Содержание
- 1 О Правовой службе Ассоциации Туроператоров России
- 2 Миссия Правовой службы:
- 3 Услуги Правовой службы:
- 4 Надзор за туроператорами в сфере выездного туризма будет осуществлять Минкультуры
- 5 За что туроператорам и «Турпомощи» будут грозить внеплановые проверки
- 6 Постановление Правительства РФ от 1 августа 2019 г. N 998 «Об утверждении Положения о государственном надзоре за деятельностью туроператоров и объединения туроператоров в сфере выездного туризма»
- 7 О государственном надзоре за деятельностью туроператоров и объединения туроператоров в сфере выездного туризма
- 8 Постановление от 25 января 2013 г. №43О федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном на осуществление государственного надзора за деятельностью туроператоров и объединения туроператоров в сфере выездного туризма
- 9 ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ТУРОПЕРАТОРА И ТУРАГЕНТА ПЕРЕД ТУРИСТОМ
- 10 Юристы разъяснили туроператорам и турагентствам новый закон о туризме
О Правовой службе Ассоциации Туроператоров России
Правовая служба АТОР начала свою работу в апреле 2009 года. Основным направлением деятельности Правовой службы являются юридические консультации в сфере туризма, столь необходимые и туроператорам, и турагентам, и потребителям их услуг – туристам. В Правовой службе АТОР работают профессиональные юристы, имеющие многолетний опыт работы в туризме. Именно поэтому, несмотря на еще недолгую трудовую деятельность, в Правовую службу поступает множество обращений и уже появились свои постоянные клиенты.
Приоритетом обращения в Правовую службу Ассоциации является оперативность подготовки ответов. Заключения* Правовой службы могут быть использованы при работе с клиентами, турфирмами, в судебных органах и иных официальных учреждениях.
Задать вопрос юристам Правовой службы АТОР можно, обратившись по телефону, электронной почте или воспользовавшись сайтом Ассоциации Туроператоров, www.atorus.ru. Для удобства обращений за консультацией на сайте АТОР создано несколько разделов, где можно задать свой вопрос и ознакомиться с ответами на вопросы других посетителей сайта. В первую очередь это раздел Правовой службы с одноименным названием. В нем представлены рубрики «Юридическая консультация», «Юридический словарь терминов» и «Законодательство», в котором собрана библиотека нормативно-правовых актов, необходимых для работы в туризме.
Миссия Правовой службы:
— Содействие в становлении организованного туризма, как неотъемлемой сферы жизни человека на национальном и европейском и международном уровнях.
— Взаимодействие с российскими органами власти, участие в совместных встречах, рабочих группах, национальных проектах.
— Анализ действующих нормативно-правовых актов.
— Корпоративная правовая поддержка компаний-членов АТОР, защита их профессиональных, экономических интересов.
— Консультации по вопросам юридического, административного, налогового, трудового законодательства, а также в иных сферах, представляющих интерес для туроператорского сообщества.
— Сотрудничество с туристическими агентствами, средствами размещения и иными поставщиками туристических услуг.
— Защита прав потребителей, консультации по вопросам выезда российских граждан за рубеж.
— Консультационная помощь российским гражданам, находящихся за рубежом в случае возникновения чрезвычайных ситуаций.
Услуги Правовой службы:
— разработка/корректировка, анализ договора;
— консультации по различным правовым вопросам;
— подготовка документов для подачи в государственные органы;
— формирование писем, заявлений;
— подготовка ответов на претензии;
— составление исковых заявлений.
*Консультации оказываются бесплатно, услуги, в зависимости от сложности, предоставляются на платной основе, оплата через партнера АТОР – консультационную компанию АРПТ
Источник: http://www.atorus.ru/info/tourism_&_law.html
Надзор за туроператорами в сфере выездного туризма будет осуществлять Минкультуры
На Минкультуры России возложены полномочия по осуществлению государственного надзора за деятельностью туроператоров и объединения туроператоров в сфере выездного туризма. Соответствующее постановление издано Правительством РФ.
Документ подготовлен в связи с принятием Федерального закона от 3 мая 2012 г. № 47-ФЗ и поручением Правительства РФ от 29 июня 2012 года по его реализации.
Согласно указанному закону, государственный надзор за деятельностью туроператоров и объединения туроператоров в сфере выездного туризма осуществляется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в соответствии с Федеральным законом от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ.
Рассматриваемым постановлением данные полномочия возложены на Минкультуры России. Полное наименование документа: постановление Правительства РФ от 25 января 2013 года №43 «О федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном на осуществление государственного надзора за деятельностью туроператоров и объединения туроператоров в сфере выездного туризма».
Документ вступит в силу по истечении семи дней после дня его официального опубликования (на данный момент не опубликован).
