Меню
12+

«Знамя труда». Общественно-политическая газета Каратузского района

01.11.2019 08:43 Пятница
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 44 от 01.11.2019 г.

ШУМ ДВИГАТЕЛЯ для него словно песня

Автор: Анастасия Оберман
внештатный корреспондент

Сколько в Каратузском районе автомобилистов? Много! Но этот особенный. Каждому бросается в глаза его «легендарная» машина и сам ее владелец – личность, что называется, колоритная, обращающая на себя внимание.

Каждый год Иван Михайлович Селянин принимает участие в автопробеге «Спасибо деду за Победу». И не боится его блестящая «Победа» ни дальних расстояний, ни бездорожья. Всегда впереди колонны, он с гордостью везет на своем ретроавтомобиле Знамя Победы, очень серьезный и сосредоточенный, гордый своей миссией. И редко появляется на его лице улыбка, хотя за внешней суровостью прячется замечательный и добрый человек, в чем я и убедилась, побывав у него в гостях.

Входишь во двор к Ивану Михайловичу и сразу понимаешь, здесь живет мужчина, любящий и уважающий технику. Прикрытые пологом авто, полная ограда запчастей, словно хозяин вот только занимался починкой. Не найдешь среди этого разнообразия современную заграничного производства деталь, кругом агрегаты из советской стали. Селянин – поклонник отечественных автомобилей, и чем старше машина, тем лучше. С самого юных лет любил он что-то чинить, мастерить, хоть в его детстве автомобиль на сельских дорогах был большой редкостью. Оттого, возможно, этот диковинный агрегат и привлек внимание сельского мальчишки.

Родился Иван Михайлович 8 сентября 1939 года в селе Средний Кужебар (Арсапка). Мать одна на домашнем хозяйстве и огороде, отец трудился конюхом и кузнецом в колхозе, и круглые сутки находился на работе. Иван с малолетства помогал матери. Вот и самое раннее воспоминание из детства — как в огороде с сестрой кукурузу от ворот отбивали.

- «Первая техника, которая у меня появилась — велосипед!» — вспоминает Иван Михайлович. — «Дрова тогда продал, сам их на коне вывозил в Каратуз.

Он рано стал работать в колхозе. Жали зерновые. Приходилось и траву в болоте косить. Коллектив очень хорошо относился к работящему мальчику.

- Тяга к технике появилась чуть ли не с пеленок. Бывало у отца в кузнице займусь что-то чинить, так увлекусь, что даже не замечу, как придет вечер. Еще подростком был, доверили мне серьезную технику: удалось сесть на трактор ДТ-54. – говорит Иван Михайлович. — Я настолько обрадовался, что всю ночь работой занят был. На отдых времени не нашел. А позже и на комбайне хлеб молотил. Тогда бригадир спросил, как это я, не ученый, на комбайне управляюсь? Велел идти учиться на механизатора.

Перед армией Иван получил специальность водителя. Удалось поработать в Каратузской сельхозтехнике шофером. Мечтал уйти служить, но тогда было не так легко это сделать. Доезжали призывники только до Минусинска, их возвращали назад.

– «Отцы стары уже были, колхозы поднимать некому, вот и возвращали нас домой. Так и появились целых три записи об увольнении и приеме на работу в моей трудовой книжке.

Пришлось сбегать в армию и своим ходом добираться до военкомата в Минусинске. Отслужил три года в Уссурийске. И здесь водительские права помогли. Возил командира на «Победе».

Очень понравился Ивану Михайловичу этот советский легковой автомобиль. Тогда и решил, что непременно такой приобретёт себе.

После армии жизнь закипела. На «увольнительные» деньги построил дом на Польских выселках. Устроился на работу.

– «Первая машина, которая досталась мне на предприятия — ЗИС-5. Состояние хуже удовлетворительного, мягко говоря. Пришлось восстанавливать авто. Всю зиму я провозился с этой «трехтонкой», но довел до ума. В марте уже отправили в Ужур. В рейс.

Задаешься вопросом, как можно работать вдали от семьи, долгое время, без удобств и сна, а ведь случались и поломки. Но Иван Михайлович утверждает одно: «Призвание у меня было к этому, любил я дальние рейсы. Не мог без машины. Бывало, и по три дня не спал. Всякое в дороге приключалось: когда люди помогали с проблемой справиться, а когда приходилось свою смекалку включать.

А какая у водителей была взаимовыручка! – вспоминает мой собеседник. – Любой на трассе с удовольствием откликнется, если к нему обратятся, потому что знает — поможет он, помогут и ему. Так, работая на ЗиЛу, тащил как-то товарища. У него двигатель на Тараске заглох, я его подцепил к своему автомобилю, да так прокатил, что тот еще долго смеялся: никогда его машина так быстро не ездила».

Давно уже Иван Михайлович на пенсии, за плечами огромный водительский стаж – 60 лет. Но он, по-прежнему, за рулем, и шум двигателя – как песня для него. Только по звуку мотора определить может, если что-то не так в машине работает.

Также лихо как с авто Иван Михайлович управляется со своей гармонью. Пальцы ловко перебегают по клавишам. Сыграет любую мелодию, песню. А сам – немногословен, видно привычка шоферская на всю жизнь. Так что два верных друга у Ивана Михайловича в жизни – дорога и музыка. Он с ними по сей день не разлей вода.

Иван Михайлович не единожды был участником межрайонных соревнований среди работников автопредприятий в Минусинске. Награжден медалью «Трудовая Слава», нагрудными знаками «Отличник социалистического соревнования сельского хозяйства» и «За работу без аварий». Общим собранием рабочих и служащих Каратузского районного объединения «Сельхозтехника» ему было присвоено звание ударника коммунистического труда. В его копилке благодарности и почетные грамоты за высокие показатели в труде.

Работа водителя – это всегда ответственность. Но как бы опасна и трудна не была эта профессия, всегда найдутся люди, которые очень любят и гордятся ей, и остаются верны ей навсегда. Вот и Иван Михайлович Селянин всегда готов в дорогу, только пригласите.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

33