Как начислять амортизацию на автомобиль

Все что нужно знать по теме: "Как начислять амортизацию на автомобиль" с точки зрения профессионалов. Актуальность информации на 2020 год вы можете уточнить у дежурного специалиста.

Как использовать коэффициент ускорения амортизации

Все объекты (оборудование, авто и прочее) имеют свойство изнашиваться. По мере их старения из стоимости конечной продукции выполняются отчисления в амортизационный фонд. Они будут направлены на обновление объектов в дальнейшем. В некоторых случаях предпринимателю приходится применять коэффициенты ускоренной амортизации (УА). Рассмотрим все нюансы их использования.

Цели применения коэффициентов ускоренной амортизации

Главная цель УА – это ускоренное распределение стоимости активов. В дальнейшем начисления в увеличенном объеме пойдут на возмещение издержек на протяжении периода эксплуатации. Это способствует стимулированию темпов развития, а также правильному распределению трат на модернизацию. Отчисления не облагаются налоговыми выплатами.

Ускоренная амортизация используется в отношении тех объектов, которые отличаются быстрым износом. Ускоренное устаревание делает необходимым применение специальных коэффициентов.

Виды коэффициентов

Виды коэффициентов прописаны в статье 259.3 НК РФ. В акте указано, что предприниматель может использовать коэффициенты от 1 до 3.

Коэффициент до двух

Коэффициент, не превышающий цифру 2, актуален для нижеследующих объектов:

  • Эксплуатируемые в агрессивных условиях или при увеличенной сменности.
  • Являющиеся собственностью промышленных субъектов, осуществляющих деятельность в области сельского хозяйства.
  • Являющиеся собственностью фирм-резидентов особой или свободной экономической зоны.
  • Отличающиеся повышенной энергетической производительностью.
  • Изготовленные на основании специального инвестиционного соглашения.

В отношении всех приведенных объектов актуален коэффициент 1-2.

Коэффициент до трех

Коэффициент, не превышающий цифру 3, актуален для этих активов:

  • Считающиеся предметом соглашения о финансовой аренде (лизинге) в том случае, если актив присутствует на балансе фирме, определяющей амортизацию. То есть этот актив не должен быть собственностью субъекта, предоставившего лизинг.
  • Применяющиеся только в рамках научно-технической деятельности.
  • Применяющиеся в рамках добычи углеродов на новом месторождении.
  • Применяющиеся в рамках водоснабжения и водоотведения.

В статье 259.3 НК РФ указано, что в отношении фондов из однородных групп используется одинаковый коэффициент. Объекты подлежат применению одинакового коэффициента даже тогда, когда на них начисляется ускоренная амортизация по нескольким критериям.

ВАЖНО! Коэффициент не выше трех может использоваться только в том случае, если амортизация начисляется методом уменьшаемого остатка. Соответствующие правила содержатся в пункте 19 ПБУ 6/01, пункте 29 ПБУ 14/2007.

Особенности расчета ускоренной амортизации

Для определения величины отчислений на амортизацию нужна эта формула:

Аг = Ог / СПИ х К.

В формуле используются эти значения:

  • Аг – размер годовых отчислений по амортизации.
  • Ог – остаточная стоимость актива на начало отчетного года.
  • СПИ – период полезной эксплуатации актива в годах.
  • К – нужный коэффициент ускорения.

Эта формула актуальна для расчета ежегодных отчислений. Однако можно определить и ежемесячные отчисления. Для этого применяется следующая формула:

Ам = Ом / СПИо х К.

В формуле применяются эти значения:

  • Ам – размер ежемесячных отчислений на амортизацию.
  • СПИо – оставшийся период полезной эксплуатации на начало месяца.
  • Ом – остаточная стоимость на начало месяца.

Как правило, бухгалтер рассчитывает амортизацию за год.

Когда ускоренная амортизация становится выгодной фирме

Когда фирма решает купить или изготовить ОС, она должна определить метод списания истраченных средств. Метод ускорения амортизации актуален в том случае, если имеется потребность в максимально быстром списании стоимости объектов.

К примеру, базовый потенциал актива применяется предпринимателем в первые годы принятия к учету. Таким активом может быть оргтехника. ПК, ноутбуки и прочие машины быстро снижаются в стоимости, хотя технические характеристики объектов остаются прежними. Ускоренная амортизация способствует списанию трат, связанных с покупкой или производством объекта ОС с учетом нагрузки на внеоборотные активы.

К СВЕДЕНИЮ! Ускоренная амортизация является одним из преимуществ финансирования по лизинговому контракту.

Ускоренная амортизация при лизинге

Ускоренная амортизация относительно предмета лизинга обеспечивает эти преимущества:

  • Снижение налога на собственность по предмету лизинга.
  • Снижение налога на прибыль во время действия контракта по лизингу.
  • Шанс выкупить объект лизинга по завершении сделки по минимальной остаточной стоимости.

Ускоренная амортизация позволяет фирме воспользоваться целым рядом преимуществ. Однако важно правильно определить ее размер.

АУ в отношении предметов лизинга регулируется ФЗ №164 «О лизинге» от 29 октября 1998 года и подпунктом 1 пункта 2 статьи 259.3 НК РФ. Эти нормативные акты дают бухгалтеру право применять ускоренную амортизацию в рамках договора о лизинге.

