Меню
12+

«Знамя труда». Общественно-политическая газета Каратузского района

07.10.2019 14:36 Понедельник
Категории (2):
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 40 от 04.10.2019 г.

Школа равнозначна жизни

Автор: Елена Крюкова
корреспондент

Знакомьтесь: победительница краевого профессионального конкурса «Учитель года -2019» Татьяна Владимировна Шмарева – преподаватель английского языка каратузской школы. Не бывает легких путей к успеху. Она шла к этому несколько лет, не ставя себе цели стать лучшей. Ведь главное – самосовершенствование. А победа лишь укрепила ее в мысли, что выбрала верный путь.

– Я попала на конкурс случайно. Согласилась на участие в районном туре, полагая, что выше пройти не смогу: жесткие требования, условия, конкуренция с самыми сильными педагогами всего края. Победа на районном уровне, представление в Красноярске в числе 85 кандидатов со всего края.

Полуфинал, финал. Казалось, я во сне. По большому счету, этот конкурс – обмен опытом, где можно почерпнуть огромное количество новых методов, особенностей преподавания. Основным критерием для оценок были проведенные нами уроки. Глядя на работу конкурсантов, чувствовала себя новичком в педагогике. И когда пришел черед моего показательного занятия, решила, что не стану выдумывать ничего сверхъестественного, взяла свои планы и вышла к гимназистам. Через несколько минут осознала: все получается – дети слышали и понимали все, что я говорила. А я так увлеклась работой, что и забыла о комиссии, присутствующей на уроке. Не волновали оценки экспертов, мне важно было суметь выстроить взаимоотношения с учениками, и это получилось.

До дня оглашения результатов жила с чувством удовлетворения от проведенного занятия. А вот то, что стала победителем, оказалось полным сюрпризом. Даже не сразу поверила, что это именно мое имя произнесли.

Минута триумфа. И только потом, анализируя все, поняла, что последние несколько лет были не напрасны. Поиски способов и вариантов сделать свою работу современной, качественной, интересной помогли мне. Множество курсов, конференций, уроков, новые методики, учебники, тренинги – все это оказалось нужным. Сейчас у каждого из нас есть возможность бесконечно учиться, ведь все это я беру в интернете. Есть специальные профессиональные сообщества – неиссякаемый информационный источник: пользуйся, применяй. Главное – хотеть, и тогда – победа. Но это лишь малое подтверждение профессионализма. Главное другое – научиться учить.

Первые ступеньки

Татьяна Владимировна родилась в Каратузе. По этим самым светлым школьным коридорам бегала когда-то смешной девочкой с портфелем. И по-детски влюбленная в свою учительницу английского языка – Любовь Куприяновна Фомина была еще и классным руководителем. Добрые отношения крепли с годами.

– Иностранные языки в то время начинали учить в пятом классе. Буквы, звуки – азы. Но казалось, уже так много знаю. На летних каникулах я сделала свои первые шаги как учитель. Поймала младшую сестренку и всех ее подружек, усадила в комнате, приспособила дверцу от шкафа в качестве доски, раздобыла мел и начала первый урок. Девчонкам-дошкольницам понравилось. За лето мы выучили весь английский алфавит.

– Бесконечно благодарна Любови Куприяновне: она щедро поделилась со мной любовью к профессии и предмету. И уже в восьмом классе пришла уверенность: я – учитель иностранного языка.

И вот уже выпускница отделения английского языка минусинского педучилища вместе с дипломом получает направление на работу и уезжает в Дивногорск. Сразу же поступает в пединститут. Два года она жила и работала в красивейшем городке на берегу Енисея. Потом переехала в Красноярск. Еще два года преподавала в школе.

– Мне очень нравилось жить в городе. Огромные возможности, не сравнимая с сельской инфраструктура. Это все было мое! Сумасшедший темп жизни завораживал, не позволял останавливаться – всегда в движении.

Но так уж устроен этот мир: каждому свое предназначение. Иногда именно обстоятельства решают все за нас. Счастливое событие в жизни – рождение дочери – изменило все. Случилось так, что Татьяне Владимировне пришлось вернуться домой. И даже переезжая сюда, она была уверена, что это ненадолго. Но нет ничего более постоянного, чем временное. Приехав в Каратуз весной, осенью преподаватель иностранного языка Т.В. Шмарева уже встречала учеников каратузской школы.

