Содержание
- 1 Статья 30. Локальные нормативные акты, содержащие нормы, регулирующие образовательные отношения
- 2 Нормативные акты и документы, регулирующие деятельность по управлению ценными бумагами
- 3 Какими нормативными актами регулируется
- 4 Нормативные документы, которыми регламентируется ведение бухгалтерского учета
- 5 Нормативное регулирование бухгалтерского учета
- 6 Какими нормативными правовыми актами регулируется договор купли-продажи
- 7 Нормативно-правовые акты по бухучету: что главнее, как их применять
Статья 30. Локальные нормативные акты, содержащие нормы, регулирующие образовательные отношения
Статья 30 . Локальные нормативные акты, содержащие нормы, регулирующие образовательные отношения
ГАРАНТ:
См. комментарии к статье 30 настоящего Федерального закона
1. Образовательная организация принимает локальные нормативные акты, содержащие нормы, регулирующие образовательные отношения (далее — локальные нормативные акты), в пределах своей компетенции в соответствии с законодательством Российской Федерации в порядке, установленном ее уставом.
3. При принятии локальных нормативных актов, затрагивающих права обучающихся и работников образовательной организации, учитывается мнение советов обучающихся, советов родителей, представительных органов обучающихся, а также в порядке и в случаях, которые предусмотрены трудовым законодательством, представительных органов работников (при наличии таких представительных органов).
4. Нормы локальных нормативных актов, ухудшающие положение обучающихся или работников образовательной организации по сравнению с установленным законодательством об образовании, трудовым законодательством положением либо принятые с нарушением установленного порядка, не применяются и подлежат отмене образовательной организацией.
Источник: http://base.garant.ru/70291362/7d6bbe1829627ce93319dc72963759a2/
Нормативные акты и документы, регулирующие деятельность по управлению ценными бумагами
О центральном депозитарии Федеральный закон № 414-ФЗ от 07.12.2011
Об организованных торгах Федеральный закон № 325-ФЗ от 21.11.2011
Об утверждении Положения о специалистах финансового рынка
Иные акты № 10-4/ПЗ-Н от 28.01.2010
Приказ ФСФР России «Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти», № 21, 24.05.2010
О персональных данных Федеральный закон № 152-ФЗ от 27.07.2006
Об утверждении Положения о предоставлении информации о заключении сделок
Иные акты № 06-67/ПЗ-Н от 22.06.2006
Приказ ФСФР России «Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти», N 2, 08.01.2007,«Российская газета», N 5, 13.01.2007
Об ипотечных ценных бумагах Федеральный закон № 152-ФЗ от 11.11.2003
Об инвестиционных фондах Федеральный закон № 156-ФЗ от 29.11.2001
О рынке ценных бумаг Федеральный закон № 39-ФЗ от 22.04.1996
Связанные документы
Об акционерных обществах Федеральный закон № 208-ФЗ от 26.12.1995
Базовые стандарты
Наименование стандарта | Дата согласования Комитетом по стандартом | Дата утверждения Банком России | Дата начала применения | Редакция |
---|---|---|---|---|
Базовый стандарт защиты прав и интересов физических и юридических лиц – получателей финансовых услуг, оказываемых членами саморегулируемых организаций в сфере финансового рынка, объединяющих управляющих | 21.11.2018 | 20.12.2018 | 01.12.2019 | действующая |
Базовый стандарт совершения управляющим операций на финансовом рынке | 02.10.2017 | 16.11.2017 | 17.05.2018 | действующая |
Адрес: ул. Неглинная, 12, Москва, 107016
Телефоны: (для бесплатных звонков из регионов России),
(круглосуточно),
Источник: http://cbr.ru/finmarket/common_inf/legals_trust/
Какими нормативными актами регулируется
Экономика предприятия регулируется множеством нормативных актов, которые различаются по уровню и виду органа, издавшего акт. В зависимости от того, каким органом принят нормативный акт, определяется его юридическая сила.
Нормативные акты подразделяются на законы, акты федеральных органов государственного управления, акты федеральных органов исполнительной власти, акты исполнительных органов субъектов РФ.
Деятельность акционерных обществ регулируется Гражданским кодексом Российской Федерации (часть первая, вторая и третья) (с изменениями и дополнениями), где даны основные определения организационно-правовых форм предприятия, основы договорных отношений и др.
Таблица 1.1.Нормативно-правовая база, регулирующая деятельность предприятия
Наименование нормативно-правового акта
1. Конституция РФ
(от 12 декабря 1993 г.)