Источник: http://www.garant.ru/news/445540/
За что туроператорам и «Турпомощи» будут грозить внеплановые проверки
Опубликован перечень нарушений, допущение которых туроператорами и «Турпомощью» может стать поводом для внеплановой проверки Минэкономразвития. В число нарушений, которые будут считаться индикаторами риска для туроператоров, попадают, в частности признаки «дробления» бизнеса на множество формально независимых юрлиц.
Текст соответствующего проекта приказа Минэка присутствует на портале Regulation.Gov.ru. Как указывается в тексте документа, основанием проведения Минэком внеплановых проверок туроператоров и «Турпомощи» является выявление одного или нескольких индикаторов риска при осуществлении мероприятий по государственному надзору за их деятельностью.
В документе выделяется 6 индикаторов риска для туроператоров и 2 индикатора риска для «Турпомощи». По итогам рассмотрения каждого из них Минэкономразвития дает оценку степени риска по балльной шкале. Если организация набрала 5 штрафных баллов в течение года, в отношении нее может быть проведена внеплановая проверка министерства.
КАКИЕ НАРУШЕНИЯ ГРОЗЯТ ТУРОПЕРАТОРУ ВНЕПЛАНОВОЙ ПРОВЕРКОЙ
Первый индикатор риска для туроператоров – убыточность. При оценке степени риска Минэкономразвития будет ориентироваться на данные, которые туроператоры подают ежегодно в Ростуризм. Отражение в бухгалтерской (финансовой) отчетности убытков по итогам отчетного года грозит туроператору одним штрафным баллом. Если убытки отражались в отчетности в течение двух и более лет, туроператор получает сразу 3 штрафных балла.
Второй индикатор – не соответствующие нормам показатели отчетности туроператора в сфере выездного туризма. Напомним, что туроператоры по выезду ежегодно, помимо бухгалтерской отчетности, сдают дополнительную отчетность. Одна из таблиц называется «Сведения о соблюдении туроператором нормативного соотношения собственных средств (капитала) и принятых обязательств».
По мысли авторов документа, туроператор не должен работать только с чужими деньгами и, в случае кризиса, у него должны быть собственные средства на решение оперативных экстренных вопросов. Исходя из таблицы и пояснений к ней, собственных средств у туроператора должно быть 7% от оборота. Этого нормативного соотношения можно было бы достичь гораздо легче, если бы туроператорам разрешили считать за собственные средства деньги из его персонального фонда, говорят наблюдатели. Однако такая норма проектом приказа не предусмотрена.
В проекте приказа предусмотрено, что, если при представлении отчетности туроператором не обеспечено условие соблюдения контрольного соотношения показателей отчетности, то ему начисляется 1 штрафной балл.
Третий риск-индикатор – наличие в сведениях в Едином реестре туроператоров (ЕФРТ) одинаковых доменных имен веб-сайтов или доменных имен, сходных до степени смешения у нескольких формально разных компаний.
Так, при наличии трех и более одинаковых доменных имен в отношении туроператора, с которым связан данный сайт, начисляется 1 штрафной балл, если же имен более десяти – то сразу 3 штрафных балла.
Четвертый риск-индикатор: еще одним поводом к внеплановой проверке может послужить поступление в Минэкономразвития заявления заинтересованного лица (организации) о возможных фактах нарушений, ответственность за которые предусмотрена статьей 14.51 КоАП, а также о возможных фактах нарушений, содержащих информацию о несоблюдении туроператором требований финансовой устойчивости и платежеспособности.
Если достоверность изложенных сведений будет подтверждена, туроператор получает штрафные баллы в зависимости от количества заявлений и его цены турпродукта в сфере выездного туризма за предыдущий год. Может быть начислено от 1 до 3 штрафных баллов.
При этом, если туроператор осуществлял туроператорскую деятельность без внесения сведений в единый реестр (отсутствуют сведения о туроператоре вообще или об одной из сфер его деятельности), он сразу получает 5 штрафных баллов и становится потенциальным объектом внеплановой проверки.
Таким образом, говорят наблюдатели, у Минэкономразвития появляются формальные основания для официальных проверок «псевдо-туроператоров», незаконно занимающихся туроперированием.
Пятый индикатор риска – наличие в едином реестре сведений о взаимозависимых лицах-туроператорах, осуществляющих деятельность в сфере выездного туризма. Взаимозависимыми предлагается считать туроператоров, если:
- один является участником другого юрлица, и доля такого участия составляет более 25%;
- руководитель у двух и более туроператоров – одно и то же физическое лицо;
- доля участия одного и того же физического или юридического лица у двух и более туроператоров составляет не менее 25%.
Если в реестре будут обнаружено присутствие в течение года сведений о трех и более взаимозависимых компаниях, туроператору в сфере выездного туризма начисляется 1 штрафной балл. Если таких компаний больше десяти, то начисляется сразу 3 штрафных балла.