Однако нужно учитывать определенные ограничения. В частности, коэффициенты не используются на активы 1-3 амортизационных групп. В эти группы включаются объекты, срок полезной эксплуатации которых составляет 1-5 лет.

Расчет размера ускоренной амортизации

При использовании увеличивающего начисления значения нужно умножить норму амортизации на повышающий коэффициент.

Рассмотрим формулу ускорения амортизации:

АМу = АМ * КУА.

В формуле использованы эти значения:

  • АМу – норма УА.
  • АМ – норма амортизации, определенная на основании срока полезной эксплуатации активов.
  • КУА – коэффициент УА от 1 до 3.

Необязательно брать целые числа коэффициентов (1,2,3). Можно использовать при расчете ускоренной амортизации такие коэффициенты, как 1,5 или, к примеру, 1,63.

Расчет ускоренной амортизации на примере

По контракту лизинга покупается техника. Первоначальная стоимость ее составляет 1 миллион рублей без учета НДС. Техника относится к 4-й группе амортизации. То есть срок ее полезной эксплуатации составляет 5-7 лет. Срок лизингового контракта равен 36 месяцам.

Сначала нужно найти коэффициент, посредством которого получится списать технику за срок лизинга. Предполагается, что списание должно быть полным. Балансодержатель техники установил срок ее полезной эксплуатации в 6 лет. Значит, ежемесячная норма амортизации без учета коэффициентов равна 1,389%.

Стороны контракта решили, что будет использоваться коэффициент 2. То есть ежемесячные отчисления на амортизацию будут равны 2,778%. Техника будет полностью амортизирована в течение 3 лет, значит, коэффициент подобран правильно.

Изменим условия задачи. Срок полезной эксплуатации составляет 80 месяцев. Ежемесячная норма амортизации будет равна 1,25%. Норма амортизации с использованием КУА равна 2,775%. Коэффициент составит 2,22.

Ограничения по использованию коэффициента

Существуют определенные ограничения по использованию КУА. Использование коэффициента должно быть обосновано. Обоснованием могут выступать эти условия:

  • Актив находится в непосредственном контакте с агрессивными средами. То есть последние должны разрушать объект, влиять на срок его полезной эксплуатации.
  • Актив контактирует с токсичными, взрывоопасными и прочими агрессивными элементами. Они могут привести к аварийной ситуации и быстрой поломке техники.
Читайте так же:  Оформление дома под материнский капитал

Если на предприятии просто присутствует агрессивная среда, однако она никак не влияет на оборудование, коэффициент использовать нельзя.

Источник: http://assistentus.ru/osnovnye-sredstva/koefficient-uskoreniya-amortizacii/

Амортизационные отчисления по автотранспортным средствам

«Транспортные услуги: бухгалтерский учет и налогообложение», 2010, N 2

Амортизационные отчисления — один из видов расходов, присутствующих в бюджете многих транспортных предприятий и малых перевозчиков. В начислении амортизации в бухгалтерском учете и налогообложении много общего, но есть и различия, вынуждающие считать налоговую амортизацию в отдельном регистре. В одной статье сказать все об амортизации невозможно, поэтому в предлагаемом читателю материале акцентировано внимание на наиболее существенных моментах, которые следует учесть бухгалтеру транспортной компании.

Бухгалтерский учет амортизации

Стоимость транспортных средств, являющихся объектами основных средств, погашается в бухгалтерском учете посредством начисления амортизации (п. 52 Инструкции по учету доходов и расходов по обычным видам деятельности на автомобильном транспорте ). При линейном способе сумма амортизационных отчислений определяется исходя из первоначальной стоимости или текущей (восстановительной) стоимости (в случае проведения переоценки) объекта ОС и нормы амортизации, исчисленной исходя из срока его полезного использования (п. 54 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств ). В бухгалтерском учете организация автотранспорта самостоятельно определяет срок полезного использования (п. 20 ПБУ 6/01 «Учет основных средств»), исходя из:

  • ожидаемого срока использования объекта в соответствии с ожидаемой производительностью или мощностью;
  • ожидаемого физического износа, зависящего от режима эксплуатации (количества смен), естественных условий и влияния агрессивной среды, системы проведения ремонта;
  • нормативно-правовых и других ограничений использования этого объекта (например, срока действия заключенного договора аренды или договора лизинга).

Утверждена Приказом Минтранса России от 24.06.2003 N 153.
Утверждены Приказом Минфина России от 13.10.2003 N 91н.

Нормами п. 59 Инструкции по учету доходов и расходов на автомобильном транспорте предусмотрено, что сроки службы для начисления амортизации в бухгалтерском учете по основным средствам, приобретенным после 1 января 2002 г., могут устанавливаться исходя из Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы . Несмотря на то что этот документ устанавливает сроки полезного использования в целях налогообложения прибыли, п. 1 документа определено, что он может применяться в целях бухгалтерского учета, что подтверждают положения отраслевой Инструкции.

Утверждена Постановлением Правительства РФ от 01.01.2002 N 1.