Конституция провозглашает наименование «Российская Федерация» и «Россия» равнозначными, но наименование «Россия» в тексте Конституции встречается только в преамбуле
2. Гражданский кодекс РФ: часть 1 от 30.11.1994г. № 51-ФЗ (в ред. от 30.12.2004г.)
Гражданский кодекс РФ основательно вошел в жизнь российского общества как один из наиболее фундаментальных законов рыночной экономики
Гражданский кодекс РФ является весьма сложным и кодификационным актом, нормы которого должны быть точно выверены и сбалансированы
3. Налоговый кодекс РФ (часть вторая) от 05.08.2000г. №117-ФЗ (с изм. и доп., вступ-ми в силу с 01.01. 06г.)
Гл. 25 Ст. 284-289. Рассматривает ставки налога на прибыль
Снижение максимальной ставки налога до 20% (максимальная ставка составляла 24%). Отмена прежде существовавших отраслевых налоговых льгот
4. Трудовой кодекс РФ от 30 декабря 2001 г. N 197-ФЗ
(с изменениями от 25.11.2009г. № 267-ФЗ)
Создает необходимые правовые условия для достижения оптимального согласования интересов сторон трудовых отношений, интересов государства, а также правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений
Не отражены в полном объеме обязанности работников и работодателей.
5. Уголовный кодекс РФ от 13.06.1996г. №63-ФЗ (в ред. от 28.12.2004г.)
В нормах уголовного кодекса получила отражение стратегии уголовно-правовой политики государства в сфере борьбы с преступностью на современном этапе
Изменения коснулись и некоторых составов преступлений, в ряде из них установлены новые квалифицирующие признаки, определяющие размер ущерба крупный и особо крупный.
6. Кодекс РФ об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. N 195-ФЗ
(с изменениями от 9.03.2010г.)
Является законодательным актом, в котором объединены и систематизированы правовые нормы, регулирующие определенную область общественных отношений. Он объединяет правовые нормы, регулирующие общественные отношения, складывающиеся в различных областях нашей жизни в связи с совершением особого вида правонарушений — административных правонарушений.
Закон внес существенные изменения в правовое регулирование административных правоотношений в Российской Федерации, причем не только в отношении физических лиц, но и юридических лиц. Коренные изменения внесены в правовое регулирование административных правоотношений различных сфер и аспектов предпринимательской деятельности.
7. Федеральный закон от 26.03.1996г. №129-ФЗ «О бухгалтерском учете» (с изменениями от 23 ноября 2009 г. N 261-ФЗ)
Предотвращает отрицательные результаты хозяйственной деятельности организации и выявляет внутрихозяйственные резервы обеспечения ее финансовой устойчивости
Процесс реформирования отечественной системы бухгалтерского учета отстает от общего процесса экономических реформ в России
8. ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (от 26.10.2002 №127-ФЗ) (с изм. от 26.04.2007г.)
Устанавливает основания для признания должника несостоятельным (банкротом), регулирует порядок и условия осуществления мер по предупреждению несост-ти, порядок и условия проведения процедур банкротства и иные отношения, возникающие при неспособности должника удовлетворить в полном объеме требования кредиторов
В данном федеральном законе рассмотрены вопросы по разбирательству дел в арбитражном суде
9. Федеральный закон от 8 февраля 1998 г.
«Об акционерных обществах » (с изменениями от 15.11.2009г)
Определяет правовую основу формирования и деятельности открытых акционерных обществ.
В законе предусмотрены меры, направленные на обеспечение экономической стабильности общества, охрану его интересов, устанавливающие ограничения на распределение прибыли общества между его участниками
10. Федеральный закон «О техническом регулировании» от 27 декабря 2002 г. №184-ФЗ.
(с изменениями от 20.05.2009г.)
Регулирует отношения, возникающие при разработке, принятии, применении и исполнении обязательных требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации.
Закон имеет огромное социально-экономическое значение, поскольку направлен на установление правил государственного регулирования требований к продукции, включая товары народного потребления, связанных с нею процессов, а также работ и услуг в интересах потребителей.
Международные договоры применяются к отношениям, регулируемым гражданским законодательством непосредственно, кроме случаев, когда для их применения требуется издание российского акта. Если международным договором РФ установлены правила, отличные от предусмотренных гражданским законодательством, то применяются правила международного договора.
Основой правового регулирования экономики предприятия является Конституция Российской Федерации. Конституция РФ гарантирует единство экономического пространства страны, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержку конкуренции, свободу экономической деятельности. Признаются и защищаются равным образом частная, государственная и муниципальная формы собственности.