Шестой индикатор риска – отсутствие на сайте туроператора сведений, предусмотренных ч. 10 ст. 9 ФЗ «Об основах туристской деятельности в РФ». Напомним, что в соответствие с этим положением туроператоры обязаны размещать информацию о страховщиках, от имени которых они заключают договоры добровольного страхования, на своих официальных сайтах. Если нарушение обнаружено, туроператору начисляется 3 штрафных балла.
ИНДИКАТОРЫ РИСКА ДЛЯ ТУРПОМОЩИ
Для «Турпомощи» предусмотрено всего два фактора риска. Как считают наблюдатели, оба фактора существенно облегчают проведение внеплановых проверок этой организации Минэком.
Первый из них – несоблюдение порядка и сроков выплат из фондов персональной ответственности туроператора (3 штрафных балла). Значение степени риска равно сумме выявленных нарушений, умноженной на 3, поясняется в проекте приказа.
Второй индикатор риска — поступление в Минэкономразвития заявления заинтересованного лица (организации) о возможных фактах нарушений законодательства со стороны Ассоциации «Турпомощь». Если же таких заявлений будет два и более, и изложенные в них факты будут признаны достоверными, это автоматически приведет к внеплановой проверке деятельности «Турпомощи» (5 штрафных баллов).
На данный момент документ проходит этап общественного обсуждения. Он продлится до 28 января 2020 г.
ВНИМАНИЕ:
Еще больше интересных материалов от АТОР — в нашем
канале на Яндекс.Дзен .
Бесплатные онлайн-курсы, вебинары и электронные каталоги туроператоров вы найдете в «Академии АТОР».
Актуальные СПЕЦПРЕДЛОЖЕНИЯ туроператоров по турам за рубеж и по России смотрите в разделе СПО портала АТОР.
Источник: http://www.atorus.ru/news/press-centre/new/50068.html
Постановление Правительства РФ от 1 августа 2019 г. N 998 «Об утверждении Положения о государственном надзоре за деятельностью туроператоров и объединения туроператоров в сфере выездного туризма»
© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2020. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.
Портал ГАРАНТ.РУ зарегистрирован в качестве сетевого издания Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором), Эл № ФС77-58365 от 18 июня 2014 года.
ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 119234, г. Москва, ул. Ленинские горы, д. 1, стр. 77, [email protected].
8-800-200-88-88
(бесплатный междугородный звонок)
Редакция: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3145), [email protected]
Отдел рекламы: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3136), [email protected]. Реклама на портале. Медиакит
Если вы заметили опечатку в тексте,
выделите ее и нажмите Ctrl+Enter
Источник: http://www.garant.ru/hotlaw/federal/1286287/
О государственном надзоре за деятельностью туроператоров и объединения туроператоров в сфере выездного туризма
О государственном надзоре за деятельностью туроператоров и объединения туроператоров в сфере выездного туризма
Управление Роспотребнадзора по Калининградской области обращает внимание потребителей и руководителей хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность в сфере выездного туризма, на изменения законодательства.
В целях реализации положений первого абзаца статьи 19.1 Федерального закона «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» (далее – Закон об основах туристской деятельности), введенной в данный законодательный акт Федеральным законом от 3 мая 2012 года № 47-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Закон № 47-ФЗ), Правительством Российской Федерации принято постановление от 25 января 2013 года № 43, которым определено, что Министерство культуры Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление государственного надзора за деятельностью туроператоров и объединения туроператоров в сфере выездного туризма.
В этой связи Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека информирует, что данный вид государственного надзора никоим образом не дублирует и не заменяет федеральный государственный надзор в области защиты прав потребителей, который применительно к туристской деятельности, включающей в себя туроператорскую и турагентскую деятельность, осуществляется Роспотребнадзором в соответствии с законодательством о защите прав потребителей в силу императивного положения, сформулированного в абзаце втором статьи 19.1 Закона об основах туристской деятельности.
Определение Министерства культуры Российской Федерации полномочным органом по осуществлению государственного надзора за деятельностью туроператоров и объединения туроператоров в сфере выездного туризма следует объективно рассматривать в контексте практической реализации тех норм Закона № 47-ФЗ, в соответствии с которыми Закон об основах туристской деятельности был дополнен статьями 11.1 – 11.5, а в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ) была включена новая статья 14.51, устанавливающая ответственность за нарушение законодательства о туристской деятельности.
При этом полномочия по применению мер административного воздействия (составление протоколов об административных правонарушениях и рассмотрение дел об административных правонарушениях) при выявлении правонарушений, предусмотренных частью 1 статьи 14.51 КоАП РФ, касающихся нарушения туроператором установленного порядка представления сведений о включении в единый федеральный реестр туроператоров, закреплены за должностными лицами Роспотребнадзора (его территориальных органов).