Использование налоговой Классификации в целях бухгалтерского учета позволяет сблизить сроки полезного использования для начисления бухгалтерской и налоговой амортизации, однако результаты амортизационных отчислений нередко различны, поскольку на исчисление амортизации влияет не только срок полезного использования. Другим, не менее важным показателем, исходя из которого производятся амортизационные отчисления, является первоначальная стоимость, которая в бухгалтерском и налоговом учете может быть различна. Кроме этого, в налоговом учете в отличие от бухгалтерского предусмотрена возможность единовременного списания части стоимости объекта ОС (амортизационная премия).

Вернемся к сроку полезного использования ОС. Данные об этом показателе обобщим в таблице на примере ТС, используемых для перевозки грузов и пассажиров по автомобильным дорогам.

Как видим, амортизационных групп немного, но разброс сроков полезного использования автомобилей разного класса и предназначения значительный — от трех лет (в третьей группе) до десяти (в пятой группе). Организация в качестве ориентира выбирает амортизационную группу, а внутри этой группы бухгалтер вправе сам установить срок использования, учитывая ожидаемый износ, а также нормативно-правовые и иные ограничения использования транспортного средства (при наличии подобных ограничений).

Ситуация 1. Транспортная компания приобрела грузовой автомобиль грузоподъемностью 4 т. По Классификации основных средств авто относится к четвертой амортизационной группе (срок полезного использования от пяти до семи лет). Учитывая предполагаемую эксплуатацию в нормальном режиме, бухгалтер установил срок полезного использования, равный шести годам.

Начисление амортизационных отчислений по объектам основных средств в течение отчетного года производится ежемесячно независимо от применяемого способа начисления. Как правило, организации в силу простоты и удобства применяют линейный способ начисления амортизации. По общему правилу амортизация начисляется с месяца, следующего за месяцем ввода в эксплуатацию ТС и включения его в состав объектов основных средств.

Ситуация 2. Грузовой автомобиль введен в эксплуатацию и принят на учет в качестве объекта ОС в марте 2010 г. Первоначальная стоимость автомобиля — 771 429 руб. Срок полезного использования — шесть лет (72 мес.). Организация использует линейный метод. Ежемесячная норма амортизации в апреле 2010 г. составит 10 714 руб. (771 429 руб. / 72).

По объектам основных средств, используемым в организации с сезонным характером деятельности, годовая сумма амортизационных отчислений может начисляться равномерно в течение периода работы организации в отчетном году.

Ситуация 3. Транспортная организация занимается перевозками грузов девять месяцев в году. Годовая сумма амортизационных отчислений по грузовому автомобилю составляет 128 572 руб. (771 429 руб. / 6). Эта сумма начисляется равномерно в течение девяти месяцев работы транспортной компании в сфере грузовых перевозок в отчетном году.

В рассмотренных примерах речь шла о применении линейного способа начисления амортизации. Для расширения кругозора скажем несколько слов о нетрадиционном способе начисления амортизации, который может опробовать транспортная компания. При начислении амортизации пропорционально объему услуг сумма амортизационных отчислений определяется исходя из натурального показателя объема услуг в отчетном периоде и соотношения первоначальной стоимости объекта основных средств и предполагаемого объема услуг за весь срок полезного использования автомобиля.

Ситуация 4. Грузовой автомобиль, первоначальная стоимость которого 771 429 руб., имеет предполагаемый пробег 1 млн км. В отчетном месяце пробег должен составить 30 тыс. км. Сумма амортизации исходя из соотношения первоначальной стоимости и предполагаемого пробега составит 23 143 руб. (771 429 руб. x 30 тыс. км / 1000 тыс. км).

Рассмотренные примеры лишний раз подтверждают, что начисление амортизации в бухгалтерском учете не вызывает особых затруднений у бухгалтера, если правильно выбраны исходные данные для расчета амортизации по транспортным средствам.

Налоговый учет амортизации

При расчете амортизации в целях налогообложения бухгалтеру целесообразно использовать налоговый регистр, так как правила налогообложения амортизируемого имущества порой отличаются от правил бухгалтерского учета основных средств. При этом по амортизируемому имуществу стоит вести не один регистр (он может быть достаточно громоздким), а целую группу (в них можно разбить информацию на несколько блоков, наглядных и удобных для практической работы). Для заполнения регистров по амортизируемому имуществу воспользуемся следующей информацией.

Читайте так же:  Схема двухкомнатной квартиры в хрущевке

Предприятие транспорта 28 декабря 2009 г. ввело в эксплуатацию грузовой автомобиль. Первоначальная стоимость данного имущества для налогового учета составляет 771 429 руб., срок полезного использования — шесть лет (72 мес.), амортизация начисляется линейным методом без применения повышающих коэффициентов. Суммы начисленной амортизации включаются в состав прямых расходов в полном объеме (100%). В учетной политике для целей налогообложения прописано, что в налоговом учете применяется амортизационная премия в размере 30% первоначальной стоимости объектов. Приведем основные регистры, используемые в начислении налоговой амортизации.

1. Регистр сведений об амортизируемом имуществе, включающий следующие разделы:

Общие данные об амортизируемом имуществе

Расчет амортизационной премии

Включение амортизации в состав налоговых расходов

Изменение первоначальной стоимости имущества

2. Регистр начисления амортизации имущества.

Поясним информацию, приведенную в указанных регистрах. В частности, амортизационная премия по объекту будет равна 231 429 руб. (771 429 руб. x 30%). Налоговая стоимость после вычета премии составит 540 000 руб. (771 429 — 231 429). Сумма ежемесячной амортизации по грузовому автомобилю — 7500 руб. (540 000 / 72). Через три года эксплуатации сумма накопленной амортизации составила 270 000 руб., оставшийся срок полезного использования — 36 месяцев.