Таким образом, управление капиталом предполагает тщательное исследование объемов собственного капитала и грамотное привлечение заемного. Необходимо учитывать реальные финансовые возможности предприятия, чтобы избежать лишения платежеспособности предприятия по кредиту, в случае привлечения внешнего капитала. Имеется возможность отказа от привлечения заемных средств, однако это снижает объемы капитала, которые предприятие могло бы использовать.
Нормативные документы, которыми регламентируется ведение бухгалтерского учета
Бухгалтерский учет — сфера, работа в которой регламентирована законодательством. Поэтому, отвечая на вопрос, какими нормативными документами регламентируется ведение бухгалтерского учета, нужно помнить, что система нормативного регулирования бухгалтерского учета — сложная, многокомпонентная система с несколькими уровнями иерархии. Ее развитию государство уделяет значительное внимание. Это связано с необходимостью формировать объективную информацию о состоянии бизнеса, составлять бухгалтерскую (финансовую) отчетность. Постоянно меняющиеся запросы бизнеса на местном, международном уровнях, требуют современной адаптации положений учета. Активное участие российских организаций во внешнеэкономической деятельности, взаимопроникновение российских и иностранных инвестиций диктует бизнесу применение общих подходов к составлению бухгалтерской отчетности, а именно стандартов МСФО (Международные стандарты финансовой отчетности, IFRS англ. International Financial Reporting Standards). В 1998 году в России была принята к исполнению программа реформирования бухгалтерского учёта в соответствии с МСФО.
Для чего необходима система нормативной документации бухгалтерского учета
Главная цель системы нормативного регулирования бухгалтерского учета, независимо от того, какими нормативными документами регламентируется процесс в конкретный момент, – это установление единых требований к к учету, отчетности, а также создание правового механизма для всех субъектов экономической деятельности. Информация, составляющая бухгалтерскую (финансовую) отчетность, должна быть полезной, открытой и доступной всем пользователям этой отчетности: собственникам бизнеса, инвесторам, кредиторам, контролирующим органам, менеджменту экономического субъекта.
Важный фактор достижения общего понимания в оценке показателей отчетности для российских и иностранных партнеров, участников внешнеэкономической деятельности, — сближение стандартов РСБУ с правилами МСФО. Министерство финансов 25 ноября 2011 года утвердило приказ № 160н о введении МСФО в Российской Федерации.
Приказом Минфина РФ от 28.04.2017г. № 69н установлен приоритет МСФО в очередности выбора способов учета в случае, когда федеральные и отраслевые стандарты не содержат необходимых правил.
Существенный фактор для принципа рационального ведения учета — сближение бухгалтерских и налоговых правил, что значительно облегчает взаимодействие с налоговыми органами при проверках.
В российской практике Правительство РФ постоянно совершенствует систему бухгалтерского учета, чтобы она могла решать задачи:
- оптимизации качества, достоверности сведений отчетности;
- увеличения гибкости системы регулирования БУ — прямого взаимодействия органов власти, бухгалтерского сообщества на основе разумного сочетания и дополнения;
- повышения эффективности контроля в отношении квалификации специалистов, которые занимаются ведением БУ и аудитом отчетности;
- соответствия запросам пользователей отчетности, уровню развития науки и практики БУ;
- эффективного международного взаимодействия представителей бизнеса в условиях рыночной экономики
- применения признанных в международной практике принципов учета и отчетности.
Чтобы достичь этих и других целей, нормативные документы должны быть собраны в четкую, логически выстроенную систему. В России у нее четыре основных уровня иерархии.
Структура нормативной документации
Систему бухгалтерского учета в России определяет Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011г. № 402-ФЗ.
Законодательство РФ в этой сфере состоит из Закона N 402-ФЗ, других федеральных законов, нормативных правовых актов.
Свод федеральных законов, принятых в соответствии с ними нормативных актов в Законе N 402-ФЗ не приводится, то есть в систему законодательства входят все федеральные законы. На практике специалисты БУ в своей работе обращаются прежде всего именно к этому закону, затем, в случае необходимости, используют нормы иных федеральных законов, раскрывающих правила осуществления того или иного факта хозяйственной жизни. К ним относятся: Гражданский Кодекс РФ, Налоговый Кодекс РФ, Таможенный Кодекс РФ, Трудовой Кодекс РФ, Воздушный Кодекс РФ, Устав железнодорожного транспорта РФ, Устав автомобильного транспорта и другие законы.
Правила Закона 402-ФЗ обязательны к применению для всех экономических субъектов в РФ: организаций всех видов (в т. ч. госорганов и некоммерческих организаций), индивидуальных предпринимателей, иностранных филиалов и представительств.
