Содержание
Гарантии и компенсации за вредные условия труда
Что такое вредные условия труда
При этом условия рабочей среды попадают в категорию вредных не произвольно, а только после проведения специальной оценки условий труда (СОУТ), порядок осуществления которой прописан в Законе № 426-ФЗ от 28.12.2013.
Статья 14 № 426-ФЗ содержит подробную классификацию производств по степени вредности:
(2 степень)
(3 степень)
(4 степень)
Чтобы рабочая обстановка получила статус вредной, необходимо соответствующее решение комиссии (СОУТ), которая проводит анализ негативных воздействий, сравнивает их с нормативами и присваивает производству класс опасности. В этом случае пойдет речь и о гарантиях и компенсациях.
В зависимости от того, к какой категории опасности относится производство, государство устанавливает различные гарантии и комппенсации для людей, которые на них трудятся:
- уменьшение рабочего времени;
- дополнительный ежегодный отпуск;
- доплата за вредные условия труда;
- досрочный выход на пенсию;
- компенсационные выплаты;
- выдача молока (либо денежная компенсация за молоко за вредность);
- специальное и лечебное питание;
- обязательное проведение периодических медосмотров за счет работодателя.
Помимо этого, льготы и компенсации за вредные условия труда ТК РФ позволяет расширить в коллективном договоре и других актах предприятия.
В соответствии со статьями 92 и 94 ТК РФ , продолжительность рабочего времени для работников тяжелых производств сокращается на четыре часа в неделю.
Условия труда | Максимальная продолжительность рабочего дня | Максимальная продолжительность рабочей недели |
3 и 4 степень опасности | 8 часов, не более 12 часов | 36 часов, не более 40 часов |
3 и 4 степень опасности | 6 часов, не более 8 часов | 30 часов, не более 40 часов |
Сколько доплачивают
Действующее законодательство закрепляет принцип, что если по результатам спецоценки условия труда признаны вредными и опасными, сотрудники таких предприятий вправе получать денежные компенсации и доплаты.
Основной надбавкой (компенсацией) является увеличение размера заработной платы минимум на 4% от оклада сотрудника. При этом работодатель может поднять размер компенсации, закрепив размер доплаты в коллективном, трудовом договоре или другом внутреннем документе предприятия. В отдельных отраслях производства законодательно установлены определенные размеры надбавки, например:
- в системе УФСИН персоналу, работающему ВИЧ-инфицированными, положена 20% надбавка;
- работникам Федеральной службы по техническому и экспортному контролю — 12%;
- экипажам судов, работающих в ледовых условиях — 12%.
Людям, занятым на опасном производстве, положена такая компенсация, как дополнительные 7 дней ежегодного отпуска, которые оплачиваются работодателем. Для районов Крайнего Севера установлен дополнительный отпуск, который составляет 24 календарных дня, а общепринятые 7 дней тоже остаются в их распоряжении (итого 31 день).
Доп. отпуск возможен только после того, как результаты СОУТ подтвердят, что производство относится ко 2, 3 или 4 классу опасности. Такой отпуск предоставляется ежегодно и не подлежит переносу и замене на денежную компенсацию, за исключением случаев, когда:
- это предусмотрено отраслевым соглашением и коллективным договором;
- работник дал письменное согласие и подписал соответствующее допсоглашение к трудовому договору;
- длительность отпуска превышает 7 дней.
Молоко за вредность
При воздействии некоторых вредоносных факторов производства рабочим рекомендуется потреблять минимум 500 мл молока за смену, чтобы минимизировать негативное влияние на организм (Приказ Минздравсоцразвития от 16.02.2009 № 45н). Статья 222 ТК РФ предусматривает в качестве мер компенсации негативного воздействия выдачу молока и устанавливает, что стоимость молока для расчета компенсации за вредность может быть заменена денежной выплатой, равной стоимости этого продукта.
Молоко заменяется денежной компенсацией, если:
- это предусмотрено коллективным, трудовым договором;
- работник дал письменное согласие или подал соответствующее заявление;
- размер компенсации эквивалентен розничной цене молока в месте нахождения предприятия;
- выплата производится ежемесячно и периодически индексируется.
Работа в особо вредных условиях предполагает лечебно-профилактическое питание сотрудников, которое направлено на поддержание здоровья и профилактику профессиональных заболеваний. Список профессий и должностей, которые имеют право на получение бесплатной еды, указан в Приказе Минздравсоцразвития России от 16.02.2009 № 46н.
Другие меры защиты
Работодатель обязан обеспечить своих сотрудников всем необходимым для соблюдения норм по охране и безопасности труда. Помимо покупки СИЗ работодатель организует их ремонт, стирку и хранение.
В соответствии с приказом Минздравсоцразвития России от 12.04.2011 № 302н, обязательные медосмотры проводятся за счет работодателя с сохранением за сотрудником заработной платы.