К административным же полномочиям должностных лиц Министерства культуры Российской Федерации фактически (в связи с принятием постановления Правительства Российской Федерации от 25 января 2013 года № 43) будет отнесена компетенция по составлению протоколов об административных правонарушениях, предусмотренных частью 3 статьи 14.51 КоАП РФ (см. пункт 97 части 2 статьи 28.3 КоАП РФ), касающихся нарушений требований законодательства Российской Федерации о туристской деятельности исключительно в части деятельности объединения туроператоров в сфере выездного туризма (распоряжением Правительства Российской Федерации от 19 ноября 2012 г. № 2130-р) статус объединения туроператоров в сфере выездного туризма был присвоен ассоциации «Объединение туроператоров в сфере выездного туризма «ТУРПОМОЩЬ»).
Таким образом, постановление Правительства Российской Федерации от 25 января 2013 года № 43 «О федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном на осуществление государственного надзора за деятельностью туроператоров и объединения туроператоров в сфере выездного туризма», прежде всего, направлено на создание организационно-правовых основ, необходимых для обеспечения государственного надзора за функционированием нового института в сфере туризма, каковым является объединение туроператоров в сфере выездного туризма, действующего в целях оказания экстренной помощи туристам в соответствии с Законом об основах туристской деятельности.
Постановление
от 25 января 2013 г. №43
О федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном на осуществление государственного надзора за деятельностью туроператоров и объединения туроператоров в сфере выездного туризма
В соответствии со статьей 19 1 Федерального закона «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Установить, что Министерство культуры Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление государственного надзора за деятельностью туроператоров и объединения туроператоров в сфере выездного туризма.
Видео (кликните для воспроизведения). |
2. Реализация полномочия, предусмотренного настоящим постановлением, осуществляется в пределах установленной Правительством Российской Федерации предельной численности работников центрального аппарата Министерства культуры Российской Федерации, а также бюджетных ассигнований, предусмотренных Министерству в федеральном бюджете на руководство и управление в сфере установленных функций.
Председатель Правительства
Российской Федерации Д. Медведев
Справка к постановлению от 25 января 2013 года №43 «О федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном на осуществление государственного надзора за деятельностью туроператоров и объединения туроператоров в сфере выездного туризма»
Постановление подготовлено Минкультуры России в связи с принятием федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» и соответствующим поручением Правительства Российской Федерации от 29 июня 2012 года по его реализации.
Документ направлен на защиту прав потребителей туристских услуг в сфере выездного туризма.
Статьей 19 1 федерального закона «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» предусмотрено, что государственный надзор за деятельностью туроператоров и объединения туроператоров в сфере выездного туризма осуществляется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в соответствии с федеральным законом «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».
Постановление предусматривает возложение данного полномочия на Минкультуры России, которое в соответствии с положением о министерстве, утверждённым постановлением Правительства Российской Федерации от 20 июля 2011 года №590 «О Министерстве культуры Российской Федерации», является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере туристской деятельности.
Жизнь во время путешествия — это мечта в чистом виде
А. Кристи
Источник: http://actravel.ru/postanovlenie_ob_organe_nadzora_za_turoperatorami.htm
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ТУРОПЕРАТОРА И ТУРАГЕНТА ПЕРЕД ТУРИСТОМ
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ТУРОПЕРАТОРА И ТУРАГЕНТА ПЕРЕД ТУРИСТОМ
Когда у туриста возникают претензии по исполнению обязательств из договора о реализации турпродукта, сложно бывает определить, кто же должен нести ответственность перед туристом – турагент, с которым турист заключал договор, или туроператор, который формировал турпутевку.
В соответствии с Федеральным законом от 24.11.1996 № 132 — ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» туроператор обеспечивает оказание всех услуг, входящих в турпродукт, и несет ответственность перед туристом за ненадлежащее исполнение обязательств по договору о реализации туристского продукта, причем независимо от того, заключал ли турист договор напрямую с туроператором, или с турагентом. Таким образом, закон исходит из того, что у туриста всегда должна быть возможность предъявить претензии по турпродукту напрямую туроператору.
Следует подчеркнуть, что никакие положения договора о реализации турпродукта, заключаемого с туристом, или договора между турагентом и туроператором не способны ограничить право туриста на предъявление требований к туроператору.
Таким образом, туроператор в полном объеме несет ответственность по всем требованиям туристов, связанных с ненадлежащим исполнением договора о реализации туристского продукта.
Для определения пределов ответственности туроператора перед туристом необходимо внимательно изучить условия заключенного договора о реализации туристского продукта.
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ТУРОПЕРАТОРА
В соответствии с условиями заключенного договора о реализации туристского продукта туроператор отвечает за качество следующих услуг:
· услуг по размещению и условиям проживания (например, соответствие места нахождения гостиницы и ее категории заявленным);
· тип и качество питания;
· услуг по перевозке в стране временного пребывания, включая авиаперевозки и трансферты;
· услуг экскурсовода (гида), гида-переводчика и инструктора-проводника;
· программу пребывания и маршрут путешествия;
· иные, предусмотренные договором условия путешествия.