В основном бухгалтерском Законе (N 402-ФЗ) выделены четыре уровня документов в области регулирования бухгалтерского учета:
- федеральные стандарты по бухгалтерскому учету;
- отраслевые стандарты по бухгалтерскому учету;
- рекомендации в области бухгалтерского учета;
- стандарты бухгалтерского учета экономического субъекта.
Поясним, что Стандарт БУ – это документ, устанавливающий минимально необходимые требования к бухгалтерскому учету, а также допустимые способы ведения бухгалтерского учета.
Иерархия уровней регулирования бухгалтерского учета в РФ включает:
- федеральный уровень (законодательство и стандарты);
- отраслевой нормативный уровень (отраслевые стандарты);
- методологический уровень (рекомендации, письма, разъяснения, различная информация);
- уровень экономического субъекта (внутренние положения).
Основными органами государственного регулирования бухгалтерского учета в России являются Минфин РФ, Центробанк РФ. Они утверждают федеральные и отраслевые стандарты в пределах своей компетенции.
Видео (кликните для воспроизведения). |
Федеральные стандарты обязательны к применению всеми экономическими субъектами в РФ и издаются в виде Приказов Минфина РФ и Положений (Указаний) Центробанка.
Отраслевые стандарты также могут утверждаться отдельными Министерствами в пределах своей отраслевой принадлежности. Отраслевые стандарты устанавливают особенности применения федеральных стандартов в отдельных видах экономической деятельности. К ним относятся различные методические рекомендации по бухгалтерскому учету Минсельхоза, Роскомторга, Минтранса, Госстроя РФ.
Отраслевые стандарты обязательны к применению всеми экономическими субъектами отрасли, если иное прямо не указано в самом стандарте и издаются в виде Приказов соответствующих Министерств.
Методологический уровень регулирования бухгалтерского учета реализуется изданием рекомендаций в целях правильного применения федеральных и отраслевых стандартов, уменьшения расходов на организацию БУ, а также распространения передового опыта организации и ведения бухгалтерского учета. Рекомендации, в основном, разрабатываются субъектами негосударственного регулирования бухгалтерского учета и применяются на добровольной основе.
К субъектам негосударственного регулирования в частности относятся: саморегулируемые организации аудиторов, профессиональных бухгалтеров, микрофинансовых организаций и другие.
Четвертый уровень регулирования бухгалтерского учета осуществляется непосредственно в экономическом субъекте путем самостоятельной разработки и утверждения учетной политики, положений и правил, которые закрепляются приказами или распоряжениями руководителя экономического субъекта. Эти стандарты применяются всеми подразделениями экономического субъекта, включая его филиалы и представительства, независимо от их места нахождения, а также дочерними обществами в случаях, предусмотренных учетной политикой основного общества.
Стандарты всех уровней не должны противоречить друг другу, а лишь дополнять и конкретизировать общие правила для их адаптации в конкретной экономической работе.
Правила ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности определены в Законе №402-ФЗ. Закон о бухгалтерском учете включает четыре раздела, в которых:
- сформулированы определения, объекты и задачи бухгалтерского учета;
- указаны ключевые законодательные акты, которыми регламентируется бухгалтерский учет;
- перечислены требования к ведению бухгалтерского учета и документальному оформлению фактов хозяйственной жизни, оценке активов/обязательств, проведению инвентаризаций, организации внутреннего контроля;
- определены состав, правила оформления и сдачи отчетности;
- указаны документы, регулирующие бухгалтерский учет, порядок их соответствия и применения;
- определены субъекты регулирования учета, даны ответы на вопросы:
— кто выполняет функции государственного регулирования, утверждая федеральные и отраслевые стандарты,
— кто участвует в негосударственном регулировании, разрабатывая эти стандарты, а также различные рекомендации, инструкции и т.д.
- определены правила хранения/архивирования документов бухгалтерского учета.
Закон на государственном уровне определяет обязанность для каждого экономического субъекта вести бухучет, формировать отчетную документацию и обеспечивать непрерывность, полноту и достоверность представленной в отчетности информации.
Непосредственное нормативное регулирование бухгалтерского учета. Правовой статус документов.
Выделим три «практических» уровня определяющих правовое значение для участников экономической деятельности документов, регламентирующих бухгалтерский учет в РФ. Они объединяют все документы, в которых сформулированы руководства, правила, порядок организации бухгалтерского учета, изданные как органами власти, так и ответственными лицами экономических субъектов.
Первый уровень представляют документы обязательные для применения, изданные органами исполнительной власти и обладающие статусом нормативных документов в контексте правоприменительной практики. Порядок издания этих документов определен правилами, установленными на государственном уровне (регистрация, публикация).