Предположим, что через три года эксплуатации принято решение продать грузовой автомобиль по цене 236 000 руб. (в том числе НДС — 36 000 руб.). Расходы, связанные с реализацией, включают только остаточную стоимость, которая выше цены продажи имущества. Тогда нам потребуется еще один налоговый регистр, в котором будет реализовано специальное правило учета убытка, прописанное в п. 3 ст. 268 НК РФ.

3. Регистр по учету доходов и расходов от реализации имущества

На момент реализации грузового автомобиля его остаточная стоимость составит 270 000 руб., а сумма убытка от продажи — 70 000 руб. (236 000 — 36 000 — 270 000). Этот убыток будет учтен равными ежемесячными долями в течение оставшихся 36 месяцев, начиная с января 2013 г. и заканчивая декабрем 2015 г. Размер ежемесячного переносимого убытка составит 1944 руб. (70 000 руб. / 36), при этом за 2013 г. предприятие в совокупности учтет 23 333 руб. убытка, за 2014 г. — 23 333 руб., за следующий 2015 г. — оставшуюся часть убытка (23 334 руб.). Обращаем внимание: приведенные расчеты строятся исходя из предположения, что за время эксплуатации налоговая стоимость линии розлива не менялась, также остались без изменений нормы п. 3 ст. 268 НК РФ об учете убытка, образующегося при реализации амортизируемого имущества.

В примерах рассмотрены самостоятельные налоговые регистры по расчету амортизации, так как бухгалтерские регистры под налоговый учет переделать непросто. При этом самостоятельные налоговые регистры можно вести непосредственно в бухгалтерской программе (кстати, во многих программах предусматривается такая возможность, но не всегда реализуется на должном уровне). Можно пойти по другому пути и использовать отчетные формы бухгалтерской программы, но вести регистры в отдельном табличном редакторе (проще говоря, в таблице базы данных). Выбор за бухгалтером.

В статье приведен сравнительный обзор правил начисления амортизации по транспортным средствам в бухгалтерском и налоговом учете. Надеемся, что это поможет бухгалтеру проверить правильность порядка начисления амортизации у себя на предприятии.

Источник: http://wiseeconomist.ru/poleznoe/64449-amortizacionnye-otchisleniya-avtotransportnym-sredstvam

Правильный расчет амортизации автомобиля

Амортизация автомобиля, не выражаясь научными терминами, — это учет его износа выраженный в денежном эквиваленте. Любой автомобиль требует затрат: на ремонт, на замену технических жидкостей, на замену резины, и, конечно же, расходы на заправку его топливом.

При расчете амортизации автомобиля расходы на топливо не учитываются.

Зачем нужно рассчитывать амортизацию автомобиля?

  • Во-первых, это необходимо предпринимателям и юридическим лицам для подачи документации в налоговые органы. Таким образом детально описываются расходы компании, чтобы у налоговиков не возникало вопросов относительно расхода средств.
  • Во-вторых, амортизацию учитывают в страховых компаниях для более точной оценки реальной стоимости автомобиля, когда его владелец хочет заключить договор страхования. Также износ учитывают в банках или автоломбардах при покупке и продаже авто с пробегом.
  • В-третьих, распространенная ситуация — когда сотрудник компании использует свой личный транспорт для выполнения своих обязанностей. В таком случае работодатель обязан учитывать не только расходы на заправку, но и амортизацию, то есть износ автомобиля. Обычно в компаниях платят 1,5-3 рубля за каждый километр пробега.

Также учитывать износ должен каждый владелец частного автомобиля, чтобы расходы на замену фильтров или масла не стали неожиданностью.

Как рассчитывается амортизация?

Расчет амортизации автомобиля — задание не столь сложное, как может показаться. Например во многих автомобильных журналах мы можем увидеть такую информацию, что каждый километр, который мы проезжаем на такой-то модели автомобиля, обходится нам в 3 рубля или 7, и это помимо расходов на заправку.

Откуда берутся эти цифры?

Если вы не обладаете специальными бухгалтерскими знаниями, то нужно просто последовательно учитывать все расходы на ваш автомобиль в течение года: расходники, тормозная жидкость, масло, замена деталей. В результате вы получите определенную сумму, например 20 тысяч. Эту сумму делите на количество пройденных километров за год и узнаете, во сколько вам обходится один километр.

Можно пойти и другим путем:

  • учитываете все расходы на прохождение плановых проверок и техосмотров;
  • смотрите по инструкции, через сколько километров вам нужно будет произвести замену всех фильтров, технологических жидкостей, тормозных колодок, поменять масло в двигателе, АКПП, ГУРе и др., учитываете стоимость проведения всех этих работ;
  • производите сложные математические расчеты — делите полученную сумму на километраж, который ваш автомобиль пройдет к тому времени, и получаете приблизительную стоимость одного километра.

Стоит отметить, что данный способ не будет очень точным, хотя бы потому, что с каждым годом ваши денежные затраты на автомобиль будут только увеличиваться. Но такой подсчет подскажет вам, какую сумму средств нужно иметь, чтобы очередная поломка не очень сильно ударила по бюджету.