Кроме того, туроператор несет ответственность за оказание дополнительных услуг, приобретенных у третьих лиц в стране временного пребывания вне рамок договора о реализации туристского продукта, если на этих лиц туроператором возложено исполнение части или всех его обязательств перед туристами и, если такие услуги отражены в официальных документах туроператора.
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ТУРАГЕНТА
Турагент, действующий от своего имени, несет полную ответственность перед потребителями за нарушение их прав на стадии заключения договора о реализации туристского продукта и ранее, прежде всего в части своевременного предоставления необходимой и достоверной информации, обеспечивающей правильный выбор физическими лицами туристских продуктов.
Данное условие применимо, если не предоставление указанной информации привело к неправильному выбору свойств (качеств) туристского продукта и повлекло возникновение дополнительных затрат и иных убытков
Если у турагента были приобретены какие – либо дополнительные услуги, не указанные в договоре, например, дополнительные экскурсии, за их качество, соответственно, ответственность будет нести турагент.
Таким образом, по общему правилу, турагент может быть привлечен к ответственности перед туристом только в том случае, если при заключении договора он действовал от собственного имени, причем размер его ответственности будет ограничен величиной агентского вознаграждения.
Материал разработан специалистами Центра информирования и консультирования граждан по материалам СПС «КонсультантПлюс»
Источник: http://39.rospotrebnadzor.ru/content/otvetstvennost-turoperatora-i-turagenta-pered-turistom
Юристы разъяснили туроператорам и турагентствам новый закон о туризме
Видео (кликните для воспроизведения). |
Долгое время «кочевавший» по инстанциям отраслевой закон, наконец, был в начале марта принят Госдумой и подписан Президентом. Что меняет новый закон о туризме в жизни туроператоров и турагентств, что от него участникам рынка? Сейчас это наиболее частные вопросы, которые приходят в редакцию инфогруппы «ТУРПРОМ». Мы попросили юристов разъяснить, что существенно изменилось для турагентств и туроператоров, и где у них могут возникнуть «скользкие места».
Маркет туров и а/б
Последние предложения туроператоров от 19 Янв 2020 г. |
«Для туроператоров в первую очередь расширен список условий, когда финобеспечение ответственности туроператора не требуется. В частности, оно не требуется для туроператора в сфере выездного туризма, имеющего сформированный фонд персональной ответственности в размере не менее семи процентов от общей цены туристического продукта по выездному туризму за предыдущий год», — пояснил Георгий Мохов, член правления РСТ, основатель юридического агентства «Персона Грата». При этом решение об освобождении туроператора от финансового обеспечения и уплаты взносов в фонд персональной ответственности туроператора на следующий календарный год принимается Турпомощью по согласованию с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти на основании заявления туроператора.
В итоге для финансирования расходов на оказание экстренной помощи туристам создается резервный фонд и фонд персональной ответственности туроператора. «Взнос в резервный фонд должен перечисляться ежегодно в течение 15 дней с даты опубликования бухгалтерской (финансовой) отчетности или её представления в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, но не позднее чем 15 апреля текущего года. Фонд персональной ответственности формируется за счет ежегодного взноса туроператора в сфере выездного туризма, равного одному проценту общей цены туристского продукта в сфере выездного туризма за предыдущий год. Перечисление взноса производится равными долями не позднее 15-го числа каждого месяца, следующего за истекшим календарным кварталом», — пояснил Георгий Мохов. При этом туроператоры, которые не вывозили туристов за границу и «новички», готовые войти на рынок, должны перечислить взнос в фонд персональной ответственности туроператора до начала осуществления деятельности в сфере выездного туризма в размере 100 тысяч рублей.
Максимальный размер фонда составляет не менее семи процентов от общей цены выездного турпродукта за предыдущий год, по достижении которого перечисление взносов в фонд персональной ответственности туроператора прекращается.
При этом в законе обновлен список случаев исключения сведений о туроператоре из реестра: в него добавлен пункт об исключении в случае нарушения существенных условий договора перевозки, включая договор фрахтования, заключенного между туроператором и перевозчиком. В их числе – гарантии оплаты услуг по договору и сумма таковой гарантии, а также обязанность туроператора выдать документ на перевозку. Отметим, что также дополнен перечень существенных условий договора о реализации турпродукта, ко которым в том числе относятся и условие выдачи туристу отдельно либо в составе турпродукта электронного перевозочного документа (билета), подтверждающего право туриста на перевозку до пункта назначения и обратно. Если договор о реализации турпродукта заключен ранее чем за 24 часа до начала путешествия, такой документ (билет) должен быть выдан туристу и (или) иному заказчику не позднее чем за 24 часа до начала путешествия. Аналогичная ситуация и с ваучером гостиниц.