К ним относятся:
- закон о бухгалтерском учете (отраслевые и иные федеральные законы);
- приказы Минфина РФ, Положения и Указания Центробанка РФ (федеральные стандарты – это ПБУ);
- приказы Минфина РФ и других Министерств, Положения и Указания Центробанка (отраслевые стандарты).
На сегодняшний день утверждены и действуют 24 Положения по бухгалтерскому учету (ПБУ) и Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ.
Внесением изменений в Закон 402-ФЗ (Закон 160-ФЗ от 18.07.2017г.) всем ПБУ, изданным после 1 октября 1998 года включительно, присвоен статус федеральных стандартов, кроме Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ (Приказ Минфина РФ № 34н). Представители Минфина считают, что многие правила этого Положения устарели и изменены, поэтому этот документ не может претендовать на статус федерального. Но правила Положения продолжают действовать, и обязательны к применению всеми экономическими субъектами в РФ.
Положения определяют правила выполнения основных учетных процессов. Они охватывают вопросы:
- учетной политики и формирования отчетности;
- учета по отдельным направлениям — от активов/обязательств и МПЗ до договоров строительного подряда или информации о связанных сторонах;
- признания доходов и расходов предприятия, событий после отчетной даты, условных фактов деятельности и оценочных обязательств;
- учета расходов по их обслуживанию.
На втором уровне регламентных документов выделяем методические рекомендации, инструктивные указания, письма Минфина и ФНС, других Министерств, разъясняющие общие правила применения нормативных документов и отдельные учетные ситуации.
Документы этого уровня не считаются нормативными в области бухгалтерского учета, носят рекомендательный характер и не обязательны к применению.
План счетов и инструкцию по его применению можно выделяют как наиболее значительный документ этого уровня.
План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержден Приказом Минфина РФ № 94н от 31.10.2000г. и Инструкция к нему применяется в организациях РФ всех форм собственности и организационно-правовых форм, но это не нормативный документ.
Письма Минфина и ФНС РФ, также не носят нормативно-правовой характер, но они значимы для правоприменительной практики, так как помогают участникам споров объективно рассматривать конкретные сделки, их налоговые последствия. При защите своих интересов налогоплательщик вправе учитывать позицию, изложенную в письмах Минфина России, но должен руководствоваться законодательством о налогах и сборах.
Руководители Минфина РФ указывают, что выполнение налогоплательщиком письменных разъяснений по вопросам уплаты налогов и сборов, может освободить его от ответственности только в том случае, если эти разъяснения даны персонально ему или были направлены неопределенному кругу лиц, что указывается в письме.
По налоговым спорам официально признанный Минфином РФ в 2013 году приоритет постановлений, решений, информационных писем ВАС РФ и Верховного Суда РФ.
Третий уровень — документы, обязательные не для всех организаций, а для конкретной организации. Кроме учетной политики, к ним относятся положения, которые утверждает руководитель хозяйствующего субъекта. Это локальные нормативные акты. Внутренние положения охватывают вопросы бухгалтерского и налогового учета, документооборота, внутреннего контроля, положений об оплате труда и премировании, внутреннего распорядка, командировочных расходах, эксплуатации автомобильного транспорта и другие аспекты деятельности организации.
Представим в виде таблицы различия в статусе документов, регламентирующих бухгалтерский учет.
Нормативное регулирование бухгалтерского учета
Бухгалтерский учет в нашей стране ведется в соответствии с определенными правилами и принципами, а также на основе ряда требований, предусмотренных законодательством. О системе нормативного регулирования бухгалтерского учета в РФ 2016 расскажем в нашем материале.
Уровни бухгалтерского учета с позиции регулирования
Чтобы ответить на вопрос, какими нормативными документами регламентируется ведение бухгалтерского учета, необходимо учесть уровни нормативно-правовых актов с точки зрения их значимости. Во-первых, это федеральные конституционные законы, федеральные законы и акты палат Федерального собрания. Во-вторых, акты Президента РФ. В-третьих, акты Правительства и т.д.
Применительно к бухгалтерскому учету нормативно-правовое регулирование бухгалтерского учета обычно представляется как система, состоящая из 4 уровней.
Основные нормативные документы по бухгалтерскому учету 2016: уровень 1
В основе этого уровня лежит Федеральный закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете». Цель данного закона — установление единых требований к бухгалтерскому учету, в том числе бухгалтерской (финансовой) отчетности, а также создание правового механизма регулирования бухгалтерского учета.
Сюда же можно отнести Федеральный закон от 27.07.2010 № 208-ФЗ «О консолидированной финансовой отчетности» и иные федеральные законы, прямо или косвенно регулирующие порядок ведения бухгалтерского учета и составления отчетности.