Читайте так же:  Налогообложение доходов нерезидентов рф

Чтобы получить более точные данные, нужно не только учитывать ваши расходы на те или иные запчасти и расходники, но и:

  • возраст транспортного средства;
  • его общий пробег;
  • условия, в которых он эксплуатируется;
  • производителя (не секрет, что немецкие машины не нуждаются в столь частом ремонте, как китайские);
  • экологическая обстановка в той местности, где вы проживаете;
  • влажность климата;
  • тип региона — мегаполис, город, поселок, деревня.

В бухгалтерской литературе можно найти различные коэффициенты, которые помогут вам более точно рассчитать амортизацию транспортного средства. Например, все автомобили делятся на категории в зависимости от возраста:

  • до пяти лет;
  • от пяти до семи;
  • от семи до десяти лет.

Соответственно, чем старше транспортное средство, тем больше на него нужно расходовать средств.

Формула для расчета амортизации транспортных средств

Износ транспортного средства высчитывается в процентах. Для этого вам нужно знать:

  • показатель износа;
  • фактический пробег;
  • износ по старости;
  • фактический срок эксплуатации;
  • коэффициенты корректировки — климатические и экологические условия в той местности, где используется автомобиль;
  • тип региона.

Все эти показатели и коэффициенты можно найти в бухгалтерской литературе. Если же вы не желаете копаться во всех этих нормативных актах и постановлениях Минфина, то можно в Интернете найти онлайн-калькулятор для расчета амортизации, и просто вставить фактические данные в указанные поля.

  • автомобиль отечественного производства, который мы купили за 400 тысяч два года назад;
  • пробег за 2 года составил 40 тысяч;
  • эксплуатируется в городе с населением до миллиона человек.

  • расчетный износ — 18,4%;
  • естественный износ — 400 тысяч умножаем на 18,4% = 73600 рублей;
  • остаточная стоимость — 326400 рублей;
  • рыночная стоимость с учетом морального износа (20%) — 261120 рублей.

Также мы можем узнать во сколько нам обходится один километр пробега — 73,6 тысяч делим на 40 тысяч и получаем 1,84 рубля. Но это без учета морального износа. Если же учитывать еще и моральный износ, то получаем 3 рубля 47 копеек.

Стоит отметить, что моральный износ значительно влияет на удешевление транспортных средств. Однако, он редко применяется, либо коэффициент морального износа устанавливается на уровне единицы, то есть никак не влияет на стоимость транспортного средства.

Тут можно долго спорить с теоретиками и доказывать, что какая-нибудь Audi A3 2008 года выпуска по сравнению с новой Ладой Калиной 2013 года не только морально не устарела, но наоборот обогнала ее на несколько десятилетий.

Еще один важный момент — все приведенные выше коэффициенты являются усредненными и не учитывают множество других объективных факторов, главный из которых — мастерство водителя. Согласитесь, что на больших автотранспортных предприятиях практикуют совсем другой подход, чем на небольшой фирме по развозке булочек по городу. Тем не менее, благодаря таким расчетам вы будете приблизительно знать во сколько обойдется вам эксплуатация автомобиля. Также эти данные можно использовать при покупке автомобилей с пробегом.

Источник: http://vodi.su/raschet-amortizatsii-avtomobilya/

Расчет амортизации автомобиля

amortizaciya_avtomobilya.jpg

Похожие публикации

Многие компании используют в своей работе автомобильный транспорт. С точки зрения бухучета автомобили являются основными средствами, поэтому при их использовании следует начислять амортизацию. Рассмотрим, как рассчитать амортизацию автомобиля с учетом всех требований законодательства.

Расчет амортизации автомобиля в бухгалтерском учете

Видео (кликните для воспроизведения).

Чтобы определить, как посчитать амортизацию автомобиля, нужно в первую очередь выбрать метод ее начисления. В бухгалтерском учете их существует четыре:

  1. Линейный.
  2. Уменьшаемого остатка.
  3. По сумме лет полезного использования.
  4. Исходя из объема работ (для автомобиля – на основе пробега).

На практике в большинстве случаев используют первый или четвертый метод. Рассмотрим их подробнее.

Для расчета линейным методом необходимо знать первоначальную стоимость и срок полезного использования (СПИ).

Первоначальная стоимость для автомобиля в общем случае – это расходы на приобретение и доставку. В некоторых случаях сюда могут быть добавлены дополнительные расходы – оплата посреднику, таможенные пошлины и т.п.

Для определения срока полезного использования обычно учитывают Классификацию основных средств, утвержденную Постановлением Правительства № 1 от 01.01.2002г. Хотя формально она предназначена для налогового учета, при определении «бухгалтерского» СПИ удобно также руководствоваться этим документом.

Формула расчета амортизации автомобиля при линейном методе выглядит следующим образом:

А = ПС х (100% / СПИ), где

ПС – первоначальная стоимость,

СПИ – срок полезного использования в годах

Рассмотрим, как посчитать амортизацию автомобиля – пример использования линейного метода.

Организация приобрела легковой автомобиль. Стоимость приобретения с учетом дополнительных расходов – 250 тыс. руб. без НДС, срок полезного использования — 5 лет.

Амортизация за год составит:

А = 250 х (100% /5) = 250 х20% = 50 тыс. руб.