Независимо от профессии сотрудника он должен пройти обследование у терапевта, нарколога и психиатра. Также во врачебную комиссию привлекают аллерголога, офтальмолога, дерматолога и других. Сотрудник допускается к работе только после получения положительного медицинского заключения, в противном случае работодателю грозит штраф.
Источник: http://ppt.ru/art/rabota/vrednie-uslovia
Компенсации «за вредность»: кому и сколько
Факт наличия вредных производственных факторов устанавливается по результатам аттестации рабочих мест по условиям труд
Поэтому повышенная оплата труда, сокращенное рабочее время и дополнительный отпуск за тяжелую работу и работу с вредными (опасными) условиями труда (далее — компенсации) должны предоставляться именно по итогам аттестации, но в размерах не ниже установленных Постановлением Правительства от 20.11.2008 № 870 (далее — Постановление № 870). Конкретные их размеры с учетом класса условий труда должно было разработать Минздравсоцразвития, но так этого и не сделало. Кроме того, продолжают действовать советские документы, устанавливающие компенсации «за вредность» для конкретных профессий (должностей) и рабо
Не хотите платить компенсации за вредные производственные факторы? Рецепт прост: создавайте допустимые условия труда и подтверждайте их аттестацией
Судебная практик и основанные на ней разъяснения Минтруд по вопросам предоставления «вредникам» таких компенсаций неоднозначны.
С одной стороны, суды соглашаются с тем, что по действующему законодательству основанием для предоставления компенсаций «за вредность» являются конкретные условия труда, определяемые по результатам аттестации рабочих мест, а не включение профессии в какой-либо список или перечень.
С другой стороны, работодатель может использовать советские Списки и другие нормативные правовые акты СССР в части, не противоречащей
С учетом всего вышесказанного попробуем систематизировать имеющуюся информацию.
Повышение оплаты труда
Сразу скажем, что в советский период отраслевыми союзными ведомствами были установлены доплаты за вредные и опасные условия труда от 4 до 24% к тарифной ставке (окладу) на основе утвержденных Госкомтрудом СССР типовых перечней работ, на которых могли устанавливаться такие доплат
Продолжительность дополнительного отпуска и сокращение рабочего времени
Отметим, что некоторым категориям работников дополнительный отпуск и (или) сокращенное рабочее время устанавливаются не по Списку 1974 г., а в соответствии с иными нормативными правовыми актами, например:
- работникам промышленно-производственного персонала угольной, сланцевой, горнорудной промышленности — по Постановлению Совета Министров СССР и ВЦСПС от 02.07.90 № 647;
- отдельным категориям медицинских работников — по Постановлению Правительства от 06.06.2013 № 482;
- ветеринарным и иным работникам, непосредственно участвующим в оказании противотуберкулезной помощи, а также работникам организаций по производству и хранению продуктов животноводства, обслуживающим больных туберкулезом сельскохозяйственных животных, — Приказом Минтруда от 11.09.2013 № 457.
РАССКАЗЫВАЕМ РАБОТНИКУ
Если у работника есть право на дополнительные отпуска «за вредность» по нескольким основаниям, то отпуск предоставляется только по одному из них — с большей продолжительность
Отметим, что работодатель по результатам аттестации рабочих мест может самостоятельно коллективным договором или локальным нормативным актом устанавливать повышенные или дополнительные компенсации «за вредность» по сравнению с закрепленными в Постановлении № 870 и советских документа
Сейчас в Госдуму внесен законопроект «О специальной оценке условий труда», который должен будет заменить процедуру аттестации рабочих мест. Законопроектом, как и сейчас, предусмотрено, что условия труда по степени вредности и опасности подразделяются на 4 класса: оптимальные, допустимые, вредные и опасные.
Источник: http://glavkniga.ru/elver/2013/21/1252-kompensatsii_za_vrednosti_komu_skoliko.html
Компенсация за вредные условия труда
Содержание статьи:
Вредные условия труда
Под вредными условиями труда следует понимать присутствие на производстве таких факторов, которые наносят ущерб здоровью работников. То есть на рабочих местах не соблюдены определенные гигиенические требования, что может оказывать отрицательное воздействие на дееспособность служащих, а также на здоровье их возможных детей.
Вредным фактором может быть среда, в которой работает человек, а также условия труда. Ущерб здоровью могут нанести:
- физические параметры труда (влажность воздуха, температурный режим, электромагнитное излучение, воздействие постоянной вибрации и т.д.),
- химические провокаторы (гормональные и ферментные вещества, воздействие реагентов и т.д.),
- биологические опасности (болезнетворные бактерии и микроорганизмы и т.д.),
- трудовые особенности (рабочий режим, нагрузки умственного и сенситивного характера, вероятность производственных травм).
Категории производств с вредными условиями труда
В федеральном законе РФ от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда», указано, что с вредными условиями труда сталкиваются рабочие на предприятиях горной и угольной промышленности, на металлургическом и абразивном производстве, в электроэнергетике, в нефтяной и химической промышленности.