Нормативные акты по бухгалтерскому учету: уровень 2
Ко 2-ому уровню системы нормативного регулирования бухучета относятся Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ (Приказ Минфина от 29.07.1998 № 34н), План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкция по его применению (Приказ Минфина от 31.10.2000 № 94н), Положения по бухгалтерскому учету (ПБУ), МСФО (Приказ Минфина от 28.12.2015 № 217н), Положение о документах и документообороте в бухгалтерском учете (утв. Минфином СССР 29.07.1983 № 105), иные приказы Минфина, указы Президента, постановления Правительства и др.
Нормативная база бухгалтерского учета: уровень 3
К нормативным документам по бухгалтерскому учету 3-го уровня относятся методические указания и рекомендации, иные документы инструктивного или рекомендательного характера, отвечающие на практические вопросы бухгалтерского учета и не вошедшие в предыдущий уровень.
Сюда можно отнести Методические указания по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов (Приказ Минфина от 28.12.2001 № 119н), Методические рекомендации по бухгалтерскому учету основных средств сельскохозяйственных организаций (Приказ Минсельхоза от 19.06.2002 № 559) и т.д.
На этом же уровне можно упомянуть письма Минфина, которые хотя и не являются нормативными правовыми актами (п.2 Правил, утв. Постановлением Правительства от 13.08.1997 № 1009) и применяются организациями добровольно, могут помочь бухгалтеру в решении того или иного практического учетного вопроса.
Бухгалтерские нормативные документы: уровень 4
На этом уровне главный нормативный документ по бухучету – учетная политика организации. Цель этого уровня регулирования бухучета – определить для организации порядок ведения бухгалтерского учета операций, по которым действующими актами не предусмотрен конкретный порядок или существует вариативность.
Источник: http://glavkniga.ru/situations/k502717
Какими нормативными правовыми актами регулируется договор купли-продажи
Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:
Лучшие изречения: Как то на паре, один преподаватель сказал, когда лекция заканчивалась — это был конец пары: «Что-то тут концом пахнет». 8567 — | 8144 — или читать все.
185.189.13.12 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.
Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)
очень нужно
Нормативно-правовые акты по бухучету: что главнее, как их применять
В своей повседневной работе вы вполне можете столкнуться с ситуацией, когда нужно отразить в бухучете какую-то нестандартную операцию. Начнете изучать нормативку по бухучету и обнаружите, что норм, регулирующих учет этой операции, нет. Или, наоборот, документы, которые вам попались, содержат противоречащие друг другу требования. В попытке срочно найти нужное решение вы кинетесь обзванивать коллег или перечитывать «мегабайты» информации в Интернете. Но не факт, что и это поможет.
Мы решили написать для вас небольшую шпаргалку, которая поможет найти правду в нормативных правовых актах (НПА), регулирующих бухучет, и решить разногласия между различными бухгалтерскими правилами.
Система НПА, регулирующих бухучет
Сначала давайте посмотрим, какими нормативными актами нужно руководствоваться при организации и ведении учета и составлении отчетност Для наглядности мы «построили» из них пирамиду, расположив НПА по их юридической силе от вершины пирамиды (бо ´ льшая юридическая сила) к основанию (меньшая юридическая сила).
* План счетов бухгалтерского учета и формы бухгалтерской отчетности, рекомендованные Минфином, содержат лишь технические вопросы ведения бухучета и составления отчетност Правил самого учета в них нет.
А вот разъяснения (письма) Минфина по вопросам регулирования бухучета нормативными правовыми актами не являютс Поэтому решайте самостоятельно, учитывать выраженную в них позицию контролирующего органа или нет.
Кстати, если у вас есть сомнения, как проводить ту или иную операцию, вы можете попробовать сделать официальный запрос в Минфин России. Но, как правило, оттуда приходит отписка типа «в компетенцию Министерства финансов не входит консультирование коммерческих организаций по вопросам бухгалтерского учета» или «обращения организаций по оценке конкретных хозяйственных ситуаций в Министерстве финансов не рассматриваются».