Расчет на основании объема работ позволяет учитывать нагрузку, которую испытывает основное средство при эксплуатации и более «адекватно» распределять износ по периодам. Для автомобилей нагрузка наиболее полно отражается через показатели пробега. Поэтому данный метод применительно к транспортным средствам можно назвать: «расчет амортизации автомобиля по километражу».

А = ПС х (ПРф / ПРн), где

ПС – первоначальная стоимость автомобиля;

ПРф — фактический пробег за расчетный период;

ПРн – нормативный пробег за весь срок полезного использования.

Таким образом, чтобы определить, как посчитать амортизацию автомобиля по километражу, СПИ сам по себе не требуется. Нужно только определить общий нормативный пробег транспортного средства.

Величина в скобках – это процент амортизации автомобиля, рассчитанный на основании фактического пробега.

Рассмотрим, как рассчитать амортизацию грузового автомобиля по пробегу.

Организация приобрела грузовой автомобиль. Первоначальная стоимость определена в сумме 600 тыс. руб. без НДС. Для автомобиля был определен суммарный нормативный пробег 160 тыс. км. За первый год эксплуатации фактический пробег составил 25 тыс. км. Амортизация за первый год составит

А = 600 х (25 /160) = 93,75 тыс. руб.

Как посчитать амортизацию автомобиля в налоговом учете

В целях налогообложения используются два способа начисления амортизации:

  1. Линейный. Расчет в этом случае производится аналогично бухгалтерскому учету.
  2. Нелинейный. При этом методе амортизация рассчитывается в целом по группе объектов. Формула расчета износа за месяц выглядит так:

А = ОС х (К /100), где

ОС – суммарная остаточная стоимость группы объектов начало месяца

Читайте так же:  Материнский капитал при рождении тройни

К – коэффициент для группы (указан в п. 5 ст. 259.2 НК РФ)

На практике в налоговом учете обычно используют линейный метод. Это связано не только с упрощением самого расчета, но и с тем, что линейный метод – единственный, при котором «налоговая» и «бухгалтерская» амортизация совпадают. Поэтому расчет амортизации автомобиля с его применением не только упрощает учет, но и позволяет избежать налоговых разниц.

Ускоренная амортизация при лизинге

Транспортные средства обычно стоят недешево, поэтому их часто приобретают за счет заемных средств. Одним из распространенных вариантов является лизинг. Он позволяет не только приобрести объект, но и в дальнейшем снизить платежи по налогам на имущество и на прибыль.

Речь идет об использовании ускоренной амортизации. Действующее законодательство позволяет при покупке объекта в лизинг использовать «ускоряющий» коэффициент в размере до 3. Однако, применяя этот метод, необходимо учитывать ряд ограничений.

  1. Имущество должно учитываться на балансе лизингополучателя.
  2. В договоре лизинга должен быть пункт о применении ускоренной амортизации с указанием используемого коэффициента.
  3. Ускоренную амортизацию в бухгалтерском учете можно применять только при использовании метода уменьшаемого остатка (п. 19 ПБУ 6/01). Т.к. в налоговом учете аналогичный метод отсутствует – неизбежно возникают налоговые разницы.
  4. В налоговом учете нельзя применять повышающий коэффициент амортизации автомобиля к основным средствам, относящимся к 1-3 амортизационным группам. Т.е. для значительной части транспортных средств (в частности — для легковых автомобилей, малых автобусов и грузовиков массой до 3,5 т) данная льгота недоступна.

Вывод

Существует несколько методов расчета амортизации автомобилей. На практике чаще всего используется линейный метод и расчет на основании фактического пробега. Если автомобиль приобретен в лизинг, то можно применить ускоренную амортизацию, с учетом предусмотренных законом ограничений.


Источник: http://spmag.ru/articles/raschet-amortizacii-avtomobilya

Амортизация автомобиля

Любая техника со временем изнашивается и требует ремонта. Благодаря точному расчету амортизации можно учитывать износ техники и переносить стоимость ремонта на конечную продукцию. Говоря простым языком, затраты которые идут на поддержание основных средств в рабочем состоянии, являются одним из факторов ценоформирования.

Если речь идет об автотранспорте, используемом для выполнения тех или иных задач, то собственники учитывают его износ. Например, если вы покупаете проездной билет на метро или заказываете доставку груза автотранспортом, то в стоимость данной услуги входят ремонт и обслуживание транспортных средств.

Предприниматели рассчитывают, во сколько им обходится содержание транспорта и от этого отталкиваются, устанавливая цену своих услуг.

Расчет амортизации автомобиля

Мы уже писали на нашем сайте Vodi.su о том, как правильно рассчитать амортизацию автомобиля. Ничего особо сложного здесь нет, особенно если мы говорим о транспортном средстве, находящемся в частном владении. Вам достаточно учитывать все свои расходы на покупку расходников, замену масла, замену деталей и узлов в течение года, а затем просто делите полученную сумму на километраж. Таким образом вы получите окончательный результат — стоимость одного километра пробега.

Значительно сложнее рассчитывать амортизацию на больших автотранспортных предприятиях. Здесь, как правило, каждый водитель ведет особый журнал, куда записывает все непредвиденные расходы: замену лампочек, установку новых фильтров и так далее. Но есть еще и бухгалтерский отдел, сотрудники которого указывают все эти расходы, как издержки производства, соответственно они не облагаются налогами.