Вредными для здоровья являются и работы в области геологической разведки и геодезии, микробиологии, на стекольном и фаянсовом производстве, при промышленном изготовлении термометров и ареометров.
Подписывайтесь на нашу группу «Социальный консультант» во «ВКонтакте» — там всегда свежие новости и нет рекламы!
В категории с вредными условиями труда находятся электротехническое, радиотехническое и электронное производства.
Государство предусмотрело, что люди, работающие на вредных производствах, обеспечиваются льготами и компенсациями. Какие сферы деятельности и специальности связаны с вредными условиями труда, указывается в Постановлении Правительства от 29.03.2002 № 188 (ред. от 08.10.2014).
Компенсация за вредные условия труда
Компенсация за вредные условия труда и ее размер устанавливаются на основании статей Трудового кодекса, коллективного договора или иных внутренних документов предприятия.
Законодательно предусмотрено, что люди, работающие в опасных условиях, могут получать такие гарантии и компенсации:
- уменьшение количества рабочих часов (36 часов в неделю и меньше),
- оплачиваемый отпуск, являющемся дополнительным и предоставляемым каждый год (не меньше 7 календарных дней),
- происходит рост оплаты труда (не меньше 4% от оклада),
- льготы для пенсионного обеспечения,
- бесплатное лечение и оздоровление,
- выдача расходных материалов — спецодежды, обеззараживающих средств.
Работодатель на сегодня имеет право самостоятельно определять вид и размер компенсации за вредные условия труда, основываясь на Трудовом кодексе. Также он может инициировать повышение суммы. Все компенсации выплачиваются из страховых взносов работодателей по тарифам, установленными страховыми организациями.
К тому же, в ряде регионов установлен специальный тариф за неблагоприятные природные условия. К примеру, на основании постановления от 2 июля 1987 г. N 403/20-155, выплаты уральского коэффициента составляют от 1,15 до 1,20 в зависимости от города.
Работник имеет право в письменном виде отказаться от некоторых компенсаций, получая их возмещение в денежной форме – например, монетизация таких льгот распространена при обеспечении рабочих молоком или при уменьшении рабочих часов в течение недели.
Компенсация дополнительного отпуска за вредные условия труда для работника предусмотрена только за те дни, которые дает работодатель сверх минимального значения (более 7).
Все разновидности компенсаций не облагаются налогами. В то же время, если на данном уровне технологического развития имеется возможность устранить вредные производственные факторы, то выплата денежной компенсации уже таковой не считается. Поэтому, если выплата продолжается, то она подлежит налогообложению НДФЛ на общих основаниях. Также из компенсационных выплат не удерживаются страховые взносы.
Видео (кликните для воспроизведения). |
Кроме компенсаций, существует такое понятие как доплата за вредные условия труда, которая также может устанавливаться работодателем. Судебная практика указывает, что к такому роду доплат относится и так называемая компенсация морального ущерба сотрудникам, работающим в опасных условиях.
Отличие доплат от компенсаций в том, что они не закрепляются в коллективном договоре и облагаются налогом на доходы физических лиц.
Порядок получения компенсации
Порядок получения компенсации зависит от экономического положения предприятия и закрепляется в коллективном договоре или с помощью локального нормативного акта.
По закону, реализация механизма компенсаций не зависит от размера предприятия и его экономической направленности. Главное здесь заключается в выводах, сделанных после специальной оценки условий труда. Последняя является обязательным требованием для подтверждения наличия на предприятии вредных или опасных условий труда и включает в себя оценку соблюдения гигиенических нормативов, а также опасность получить производственную травму на работе. По итогам аттестации комиссия присваивает каждому рабочему месту определенный уровень вредности и безопасности, что влияет на расчет компенсации. При этом происходит определение, какие именно денежные компенсации полагаются работникам, которые подвергаются отрицательному влиянию вредных факторов. Информация о вредных условиях работы, опасных рабочих местах, видах и размерах компенсации фиксируется в коллективном договоре или другом внутреннем документе организации.
Куда входят выплаты за вредные условия труда? Согласно ст. 147 ТК РФ оплата труда работников, занятых на работах с вредными, опасными условиями труда, устанавливается в повышенном размере по сравнению с тарифными ставками или окладами для аналогичных работ с нормальными условиями. Размеры доплат должны быть указаны в трудовом договоре. Другими словами, доплаты включены в заработную плату.
В соответствии с ТК РФ, руководитель любого предприятия обязан провести специальную оценку условий труда. Если же рабочие места и организация трудового процесса признаны безопасными, то компенсации не устанавливают.