Два нормативных акта в одной и той же ситуации предписывают поступать по-разному? Применяйте тот документ, который имеет бо ´ льшую юридическую силу
С другой стороны, если вы встречаете минфиновское письмо, хотя и адресованное не вам, но со стопроцентно вашей ситуацией и с выгодным для вас ответом, то используйте его. Например, по мнению Минфина России, организации-продавцу на период регистрации перехода права собственности на недвижимость, переданную покупателю, надо отразить выбытие объекта из состава ОС. Для этого объект можно учитывать на счете 45 «Товары отгруженные», отдельный субсчет «Переданные объекты недвижимости А это означает, что налог на имущество по этому объекту в период регистрации можно будет не платить. Кстати, с этим согласен и
Что касается международных стандартов отчетности (МСФО), то на сегодняшний день они уже вошли в действующую систему регулирования российского бухучета. Минфин России придал им официальный статус, издав Приказ о введении в действие МСФО и разъяснений
Но составлять отчетность по международным стандартам в обязательном порядке должны не все — пока это только кредитные и страховые компании, а с 2015 г. к ним присоединятся компании, ценные бумаги которых обращаются на фондовых рынках других стран. А обычные организации применяют правила международных стандартов, если российскими ПБУ способ учета какой-либо операции не установле
Как принять решение, если есть вопросы
Итак, как же найти ответ на свой вопрос по учету той или иной операции, актива или обязательства? Предлагаем применять следующий алгоритм.
А теперь на примере ответов на вопросы читателей покажем, как применять этот алгоритм на практике.
Для арендатора неотделимые улучшения — это основные средства
Мы арендуем помещение, в котором сами перенесли межкомнатные стены. Не знаем, как нам учесть затраты на ремонт. В ПБУ «Учет основных средств» сказано, что их можно учесть в составе основных средств. А вот в Методических указаниях по учету говорится, что неотделимые улучшения арендованного имущества можно учесть как ОС, только если по условиям договора эти капитальные вложения являются нашей собственность
: Учитывайте капвложения как свои основные средства.
Обратимся к нашей схеме. У нас имеются две противоречащие друг другу нормы: одна из ПБУ, вторая — из Методических указаний. Как мы показали в нашей пирамиде, ПБУ обладают большей юридической силой по сравнению с методичками. Поэтому применяем правило ПБУ, согласно которому можно учесть капвложения в арендованное имущество в качестве ОС независимо от наличия права собственности на капвложения. Минфин России придерживается такой же позици
К тому же по гражданскому законодательству право собственности на неотделимые улучшения всегда находится у арендодател То есть правило, сформулированное в Методических указаниях по учету ОС, к неотделимым улучшениям просто никогда нельзя применить.
Проценты по займам — в расходы
Мы взяли кредит и приобрели на него товар. Как нам теперь учесть проценты по кредиту, начисленные до момента принятия МПЗ к учету? В разных ПБУ разные правила — они противоречат друг другу! Так, в ПБУ «Учет материально-производственных запасов» написано, что проценты надо относить на стоимость МПЗ. А вот ПБУ «Учет расходов по займам и кредитам» предусматривает, что проценты надо учитывать в расходах.
: Проценты по займам в первоначальную стоимость МПЗ включать не нужно. Их надо учесть в составе прочих расходов текущего период
В вашей ситуации противоречия норм нет. Перед вами акты одной юридической силы, принятые в разное время, — здесь конкуренция нормы общей и специальной. Напомним, общая норма регулирует определенный род отношений, специальная норма регулирует вид отношений данного рода, детализирует общую норму или делает изъятия из нее.
В рассматриваемом примере вы подбираете правило для организации учета процентов по займам, поэтому правила ПБУ «Учет расходов по займам и кредитам» будут для вас специальной нормой, а правила ПБУ «Учет материально-производственных запасов» — общей. А вот если бы вы искали правило для формирования стоимости МПЗ, то специальным было бы ПБУ Закрепите в учетной политике, какая из норм в каждой конкретной ситуации у вас является специальной. И применяйте именно ее, так как она имеет приоритет перед общей.
Вместе с тем помните, что если специальная и общая нормы содержатся в правовых актах разной юридической силы, то применять надо норму из акта большей юридической силы.
Для учета электронных денег подойдет счет 55 «Специальные счета в банках»
Мы недавно открыли интернет-магазин (розничная торговля детской одеждой) и завели так называемый электронный кошелек для расчетов с покупателями-«физиками». Но как отражать в бухучете операции по электронному счету? Есть ли какие-либо правила для учета электронных денег или их еще не придумали?
Для расчетов с помощью электронных кошельков специальных правил учета еще не придумано
: Действительно, специальных правил ведения бухучета для операций с электронными деньгами пока не установили. Можно говорить о пробеле в нормативном регулировании бухучета в этой сфере. Но не пугайтесь — нужно просто подобрать в действующих нормативных правовых актах нормы, регулирующие учет сходных операций (если хотите блеснуть знаниями среди коллег, скажите, что вы применили аналогию закона).