Есть также и усредненный подход. Можно найти специальные справочники, в которых содержится информация о разных моделях авто и их балансовой стоимости. Балансовая стоимость зависит от возраста транспортного средства и его естественного износа. Полученную сумму делят на количество месяцев, в течение которых машина использовалась и получают усредненный показатель амортизации в месяц.

Понятно, что такой подход не учитывает массу нюансов, главный из которых мастерство водителя. Уже давно замечено, что на тех автотранспортных предприятиях, где наблюдается большая текучесть кадров, транспортные средства чаще нуждаются в ремонте, поскольку водители не заинтересованы в том, чтобы уделять свое время надлежащему уходу.

Если же конкретный водитель прикреплен к конкретному автомобилю, то от этого будет во многом зависеть продуктивность его труда, соответственно он не поленится лишний раз проверить уровень масла или заряд аккумулятора.

Способы начисления амортизации

На сегодняшний день используется несколько основных способов начисления амортизации:

  • линейный;
  • способ уменьшаемого остатка;
  • списание средств пропорционально объемам выполненных работ;
  • ускоренный метод.

Линейный метод считается самым простым. Высчитать сумму амортизации можно по простой формуле.

Приведем простой пример:

  • вы купили автомобиль за 400 тысяч для нужд предприятия;
  • срок его службы составляет 10 лет;
  • 400 тысяч делим на 10 лет, получаем 40 тысяч.

То есть ежегодно стоимость вашего автомобиля будет снижаться на 40 тысяч рублей. Понятно, что через 10 лет по этой схеме стоимость автомобиля должна равняться нулю, однако если вы захотите его продать, то цену можно назначить в зависимости от технического состояния, просто за 10 лет ваша фирма полностью компенсирует свои затраты на приобретение автомобиля.

Все остальные способы являются нелинейными. При расчете амортизации основных средств учитываются различные факторы, типа коэффициент ускорения или нормы износа. Все эти формулы и коэффициенты постоянно претерпевают изменений, их можно найти в многочисленной бухгалтерской литературе и периодических изданиях.

Ускоренная амортизация автомобилей

Ускоренная амортизация автомобилей, и вообще любой техники специального назначения, очень повлияла на популяризацию такого способа приобретения транспортных средств, как лизинг. Мы уже вкратце писали на нашем портале Vodi.su о том, что такое лизинг и почему он выгоднее, чем автокредит.

Если говорить о приобретении автомобиля частным лицом в лизинг, то выгода минимальная, а вот для юридических лиц и предпринимателей он выгоден по ряду причин:

  • ускоренная амортизация — обычно высчитывается по коэффициенту 3, то есть приходится отчислять меньшие суммы по налогу на имущество и прибыль;
  • выкупить автомобиль можно по сниженной остаточной стоимости;
  • риски с обесцениванием имущества сведены к минимуму.

Возьмите любой пример: небольшая фирмочка заключает договор лизинга подъемного крана или фургона для доставки хлеба в пределах города. Балансовая стоимость снижается в три раза быстрее, чем если бы вы брали технику в кредит или покупали за свои деньги. Через несколько лет вы можете заплатить за транспортное средство в несколько раз меньше, чтобы окончательно выкупить его.

Важный момент — пока вы пользуетесь транспортным средством на условиях договора, оно не находится на балансе вашей компании. Ну а когда вы его выкупите по остаточной стоимости, которая может составлять от 75 до 25 процентов от начальной, то именно эту сумму и будете указывать в декларации, соответственно и налог на имущество будет более низким.

Когда амортизацию не нужно начислять?

Читайте так же:  Оплата парковки через смс в москве

В законодательстве упоминается ряд случаев, когда амортизацию начислять не нужно. Прежде всего, это относится к ремонту или модификации — прекращение начисления амортизации сроком до года. Также, если вы передаете транспортное средство в безвозмездное пользование на условиях договора — начисление амортизации прекращается.

Допускается также, что транспортное средство отправляют на консервацию на срок до трех месяцев. Так, например, поступают во многих сельскохозяйственных предприятиях.

Источник: http://vodi.su/amortizatsiya-avtomobilya/

Как рассчитать амортизацию автомобиля

При оценке стоимости автомобиля возникает вопрос, как рассчитать амортизацию автомобиля? Формула расчета амортизации автомобиля и онлайн калькулятор помогает точнее рассчитать амортизацию машины.

Со временем каждый автомобиль дешевеет, снижение цены происходит по причине физического и морального износа. Физический износ – мера устаревания деталей, узлов, кузова. На него влияет интенсивность использования, загрязнение окружающей среды, климат.

Если вы используете автомобиль по назначению, то происходит продуктивный износ. Если машина стоит в гараже, то физический износ происходит все равно, но он называется непродуктивным.

Моральный износ происходит по причине устаревания технологий, выхода новых моделей автомобиля с улучшенными качествами. Денежное выражение физического и морального износа называется амортизация.

В бухгалтерском учете расчет амортизации нужен для списания стоимости автомобиля и затрат на обслуживание по частям. Если списать единой суммой по окончанию использования машины, на балансе получится убыток.