Список документов
Согласно специальной оценке условий труда происходит определение вредных производственных факторов и назначение работникам соответствующих компенсаций. Это производится контролирующими организациями – Роструд и Государственная инспекция труда по субъектам РФ. Если же работник не получает компенсацию, то он может обратиться в контролирующие организации – чтоб они провели проверку его рабочего места. В этом случае необходимы следующие документы:
- заявление работника. Посмотреть и скачать можно здесь: [образец заявления];
- трудовая книжка (запись, подтверждающая трудоустройство).
Источник: http://lgoty-expert.ru/vyplaty-i-kompensacii/kompensaciya-za-vrednye-usloviya-truda/
Компенсация за вредные условия труда и другие гарантии работникам
Тема гарантий и компенсаций работникам, занятым во вредных и (или) опасных условиях труда, настолько же актуальная, насколько и болезненная. Эксперт, Директор департамента дополнительного образования Клинского института охраны и условий труда Алена Лысак растолковала нам наиболее проблемные моменты.
Что касается изменений в статье Трудового кодекса, которые касаются гарантий и компенсаций, то, в первую очередь, это 92-я статья, которая касается предоставления сокращенной продолжительности рабочего времени, 117-я статья – о предоставлении дополнительного ежегодного оплачиваемого отпуска, и 147-я статья, которая говорит о необходимости предоставления работникам, занятым на работах с вредными или опасными условиями труда, повышенного размера оплаты труда.
ЛУЧШЕ – ДЕНЬГАМИ
Основные изменения связаны с тем, что ранее все эти три вида компенсаций предоставлялись одновременно при отнесении условий труда ко вредным. На сегодняшний день они предоставляются в зависимости от степени вредности условий труда. Степень вредности у нас определена достаточно давно, во вредном классе различаются четыре подстепени: 3.1, 3.2, 3.3, 3.4. И чем более высокая степень, тем более вредные условия труда, и, соответственно, тем больше «вредности» работник у нас получает, – позволю себе такое слово, хотя такая терминология у нас отсутствует, – и тем больше компенсаций должен получать работник. Исходя из этого, 147-я, 117-я и 92-я статьи Трудового кодекса были сформулированы таким образом, что доплаты, то есть, повышенный размер оплаты труда, предоставляется абсолютно всем работникам, чьи условия труда по результатам спецоценки отнесены ко вредным, начиная с класса 3.1 и выше.
Если установлено, что класс условий труда 2, то есть условия труда допустимые, то компенсации не предоставляются. В отношении дополнительного ежегодного оплачиваемого отпуска установлено, что он предоставляется в случае, если условия труда отнесены к классу 3.2 и выше. То есть, провели спецоценку, условия труда отнесли к 3.2, и на этом основании работнику предоставляется дополнительный отпуск продолжительностью не менее 7 календарных дней. В отношении сокращенной продолжительности рабочего времени мы говорим о том, что эта компенсация предоставляется только начиная с подкласса 3.3 и выше. Соответственно, работник, занятый в условиях вредности подкласса 3.3 и выше, будет получать все три вида компенсаций.
Изменения связаны также и с тем, что в Трудовом кодексе теперь указаны минимальные размеры требуемых компенсаций. Ранее, до 2014 года, в Трудовом кодексе не указывалось конкретных размеров, а сейчас у нас они определены – это 4% доплаты, 7 календарных дней к отпуску и 36 часов – сокращенная продолжительность рабочей недели. Работодатель имеет право, как и ранее, устанавливать повышенные размеры компенсаций, в зависимости от своего финансово-экономического состояния. Существует возможность замены таких компенсаций, как дополнительный отпуск и сокращенная неделя, денежной компенсацией. Но если мы говорим о замене денежной компенсацией укороченной продолжительности рабочего времени, то здесь возникает следующая сложность. Представьте, у вас в компании 100 сотрудников, которым должна быть предоставлена сокращенная рабочая неделя по результатам спецоценки. При этом есть установленный график работы. И из этих 100 работников 73 человека захотят работать сокращенное время, а остальные 27 не захотят, предпочтут денежную компенсацию. Возникают перебои с графиком. Что делать? Эту ситуацию надо продумывать.
КТО-ТО ТЕРЯЕТ, А КТО-ТО НАХОДИТ
Прежде чем говорить о каком-то ухудшении или вообще об изменении компенсаций для определенных категорий трудящихся, нужно понять, что было раньше. Проблема списка вредных профессий, принятого еще в 1974-ом году, состоит в том, что по этому документу компенсации долгое время предоставлялись определенной группе работников просто за то, что их профессия присутствует в списке, как их определило и внесло туда некое профессиональное сообщество. Но мы же понимаем, что технологии постоянно меняются, меняется оборудование, и даже в рамках одной и той же профессии наблюдается существенная разница в условиях труда. Например, возьмем профессию газоэлектросварщика. Понятно, что люди вроде бы занимаются одним делом. Но на разных предприятиях сварщики работают в очень разных условиях, скажем, у одного работает хорошая вытяжка, у другого она плохая, и так по ряду факторов. Этого списки не отражают, и в этом плане они несовершенны.