«Законом предусмотрено досрочное расторжение договора страхования ответственности туроператора, которое осуществляется в соответствии с Гражданским кодексом РФ. Туроператор не позднее 30 календарных дней со дня досрочного расторжения договора страхования ответственности либо отзыва банковской гарантии обязан представить в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти документ, подтверждающий наличие у него финансового обеспечения ответственности туроператора.
На Майорке и Ибице туристам в отелях ограничили потребление алкоголя и запретили прыгать в бассейны
В случае отзыва у страховой компании лицензии на осуществление страхования либо признания такой организации несостоятельной (банкротом) в соответствии с законодательством РФ туроператор не позднее 45 календарных дней со дня получения соответствующего уведомления от Ростуризма обязан представить в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти документ, подтверждающий наличие у туроператора финансового обеспечения ответственности туроператора», — также добавил Георгий Мохов.
Что касается турагентств, то первое – и наиболее «скользкое» место в том, что новый закон обязывает турагентов осуществлять продвижение и реализацию турпродукта от имени и по поручению туроператора. «В договоре, заключаемом между туроператором и турагентом, должны содержаться полномочия турагента на совершение сделок с туристами и (или) иными заказчиками от имени туроператора. При реализации турагентом турпродукта он предоставляет туристу и (или) иному заказчику копию доверенности, выданной туроператором, на заключение от имени туроператора договоров о реализации сформированного им туристского продукта», — говорится в законе. При этом туроператор и турагент самостоятельно отвечают перед туристом и (или) иным заказчиком. В договоре о реализации турпродукта должно содержаться условие о том, что турагент является исполнителем и несет предусмотренную законодательством РФ ответственность по договору о реализации турпродукта в отношении обязанностей турагента; об обязательстве турагента о передаче денежных средств, полученных от туриста и (или) иного заказчика, туроператору, если иной порядок оплаты туристского продукта не предусмотрен договором между турагентом и туроператором.
«Договор с туристом, заключенный агентом с туристом по доверенности от имени туроператора, это договор туроператора, а не турагента. Соответственно и правоотношения по данному договору строятся по иной модели, нежели сейчас, в привычном варианте сделок, совершенных агентом от своего имени. Но при этом нужно учитывать то обстоятельство, что у агента (поверенного) есть собственные обязанности перед принципалом (доверителем), установленные договором между ними. Обязанности эти могут сопровождаться установленной принципалом ответственностью за те или иные действия агента, а в некоторых случаях и содержать крайне неприятное поручительство за исполнение договора третьим лицом (делькредере), когда агент несет ответственность за неисполнение договора в той или иной форме. Турагенту нужно будет хорошо подумать, прежде чем подписать такой договор», — прокомментировал ситуацию Георгий Мохов.
По его словам, новая редакция закона строит отношения туроператора и агента по модели коммерческого представительства ( ст 184 ГК) с открытым объемом сделок. В любом случае, это не поручение в прямом смысле (глава 49 ГК), поскольку поручение предполагает совершение только юридических действий, в то время как действия агента шире: это не просто подписание договора от имени, это фактическая деятельность по продвижению и реализации турпродукта. Суды голову себе сломают, когда придётся разделить ответственность этих двух субъектов, если она прямо не будет разделена в договоре, причем корреспонденцией между договором ТО-ТА и ТА-Турист», — резюмировал Георгий Мохов.
Источник: http://www.tourprom.ru/news/31883/
Кто надзирает за туроператорами?
За должностными лицами Минкультуры и его территориальных органов закреплены полномочия по составлению протоколов об административных правонарушениях при выявлении нарушений, которые касаются:
предоставления туристических услуг лицом, сведения о котором отсутствуют в едином федеральном реестре туроператоров;
нарушения туроператором порядка определения размера финансового обеспечения ответственности либо непредставление сведений о туроператоре или представление недостоверных сведений для внесения в единый федеральный реестр туроператоров изменений в сведения о туроператоре;
предоставление туристических услуг лицом, не являющимся членом объединения туроператоров в сфере выездного туризма, деятельности в такой сфере.
К полномочиям должностных лиц Роспотребнадзора относится надзор в области защиты прав потребителей в туристской деятельности и составление протоколов об административных правонарушениях, которые касаются нарушения требований законодательства в области защиты прав потребителей.
Страховой надзор в указанной сфере осуществляется Банком России.
Источник: http://lk.usoft.ru/news/6968
На базе Минкульта для туроператоров создают «туристическую прокуратуру»
Во вторник премьер-министр России Дмитрий Медведев подписал постановление о федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном на осуществление государственного надзора за деятельностью туроператоров и объединения туроператоров в сфере выездного туризма. Об этом сообщает пресс-служба правительства. Вопреки ожиданиям, что эти функции не будут делегированы Ростуризму как уже существующему исполнительному органу в туризме, Медведев наделил ими Министерство культуры. В итоге, по мнению экспертов, новые функции Минкульта превратят его в настоящий регулятор туроператорского рынка, фактически сделав из него «туристическую псевдо-прокуратуру», что довольно важно на фоне полного отсутствия в данный момент какого-либо контроля за деятельностью туроператоров.