Чтобы равномерно учитывать прибыль от работы машины и убыток от износа и эксплуатационных расходов, амортизация начисляется с периодичностью раз в месяц или в год. Это уменьшает налогооблагаемую базу.

Расчет амортизации автомобиля полезен и владельцу транспортного средства. Например, если работа связана с вождением, и фирма компенсирует часть затрат и износ.

Расчет понадобится для продажи и покупки машины, понимания действий оценщиков в автоломбардах, страховых компаниях, банках. Это позволит вам понять, как происходит процесс, оценить порядок сумм выплат.

Как рассчитать амортизацию автомобиля

В бухгалтерии есть несколько способов, выбор зависит от класса автомобиля, целей его использования, условий договора. Самый простой и часто используемый — линейный. В нем используются такие формулы:

  1. Амортизационные начисления = Стоимость без НДС* Норма амортизации/100 (А=С*На/100)
  2. Норма амортизации=1/период полезного применения*100 (На=1/ппп). Период полезного использования зависит от класса автомобиля, он указан в нормативных таблицах. Для легкового автомобиля с двигателем объема меньше 3,5 л этот срок составляет 3-5 лет.
  3. Коэффициент износа = Амортизационные начисления/Стоимость автомобиля без НДС (Ки=А/С)

Для примера возьмем автомобиль с первоначальной стоимостью 600 000 рублей. Период полезного использования – 5 лет.

  1. Норма амортизации: (На=1/ппп)=1/6*100=0,2*100=20
  2. Амортизационные отчисления за год: А=С*На/100=600 000*20/100=120 000
  3. Коэффициент износа: Ки=А/С=120 000/600 000=0,2

Эту формулу применяют не только для бухгалтерских расчетов. Предположим, вы таксист, купили автомобиль из примера выше и хотите посчитать, сколько надо зарабатывать в месяц, чтобы автомобиль без учета затрат на его обслуживание окупился через пять лет.

Возьмем получившееся значение амортизационных отчислений и разделим на количество рабочих месяцев. Пусть их будет 11, а 1 – отпуск. 120 000/11=10909 рублей в месяц.

При расчетах для ОСАГО, в банках, автоломбардах, в компаниях трейд-ин используется другая формула:

Физический износ автомобиля = (И1xПф+И2xДф)xА2xА3xА4

  • И1 – износ по пробегу (в % на 1000 км пробега);
  • Пф – пробег фактический в тыс. км с округлением до 0,1;
  • И2 – старение в зависимости от интенсивности эксплуатации;
  • Дф – фактический срок службы в годах, округление до 0,1;
  • А2 – износ от природно-климатических условий;
  • А3 – износ от экологической обстановки;
  • А4 – износ по количеству жителей в регионе.

Актуальные показатели коэффициентов указаны в нормативных таблицах . Если не хочется считать вручную, воспользуйтесь специальными онлайн-сервисами, они точно и быстро посчитают по этой формуле.

В них используются данные о вашем автомобиле, климате, в котором вы проживаете, интенсивности использования машины, количестве жителей в регионе.

Расчет амортизации автомобиля

Предположим, мы покупаем легковой автомобиль 2012 года выпуска, с объемом двигателя 1,4 л, габаритами от 3,6 до 3,9 м, пробегом 75 364 км в Барнауле. Новые автомобили данной марки стоят 600 000 р., продавец выставил цену 450 000 р.

Много это или мало? Посмотрим таблицу районирования по климатическим условиям регионов РФ – Алтайский край относится к холодному климату.

Экологическая агрессивность – высокая (85 кг выбросов в атмосферу на жителя). Количество жителей в регионе – 700 тыс.

Вычислим среднегодовой пробег. 75 364/5=15072,8 км/год. Этому значению соответствует коэффициент И2=0,89

И1=0,4, Пф=75,4, И2=0,89, Дф=5, А2=1,12 , А3=1,07 , А4=1,050

Высчитаем значение самостоятельно:

Мы получили значение естественного износа. Посчитаем его в деньгах:

600 000х43,6/100=261 600

Стоимость автомобиля на 2017 год составит 600 000-261 600=338 400.

Посчитаем стоимость с учетом морального износа в онлайн-сервисе оценщик . Получилось, что рыночная стоимость оцениваемого автомобиля 338 400х(1 — 0,2)=270 720 руб.

Теперь вы знаете, как рассчитать амортизацию автомобиля и при торге можете оперировать полученными данными.

Расчет амортизации на 1 км пробега

Помимо потери в цене от износа, автомобиль требует затрат на обслуживание. Чтобы посчитать амортизацию на 1 км пробега, нам потребуются следующие данные:

  1. Эксплуатационный расход топлива на 100 км и цена 1л топлива.
  2. Показания пробега за год.
  3. Стоимость страховки за год.
  4. Стоимость техобслуживания за год.
  5. Амортизация (потеря стоимости) за год.
  6. Величина дорожного налога за год.

Цена топлива на 1км рассчитывается по формуле: расход/100*цена 1л. Разделите цены из пунктов 3,4,5,6 на количество км из пункта 2. Сложите получившиеся значения, у вас получится стоимость 1 км пробега вашего автомобиля.

Видео (кликните для воспроизведения).

Источник: http://avtohomenew.ru/kak-rasschitat-amortizatsiyu-avtomobilya.html

Как начислять амортизацию на автомобиль
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here