Так, деньги, которые вы перевели в электронный кошелек, можно учесть на счете 55 «Специальные счета в банках», на счете 57 «Переводы в пути» или на счете 51 «Расчетные счета Все эти счета подходят для обобщения информации о наличии и движении денег.
К применяемому счету заведите субсчет «Электронные деньги», указав это в рабочем плане счетов. Аналитический учет можно вести по каждой платежной системе или по виду электронных денег. Такой способ учета электронных денег пропишите в своей учетной политик
Итак, предположим, вы выбрали счет 55 «Специальные счета в банках». Тогда у вас будут следующие проводки.
Содержание операции | Дт | Кт |
На дату перевода денег с расчетного счета в электронную платежную систему (ЭПС) | ||
Введены в ЭПС деньги с расчетного счета | 55 «Специальные счета в банках», субсчет «Электронные деньги» | 51 «Расчетные счета» |
На дату поступления денег от покупателя | ||
Получен аванс от покупателя | 55 «Специальные счета в банках», субсчет «Электронные деньги» | 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» |
или | ||
Получена выручка от розничной продажи | 55 «Специальные счета в банках», субсчет «Электронные деньги» | 90 «Продажи», субсчет «Выручка» |
На дату перевода денег из электронного кошелька на банковский счет | ||
Деньги выведены из ЭПС на расчетный счет | 51 «Расчетные счета» | 55 «Специальные счета в банках», субсчет «Электронные деньги» |
Списана плата за вывод денег на банковский счет | 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» | 55 «Специальные счета в банках», субсчет «Электронные деньги» |
Учтена в расходах плата за вывод денег на банковский счет | 91 «Прочие доходы и расходы», субсчет «Прочие расходы» | 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» |
Учтен НДС, предъявленный платежной системой в составе платы за услуги | 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям» | 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» |
Инвестиции в искусство — внеоборотные активы
Наша организация приобрела дорогостоящую картину с инвестиционной целью — для получения дохода от роста ее стоимости при последующей продаже. В российских нормативных правовых актах не установлены способы ведения бухучета произведений искусства, приобретенных на срок более года с инвестиционной целью. Можно ли нам воспользоваться правилами МСФО, чтобы отразить такую операцию в бухучете?
: Зачем вам использовать МСФО, если можно опираться на общие требования российского бухгалтерского законодательств Давайте поразмышляем.
Ваше приобретение — явно не текущий расход, а актив, то есть хозяйственное средство, над которым организация получила контроль и которое должно принести ей экономические выгоды в будуще Причем актив внеоборотный, поскольку вы не планируете его продавать ранее чем через год. В бухгалтерском балансе стоимость картины можно отразить:
- по отдельной дополнительной строке (например, «Инвестиционное имущество») в разделе I «Внеоборотные активы», если пользователям вашей отчетности нужно четко знать, какие именно активы имеются у организации;
- по строке «Прочие внеоборотные активы», если пользователям вашей отчетности достаточно знать общую стоимость внеоборотных активов, но не важна их классификация.
Амортизировать этот актив не нужно, поскольку это предмет искусств
В любом случае выбранный вами способ ведения бухучета и составления бухгалтерской отчетности закрепите в учетной политике.
Как учесть возвращенное лизингополучателем имущество, которое будет продано
У нас закончился срок договора лизинга, и лизингополучатель вернул нам автомобиль. Теперь мы решили продать этот автомобиль, начали искать покупателя. Как нам учесть этот объект? Ведь он уже не является имуществом, предназначенным для передачи в лизинг, и не может числиться у нас на счете 03, так?
: Действительно, автомобиль в вашей ситуации перестал быть внеоборотным активом. Но в имеющемся Приказе Минфина об отражении в бухучете операций по договору лизинг не сказано, как учитывать лизинговое имущество, готовящееся к продаже. Загляните в нашу схему: раз в действующем законодательстве нет нормы, регулирующей такую операцию или сходную с ней, то вам надо руководствоваться общими принципами и требованиями российского законодательства о бухучете. Поэтому учтите автомобиль, предназначенный для скорой продажи, как оборотный актив. Например, переведите его на счет 41 «Товары».
Помните, что правильное применение норм, регулирующих бухучет, поможет избежать искажений в бухгалтерской отчетности. Кроме того, правильное ведение и организация бухучета позволят без ошибок рассчитывать налоги, которые напрямую связаны с бухучетом (в частности, НДС, налог на имущество), а значит, исключат вероятность ошибок и в налоговой отчетности.
Видео (кликните для воспроизведения). |
Источник: http://glavkniga.ru/elver/2012/5/521-normativno_pravovie_akti_bukhuchetu_glavnee_ikh_primenjati.html
Юрист со стажем работы более 9 лет.