Маркет туров и а/б
Последние предложения туроператоров от 19 Янв 2020 г. |
Так, подписанное Медведевым постановление полномочие по госнадзору за туроператорами возлагает на Министерство культуры, которое в соответствии с положением о министерстве от 20 июля 2012 года является «федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере туристской деятельности».
Таким образом, функции Минкульта в области туризма существенно расширены, а функции Ростуризма остались прежними. «Новая статья в законе о туризме, регламентирующая осуществление надзора над туроператорами, появилась ещё в мае 2012 года. С того времени и до последнего момента правительством выбирался орган, который будет осуществлять данный надзор. Учитывая, что у Минкульта есть полномочия по осуществлению надзора в области культуры, передача ему полномочий по туроператорам и Ростурпомощи вполне логична. Надеемся, на туррынке станет больше порядка», — пояснила корреспонденту инфогруппы «ТУРПРОМ» Изо Арахамия, руководитель правового управления Ростуризма. Как добавила собеседник, надзор за исполнением прав потребителей по-прежнему остаётся за Роспотребнадзором.
При этом эксперты отмечают, что новая функция для Минкульта является очень серьёзной, а потому и довольно сложной в исполнении. «В Административном кодексе уже описаны возможные нарушения со стороны туроператоров, которые необходимо контролировать. Прежде всего, это касается вопросов получения фирмами фингарантий, внесения их в реестр и вступления в Объединение туроператоров. Санкции за эти нарушения законодатели также уже предусмотрели. Министерству осталось лишь подготовить соответствующие регламенты для осуществления такого надзора и контроля», — отметил Георгий Мохов, руководитель правовой комиссии Российского Союза Туриндустрии (РСТ). По мнению эксперта, на это у Минкульта может уйти до полугода. «Постановление правительства не предусматривает дополнительного финансирования и расширения штата, поэтому министерству придётся осуществлять эти функции силами существующих сотрудников. А учитывая серьёзность этой надзорной функции, на подготовку к её исполнению министерству может понадобиться не менее полугода. Впрочем, из-за необходимости вступления туроператоров в Ростурпомощь уже к маю, Минкульту, скорее всего, придётся поторопиться и успеть с новой функцией уже к этому сроку», — добавил собеседник.
И действительно, эффективность этой надзорной функции будет зависеть от деталей. «Всё зависит от того, каким образом будет осуществляться контроль. Никаких подробностей пока нет – лишь одно постановление. Может быть, вообще ничто не изменится, а может быть, будут вводиться новые требования, стандарты качества. Но в любом случае, это неожиданное решение. Ведь это функциональное нововведение – раньше на туристическом рынке вообще не было органа надзора! Неожиданность же заключается в том, что последние годы Ростуризм принимал активное участие в жизни турбизнеса и знает, что туррынок нужно контролировать, а Минкульт появился в данной сфере лишь в мае 2012 года», — отметила Майя Ломидзе, исполнительный директор Ассоциации Туроператоров России (АТОР). Как подчеркнула собеседник, Ассоциация часто заявляла о необходимости осуществления контроля над туроператорами, проверки их данных, в частности, в тех случаях, когда директор турфирмы прежде уже уличался в мошенничестве или других нечистоплотных деяниях.
Источник: http://www.tourprom.ru/news/19806/
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ТУРИЗМУ Министерство экономического развития Российской Федерации
Единый федеральный реестр туроператоров
Федеральное агентство по туризму информирует о том, что, в соответствии со ст. 4.1. Федерального закона от 24 ноября 1996 г № 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» (далее – Закон о туристской деятельности) осуществление туроператорской деятельности на территории Российской Федерации допускается юридическим лицом при условии соблюдения следующих условий:
— наличие финансового обеспечения ответственности туроператора (договор или договоров страхования гражданской ответственности за неисполнение обязательств по договору о реализации туристского продукта и (или) банковской гарантии или банковских гарантий исполнения обязательств по договору о реализации туристского продукта);
— соответствия лиц, занимающих должности руководителя туроператора, его заместителя, главного бухгалтера, иного должностного лица, на которое возлагается ведение бухгалтерского учета туроператора, требованиям, установленным частью третьей статьи 4.1 Закона о туристской деятельности;
— членство туроператора в объединении туроператоров в сфере выездного туризма (в случае осуществления деятельности в сфере выездного туризма);
— наличие фонда персональной ответственности туроператора (в случае осуществления деятельности в сфере выездного туризма);
— наличия сведений о туроператоре в едином федеральном реестре туроператоров.
