инспекторам требовать необходимые документы у контр­агентов проверяемой организации, а статья 86 НК РФ — делать запросы в банки.

Также налоговики проверят документы, подтверждающие вычеты или нулевую ставку НДС, на их соответствие требованиям законодательства. И уже после того, как официально будет завершена проверка и составлен акт, в трехдневный срок инспектор составит докладную записку на имя руководителя инспекции, в которой зафиксирует все проверенные сведения.

Окончательно же принять решение о возмещении заявленной компанией суммы НДС налоговики обязаны не позднее семи дней после окончания проверки 2 .

Нашего клиента инспекторы обязали провести полный финансовый анализ своей деятельности

Владислав Брызгалин,
директор Агентства правовой безопасности «Налоговый щит»

Недавно в декларации по налогу на прибыль компания — наш клиент — отразила небольшой убыток. Получив такую декларацию, инспекция направила в адрес нашего клиента требование о представлении документов. Кстати, во ­вступительной части этого требования содержался явный намек на то, что следовало бы представить «уточненку» с налогом к уплате.

Далее в требовании инспекторы запрашивали документы, которые хотя и были связаны с деятельностью организации, но непосредственного отношения к исчислению налогов не имели. Вот лишь некоторые из них. Структура бизнеса, бизнес-планы, программа капитальных вложений. Анализ показателей бухгалтерской отчетности. Сведения об основных поставщиках. Планируемая рентабельность, анализ причин образования убытка. Фактически нашего клиента обязали провести полный финансовый анализ своей деятельности и представить его результаты проверяющим.

Поскольку многих запрашиваемых документов у компании просто не было в наличии, было принято решение направить в инспекцию письменный мотивированный отказ от представления документов. Вместе с тем причины образования убытка инспекции мы все-таки пояснили, а также указали, что он носит временный характер и по результатам года компания планирует получить прибыль. Пока никаких негативных последствий не последовало.

Если обнаружены нарушения, инспектор должен составить акт

При камеральной проверке момент обнаружения инспекторами налоговых нарушений определяется по дате составления акта 3 .

Проверка первичной декларации может прекратиться без составления акта в случае, если компания подаст уточненную декларацию до того, как налоговики выявят ошибки сами. В этом случае ревизоры начнут проверять представленную «уточненку», используя уже имеющиеся у них документы и пояснения, полученные ими в ходе проверки предыдущей первичной налоговой декларации.

Если же уточненная декларация будет подана уже в момент или после обнаружения налоговиками нарушений или ошибок в первично поданной декларации, камеральная проверка все равно будет завершена. И соответственно будет составлен акт по итогам такой проверки.

Чиновники ФНС обращают внимание своих коллег на то, что все экземпляры акта налоговой проверки должны быть идентичны. Даже по количеству и составу приложений. И именно со всеми указанными в акте приложениями такой акт должен быть вручен представителю проверенного предприятия. При этом налоговикам позволено не прикладывать к составленному акту те документы, которые они получили от проверяемой компании.

А вот по итогам камеральной проверки расчета страховых взносов на обязательное пенсионное страхование предприятие акт не получит. Инспекторы его составят и в течение двух месяцев передадут вместе с материалами проверки в соответствующее отделение Пенсионного фонда РФ. И только сотрудники Пенсионного фонда имеют право принять решение о взыскании недоимки, штрафов и пеней. Налоговые инспекторы сделать этого не могут. Копии акта и дополнительных документов проверяющие вправе лишь использовать при камеральных проверках деклараций по ЕСН в случае подтверждения права предприятия на налоговые вычеты.

1 Форма решения о приостановлении операций по счетам налогоплательщика в банке утверждена приказом ФНС России от 1 декабря 2006 г. № САЭ-3-19/825@.
2 Форма решения о возмещении суммы НДС приведена в приложении 1 к приказу ФНС России от 18 апреля 2007 г. № ММ-3-03/239@.
3 Форма акта проверки и требования к его составлению утверждены приказом ФНС России от 25 декабря 2006 г. № САЭ-3-06/892@.

Видео (кликните для воспроизведения).

Источник: http://www.audit-it.ru/articles/account/court/a53/173330.html

Налоговый инспектор камеральных проверок
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here