В 1978 году в стране, в принципе, появилась процедура оценки условий труда. В то время это было некое сопоставление фактического значения вредного фактора с нормой. Например, на рабочем месте водителя есть шум, вибрация, содержание вредных веществ в воздухе рабочей зоны, – и для каждого из этих факторов разработаны гигиенические нормативы. Это некая условная граница, при соблюдении которой будет сохраняться здоровье работников.
Процедура спецоценки, аттестации, – это процедура измерения реальных значений воздействия вредных факторов на конкретном рабочем месте и сравнение их с установленными гигиеническими нормативами. И когда мы сравниваем, – например, норма по шуму составляет 80 дБ, а по факту имеем 84 дБ, видим превышение, – то как раз на основании этого сравнения устанавливаются подклассы 3.1, 3.2, 3.3, о которых мы говорили.
Вот и появилась такая процедура, которая дала возможность устанавливать компенсации не просто за отнесение к спискам, а в зависимости от степени вредности. Постановление № 387/22-78 1986 года предполагало только ряд доплат в зависимости от степени вредности. Там был заложен определенный алгоритм, который позволял просчитать, какой процент доплат будет получать каждый работник. Ясно, что от списков надо было переходить к некой системе установления компенсаций за фактические условия труда. Измерили – определили класс – дали причитающиеся компенсации. Другой класс – другие компенсации.
И вот в 2006 году в Трудовом кодексе изменились формулировки статей, и были исключены ссылки на списки. Начиная с этого времени работнику должны были начисляться компенсации за работу именно во вредных условиях труда. А вредность определялась не просто так, а на каждом конкретном рабочем месте по результатам определенной процедуры. На тот момент это была аттестация рабочих мест. Однако статьи изменили, а по факту изменений никаких не произошло, потому что наш бизнес попросту не был к ним готов. В 2008 году вышло постановление № 870, которое явилось определенной поддержкой этой политики.
Правительство явным образом заявило о том, что абсолютно все работники, занятые во вредных условиях труда, должны получать сразу три вида компенсаций – доплаты, дополнительный отпуск и сокращенную рабочую неделю. И опять же, несмотря на это постановление никаких изменений в одночасье не произошло. Изменения происходили постепенно. И не были в идеале доведены до полного выполнения решения этого постановления. Почему? Затраты работодателя можно обозначать и как дополнительные доходы работников.
Если сравнить эти показатели с показателями, имевшими место в условиях ранее действовавшей системы списков, то по системе компенсаций, предложенной в 2008 году, чтобы обеспечить компенсации, работодателям нужно в четыре раза увеличить бюджет этих компенсаций. И, соответственно, увеличить объем фонда оплаты труда с 4 до 10%. Если мы говорим о корпорациях, где численность работников 2-5 тысяч человек, то это колоссальные суммы, исчисляемые миллиардами рублей в год. Поэтому, собственно, никто и не стал выполнять новые требования. Начались судебные разбирательства в субъектах, решения принимались совершенно разноплановые…
И вот в конце 2012 года выходит перечень поручений Президента, в том числе разработать и внести на рассмотрение Госдумы проект федерального закона, который бы регулировал вопросы соотношения реальных условий труда с теми отчислениями, которые работодатель делает в Пенсионный фонд, в Фонд социального страхования и т.д.
В течение всего 2013 года шла разработка проекта закона. В августе состоялось первое чтение проекта, а 28 декабря был утвержден федеральный закон «О спецоценке…», и параллельно с ним федеральный закон, внесший изменения в необходимые правовые акты.
Таким образом, произошел переход от списочной системы установления компенсаций к системе установления компенсаций за фактические условия труда. То есть, мы убрали необъективность, когда какого-то работника, какую-то профессию забыли внести в списки или изменились технологии, или возникла новая профессия, и у человека теперь другие условия труда, а он все по-старому получает или не получает компенсации. И на сегодняшний день у нас есть четкая технология, когда мы выявляем все факторы, измеряем их и сравниваем с нормативами. Вредно – пожалуйста, получи причитающееся, а нет вредности, то, извините, компенсаций быть не должно. К примеру, в списках была упомянутая уже профессия газоэлектросварщик на открытой территории. У него сейчас класс 3.1. По спискам он получал бы дополнительный отпуск, а сейчас он его теряет. Если у него будет класс 3.2, то дополнительный отпуск сохранится. Возьмем другую профессию – машинист какой-нибудь установки, которая не была включена в списки. Сегодня мы проводим измерения и видим, что у него класс 3.2, он как раз и получит компенсации, которые никогда раньше работники данной профессии не получали. Можно говорить, что мы пришли к более логичной системе предоставления компенсаций.