Требования к финансовому обеспечению ответственности туроператора определены главой VII.I Закона о туристской деятельности.
Финансовое обеспечение ответственности туроператора не требуется для:
государственного и муниципального унитарных предприятий, а также государственного и муниципального учреждений, осуществляющих деятельность по организации путешествий в пределах территории Российской Федерации в целях решения социальных задач;
туроператора, осуществляющего деятельность в сфере выездного туризма и имеющего сформированный в соответствии со статьей 11.6 Закона о туристской деятельности фонд персональной ответственности туроператора в размере не менее семи процентов от общей цены туристского продукта в сфере выездного туризма за предыдущий год.
Обращаем внимание, что осуществление туроператорской деятельности лицом, сведения о котором отсутствуют в едином федеральном реестре туроператоров, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей или дисквалификацию на срок от шести месяцев до одного года; на юридических лиц — от пяти миллионов до десяти миллионов рублей.
Источник: http://www.russiatourism.ru/contents/deyatelnost/edinyy-federalnyy-reestr-turoperatorov/
Минэк получил функции надзора и контроля в туризме: через полгода Турпомощь ждёт тотальная проверка
Впервые в туристической отрасли России «регулятор» получил реальные полномочия по регулированию: на днях премьер-министр Дмитрий Медведев подписал Постановление о государственном контроле за деятельностью туроператоров и объединений туроператоров в сфере выездного туризма (т.е. за пресловутой Турпомощью). Предметом надзора выступает соблюдение туроператорами и «Турпомощью» требований федерального закона, а сам контроль будет осуществлять Минэкономразвития. Глава Минэка Максим Орешкин смог пролоббировать надзорно-контрольные функции всего за 2 месяца, что так и не удалось в свое время ни Минкульту, ни Минспорту. В действие документ вступит через полгода — с 1 февраля, а значит со 2 февраля можно ожидать начало всесторонней проверки Турпомощи, руководство которой пошло на открытый конфликт с регулятором, а к деятельности самой Турпомощи у туррынка набралось огромное количество претензий.
Маркет туров и а/б
Последние предложения туроператоров от 19 Янв 2020 г. |
«Предметом государственного надзора является соблюдение туроператорами и объединением туроператоров в сфере выездного туризма требований, установленных федеральным законом «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации», другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами РФ в сфере туристской деятельности», — говорится в постановлении (текст доступен по данной ссылке). Согласно документу, Минэк в течение шести месяцев должен утвердить регламент в виде неких «индикаторов рынка», а также порядок оформления и содержания заданий сотрудникам ведомства, которые будут проводить проверочные мероприятия. При этом ответственность за контроль возлагается на куратора туризма от Минэка, а надзор осуществляется путем внеплановых проверок в тесном контакте с органами государственной власти и прокуратурой.
«Фактически Минэк наделяется новыми полномочиями контроля. Ранее контрольно-надзорной функции у «курирующих» туризм ведомств не было в принципе: лишь за работой розницы осуществлял контроль Роспортребнадзор, и то без учета специфики туристического рынка. А, например, Минкульт мог провести внеплановую проверку Турпомощи только по представлению прокуратуры», — прокомментировал корреспонденту инфогруппы «ТУРПРОМ» собеседник, знакомый с ситуацией. Таким образом, у курирующего туризм ведомства впервые появляется функция реального регулятора, который может и будет контролировать как работу туроператоров, так и «Турпомощь». «У Ассоциации были очевидные пробелы с контролем деятельности её руководства, что, судя по недавним скандалам, логично привело к злоупотреблениям», — пояснил эксперт.
«Благодаря данному постановлению, у Минэка и его полномочных представителей появляется возможность досконально проверить деятельность «Турпомощи» — прозрачность её работы, законность всех принятых решений и соблюдение всех норм. А если к деятельности её руководства возникнут какие-то вопросы, то Минэк сможет обратиться в прокуратуру», — оценил собеседник. По его словам, гипотетически, если бы этот механизм работал уже сейчас, то Минэку и Ростуризму было бы гораздо легче провести проверки и сделать выводы о соответствии должностных лиц из руководства «Турпомощи» их непосредственным обязанностям.
«Можно сказать, что это временная мера – пока не введена в строй электронная путевка, которая в теории должна обеспечить более четкий контроль внутри туррынка. В том числе, по средней стоимости путевки, по объемам продаж и т.д. Кстати, можно отметить, что в дальнейшей перспективе, если механизм электронной путевки заработает нормально, то бесконечные фонды «Турпомощи» могут стать и ненужными. Рынок сможет перейти на «британскую» модель страховых отчислений с каждого конкретного тура», — резюмировал эксперт.
Источник: http://www.tourprom.ru/news/42956/
Юрист со стажем работы более 9 лет.