Кто потерял, а кто приобрел? Официально, с точки зрения социальных взаимодействий, социальных реакций, конечно, мы видим больше примеров, когда работники теряют – потому что они начинают возмущаться, вступать в трудовые споры с работодателями, обращаться в суды, вплоть до того, что некий сотрудник пишет письмо Президенту по поводу отмены ему какой-то льготы. С другой стороны, работник, который раньше не имел льгот, а потом ему их назначили, с этой «проблемой» ни в какой суд не пойдет.
Ст. 15 федерального закона № 421-ФЗ говорит, что при реализации в отношении работников, занятых на работах с вредными условиями труда, таких компенсационных мер, как сокращенная продолжительность рабочей недели, дополнительная оплата и дополнительный отпуск, в случаях, если не изменяются условия труда на момент проведения спецоценки или на момент вступления в силу федерального закона, то компенсации работнику должны быть сохранены. Тот же газоэлектросварщик, который раньше имел класс 3.1 и по спискам получал дополнительный отпуск, если сейчас у него так же класс 3.1, компенсации для него должны быть сохранены.
Проблема 15-ой статьи состоит в том, что сами компенсации изменились не только за счет статей Трудового кодекса, но и за счет того, что изменилась методика проведения спецоценки. То есть, раньше мы могли, условно, выбрать разные нормативы по шуму, в зависимости от видов работ, по СанПиНу №562. А сегодня можем выбрать только норматив для спецоценки, указанный непосредственно в методике, он там один – 80 дБ. А ранее мы могли выбрать, скажем, для легковых автомобилей норматив в 60 дБ. К чему это приводит? Если у нас норматив 60 дБ, а фактическое значение воздействия уровня звукового давления на рабочем месте в автомобиле 72 дБ, тогда условия вредные. А если по отношению к 80 дБ, то допустимые. Многие спрашивают, почему раньше был разброс, а сейчас только конкретное значение – 80 дБ. Объясняется это тем, что все изменения были подтверждены статистикой профзаболеваний, серьезнейшей аналитической работой, связанной с исследованием гигиенических нормативов, с изучением нормативной базы других стран, – и тут мы говорим не только о Европе, Америке, но и о Японии, Китае, ряде других стран.
Чтобы прийти к этому, было сделано очень много обоснований. Но есть и нормативы, связанные с производительностью труда. Если, допустим, для кузнеца 80 дБ – это нормально, то для работника умственного труда, составляющего аналитический отчет при таком уровне шума, это вредно. Поэтому в СанПиНе 562 есть градация нормативов по видам работ, тяжести, напряженности. Но говоря о компенсациях, мы говорим, что это компенсация за работу во вредных условиях труда. По сути, за то, что у работника есть риск того, что через лет у него возникнут профзаболевания.
Источник: http://www.kiout.ru/info/publish/23976
Компенсация за вредные условия труда и другие гарантии работникам
Тема гарантий и компенсаций работникам, занятым во вредных и (или) опасных условиях труда, настолько же актуальная, насколько и болезненная. Эксперт, Директор департамента дополнительного образования Клинского института охраны и условий труда Алена Лысак растолковала нам наиболее проблемные моменты.
Что касается изменений в статье Трудового кодекса, которые касаются гарантий и компенсаций, то, в первую очередь, это 92-я статья, которая касается предоставления сокращенной продолжительности рабочего времени, 117-я статья – о предоставлении дополнительного ежегодного оплачиваемого отпуска, и 147-я статья, которая говорит о необходимости предоставления работникам, занятым на работах с вредными или опасными условиями труда, повышенного размера оплаты труда.
ЛУЧШЕ – ДЕНЬГАМИ
Основные изменения связаны с тем, что ранее все эти три вида компенсаций предоставлялись одновременно при отнесении условий труда ко вредным. На сегодняшний день они предоставляются в зависимости от степени вредности условий труда. Степень вредности у нас определена достаточно давно, во вредном классе различаются четыре подстепени: 3.1, 3.2, 3.3, 3.4. И чем более высокая степень, тем более вредные условия труда, и, соответственно, тем больше «вредности» работник у нас получает, – позволю себе такое слово, хотя такая терминология у нас отсутствует, – и тем больше компенсаций должен получать работник. Исходя из этого, 147-я, 117-я и 92-я статьи Трудового кодекса были сформулированы таким образом, что доплаты, то есть, повышенный размер оплаты труда, предоставляется абсолютно всем работникам, чьи условия труда по результатам спецоценки отнесены ко вредным, начиная с класса 3.1 и выше.
Если установлено, что класс условий труда 2, то есть условия труда допустимые, то компенсации не предоставляются. В отношении дополнительного ежегодного оплачиваемого отпуска установлено, что он предоставляется в случае, если условия труда отнесены к классу 3.2 и выше. То есть, провели спецоценку, условия труда отнесли к 3.2, и на этом основании работнику предоставляется дополнительный отпуск продолжительностью не менее 7 календарных дней. В отношении сокращенной продолжительности рабочего времени мы говорим о том, что эта компенсация предоставляется только начиная с подкласса 3.3 и выше. Соответственно, работник, занятый в условиях вредности подкласса 3.3 и выше, будет получать все три вида компенсаций.
Изменения связаны также и с тем, что в Трудовом кодексе теперь указаны минимальные размеры требуемых компенсаций. Ранее, до 2014 года, в Трудовом кодексе не указывалось конкретных размеров, а сейчас у нас они определены – это 4% доплаты, 7 календарных дней к отпуску и 36 часов – сокращенная продолжительность рабочей недели. Работодатель имеет право, как и ранее, устанавливать повышенные размеры компенсаций, в зависимости от своего финансово-экономического состояния. Существует возможность замены таких компенсаций, как дополнительный отпуск и сокращенная неделя, денежной компенсацией. Но если мы говорим о замене денежной компенсацией укороченной продолжительности рабочего времени, то здесь возникает следующая сложность. Представьте, у вас в компании 100 сотрудников, которым должна быть предоставлена сокращенная рабочая неделя по результатам спецоценки. При этом есть установленный график работы. И из этих 100 работников 73 человека захотят работать сокращенное время, а остальные 27 не захотят, предпочтут денежную компенсацию. Возникают перебои с графиком. Что делать? Эту ситуацию надо продумывать.
КТО-ТО ТЕРЯЕТ, А КТО-ТО НАХОДИТ
Прежде чем говорить о каком-то ухудшении или вообще об изменении компенсаций для определенных категорий трудящихся, нужно понять, что было раньше. Проблема списка вредных профессий, принятого еще в 1974-ом году, состоит в том, что по этому документу компенсации долгое время предоставлялись определенной группе работников просто за то, что их профессия присутствует в списке, как их определило и внесло туда некое профессиональное сообщество. Но мы же понимаем, что технологии постоянно меняются, меняется оборудование, и даже в рамках одной и той же профессии наблюдается существенная разница в условиях труда. Например, возьмем профессию газоэлектросварщика. Понятно, что люди вроде бы занимаются одним делом. Но на разных предприятиях сварщики работают в очень разных условиях, скажем, у одного работает хорошая вытяжка, у другого она плохая, и так по ряду факторов. Этого списки не отражают, и в этом плане они несовершенны.
В 1978 году в стране, в принципе, появилась процедура оценки условий труда. В то время это было некое сопоставление фактического значения вредного фактора с нормой. Например, на рабочем месте водителя есть шум, вибрация, содержание вредных веществ в воздухе рабочей зоны, – и для каждого из этих факторов разработаны гигиенические нормативы. Это некая условная граница, при соблюдении которой будет сохраняться здоровье работников.
Процедура спецоценки, аттестации, – это процедура измерения реальных значений воздействия вредных факторов на конкретном рабочем месте и сравнение их с установленными гигиеническими нормативами. И когда мы сравниваем, – например, норма по шуму составляет 80 дБ, а по факту имеем 84 дБ, видим превышение, – то как раз на основании этого сравнения устанавливаются подклассы 3.1, 3.2, 3.3, о которых мы говорили.
Вот и появилась такая процедура, которая дала возможность устанавливать компенсации не просто за отнесение к спискам, а в зависимости от степени вредности. Постановление № 387/22-78 1986 года предполагало только ряд доплат в зависимости от степени вредности. Там был заложен определенный алгоритм, который позволял просчитать, какой процент доплат будет получать каждый работник. Ясно, что от списков надо было переходить к некой системе установления компенсаций за фактические условия труда. Измерили – определили класс – дали причитающиеся компенсации. Другой класс – другие компенсации.
И вот в 2006 году в Трудовом кодексе изменились формулировки статей, и были исключены ссылки на списки. Начиная с этого времени работнику должны были начисляться компенсации за работу именно во вредных условиях труда. А вредность определялась не просто так, а на каждом конкретном рабочем месте по результатам определенной процедуры. На тот момент это была аттестация рабочих мест. Однако статьи изменили, а по факту изменений никаких не произошло, потому что наш бизнес попросту не был к ним готов. В 2008 году вышло постановление № 870, которое явилось определенной поддержкой этой политики.
Правительство явным образом заявило о том, что абсолютно все работники, занятые во вредных условиях труда, должны получать сразу три вида компенсаций – доплаты, дополнительный отпуск и сокращенную рабочую неделю. И опять же, несмотря на это постановление никаких изменений в одночасье не произошло. Изменения происходили постепенно. И не были в идеале доведены до полного выполнения решения этого постановления. Почему? Затраты работодателя можно обозначать и как дополнительные доходы работников.
Если сравнить эти показатели с показателями, имевшими место в условиях ранее действовавшей системы списков, то по системе компенсаций, предложенной в 2008 году, чтобы обеспечить компенсации, работодателям нужно в четыре раза увеличить бюджет этих компенсаций. И, соответственно, увеличить объем фонда оплаты труда с 4 до 10%. Если мы говорим о корпорациях, где численность работников 2-5 тысяч человек, то это колоссальные суммы, исчисляемые миллиардами рублей в год. Поэтому, собственно, никто и не стал выполнять новые требования. Начались судебные разбирательства в субъектах, решения принимались совершенно разноплановые…
И вот в конце 2012 года выходит перечень поручений Президента, в том числе разработать и внести на рассмотрение Госдумы проект федерального закона, который бы регулировал вопросы соотношения реальных условий труда с теми отчислениями, которые работодатель делает в Пенсионный фонд, в Фонд социального страхования и т.д.
В течение всего 2013 года шла разработка проекта закона. В августе состоялось первое чтение проекта, а 28 декабря был утвержден федеральный закон «О спецоценке…», и параллельно с ним федеральный закон, внесший изменения в необходимые правовые акты.
Таким образом, произошел переход от списочной системы установления компенсаций к системе установления компенсаций за фактические условия труда. То есть, мы убрали необъективность, когда какого-то работника, какую-то профессию забыли внести в списки или изменились технологии, или возникла новая профессия, и у человека теперь другие условия труда, а он все по-старому получает или не получает компенсации. И на сегодняшний день у нас есть четкая технология, когда мы выявляем все факторы, измеряем их и сравниваем с нормативами. Вредно – пожалуйста, получи причитающееся, а нет вредности, то, извините, компенсаций быть не должно. К примеру, в списках была упомянутая уже профессия газоэлектросварщик на открытой территории. У него сейчас класс 3.1. По спискам он получал бы дополнительный отпуск, а сейчас он его теряет. Если у него будет класс 3.2, то дополнительный отпуск сохранится. Возьмем другую профессию – машинист какой-нибудь установки, которая не была включена в списки. Сегодня мы проводим измерения и видим, что у него класс 3.2, он как раз и получит компенсации, которые никогда раньше работники данной профессии не получали. Можно говорить, что мы пришли к более логичной системе предоставления компенсаций.
Кто потерял, а кто приобрел? Официально, с точки зрения социальных взаимодействий, социальных реакций, конечно, мы видим больше примеров, когда работники теряют – потому что они начинают возмущаться, вступать в трудовые споры с работодателями, обращаться в суды, вплоть до того, что некий сотрудник пишет письмо Президенту по поводу отмены ему какой-то льготы. С другой стороны, работник, который раньше не имел льгот, а потом ему их назначили, с этой «проблемой» ни в какой суд не пойдет.
ПРЕЗУМЦИЯ СОХРАННОСТИ
Ст. 15 федерального закона № 421-ФЗ говорит, что при реализации в отношении работников, занятых на работах с вредными условиями труда, таких компенсационных мер, как сокращенная продолжительность рабочей недели, дополнительная оплата и дополнительный отпуск, в случаях, если не изменяются условия труда на момент проведения спецоценки или на момент вступления в силу федерального закона, то компенсации работнику должны быть сохранены. Тот же газоэлектросварщик, который раньше имел класс 3.1 и по спискам получал дополнительный отпуск, если сейчас у него так же класс 3.1, компенсации для него должны быть сохранены.
Проблема 15-ой статьи состоит в том, что сами компенсации изменились не только за счет статей Трудового кодекса, но и за счет того, что изменилась методика проведения спецоценки. То есть, раньше мы могли, условно, выбрать разные нормативы по шуму, в зависимости от видов работ, по СанПиНу №562. А сегодня можем выбрать только норматив для спецоценки, указанный непосредственно в методике, он там один – 80 дБ. А ранее мы могли выбрать, скажем, для легковых автомобилей норматив в 60 дБ. К чему это приводит? Если у нас норматив 60 дБ, а фактическое значение воздействия уровня звукового давления на рабочем месте в автомобиле 72 дБ, тогда условия вредные. А если по отношению к 80 дБ, то допустимые. Многие спрашивают, почему раньше был разброс, а сейчас только конкретное значение – 80 дБ. Объясняется это тем, что все изменения были подтверждены статистикой профзаболеваний, серьезнейшей аналитической работой, связанной с исследованием гигиенических нормативов, с изучением нормативной базы других стран, – и тут мы говорим не только о Европе, Америке, но и о Японии, Китае, ряде других стран.
Чтобы прийти к этому, было сделано очень много обоснований. Но есть и нормативы, связанные с производительностью труда. Если, допустим, для кузнеца 80 дБ – это нормально, то для работника умственного труда, составляющего аналитический отчет при таком уровне шума, это вредно. Поэтому в СанПиНе 562 есть градация нормативов по видам работ, тяжести, напряженности. Но говоря о компенсациях, мы говорим, что это компенсация за работу во вредных условиях труда. По сути, за то, что у работника есть риск того, что через лет у него возникнут профзаболевания.
Видео (кликните для воспроизведения). |
Источник: http://www.kiout.ru/info/news/24378
Юрист со стажем работы более 9 лет.