– Изменилось все. Весь мой менталитет. Поняла, что сегодня и в селе множество возможностей. Но здесь другой смысл и ритм жизни. И этот мир стал мне близок. Здесь все мои родные люди, появился свой дом, настоящие друзья. И пришло понимание: я здесь навсегда.

Учителем быть...

Первое сентября. Торжественная линейка и звонок. И дети. В прошлом году это были великолепные, нарядные, самые лучшие выпускники. Мой 11 класс, с которым прожили вместе семь лет. А этой осенью – пятиклассники, замечательные ребята. И наш совместный путь только начинается.

Только теперь я уже чуть более опытна. Предыдущий класс был моим первым в классном руководстве. И ошибок хватило. Они – подростки-максималисты, и я такой же педагог, для которого нет полутонов – только черное или белое. Столкновение интересов и характеров. Нам было сложно. Каждый день с ними рядом давал мне повод задуматься. Задать себе вопрос: а права ли я? Вместе с ними я училась, быть лояльнее, терпимее. Понимать их и уметь поддержать и пожурить, чтобы не обидеть, не сломать ребенка. К окончанию школы мы, кажется, поняли друг друга. Это был очень яркий класс. Талантливые и независимые, умеющие генерировать идеи и воплощать их, работать на результат. Время пролетело, слезы в глазах на выпускном – каждый из этих ребят стал мне дорог. Сегодня, спеша по коридорам школы, часто оборачиваюсь: мне кажется, я слышу знакомый голос кого-то из ребят… вот мелькнул кто-то из них, догоняю и понимаю – не они, показалось. Наверное, я еще долго буду искать в других детях своих первых выпускников.

Помнить взрослых, а жить с новенькими. Этот класс мне знаком уже пару лет – преподавала у них английский в начальной школе. Так и получилось, что я для них не новый учитель – давний друг, мы много времени проводили вместе, выстраивали отношения и с детьми, и с родителями. Благодарю за это коллегу и подругу Светлану Некруцу, это ее класс стал моим. Смотрю на них и понимаю: не лучше, не хуже, они – другие. Я вообще считаю, что плохих детей нет. Ребята все разные, как и любой человек в этом мире, у каждого есть свои достоинства и недостатки. Не бывает идеальных. Нет любимчиков, я вообще уверена, что не может быть любви между учеником и учителем, только уважение. Я именно уважаю каждого своего ученика и требую такого же отношения к себе.

Учитель – это звучит не просто гордо. Это огромный труд, умение понимать, прощать, знать и учиться новому. Быть интересной, справедливой, заботливой и терпимой. Эта работа должна быть только по самой большой любви. Могу ли я назвать себя Учителем? Пожалуй, пока нет. Это слишком высокое слово, а я самокритична. Да, я стараюсь, но получается ли? Иногда дети дают тебе крылья, и возвращаешься из школы счастливым, а бывает и по-другому. Идешь к ним, а у них души – на замке. Понимаешь: не достучалась, не услышали, не получилось. И от тишины в ответ всегда так плохо на душе. И снова ищешь путь, который приведет к пониманию, к ответу. Не всегда получается, и тогда стоит вспомнить китайскую пословицу о том, что учитель только открывает дверь, а входить нужно самому.

Успешного диалога и учебы не будет, если кому-то одному это не нужно. Я не могу заставить учить, готовить уроки, знать и любить предмет. Я готова понять нежелание ребенка и не настаиваю на углубленном изучении. Есть требования и программа – ее нужно выполнять, и не более того. Приходится иногда менять планы на ходу. Даю задание приготовить раздаточный материал дома; уверенная в том, что выполнят, пишу план урока. Утром выясняю: увы, материала нет. План летит в тартарары, импровизируем по ходу занятия. Назавтра – следующая тема, а у них на партах картинки, что требовались накануне. И снова все вносим изменения. Я не могу отказать детям: они свою часть игры выполнили, хоть и с опозданием – далее мой ход, возвращаемся назад и повторяем тему, только теперь уже с иными условиями. И так всегда: нужно быть готовой к любой ситуации, на тебя смотрят ученики, и ты не имеешь права сдаться.

Потому всегда в поиске новых тем и методик. Сейчас я со школьниками не учу английский язык, мы с ними познаем мир на английском языке – это иной подход к привычной программе. Не зубрим слова и статичные выражения по теме, а стараемся на английском рассказать о погоде за окном, о том, какой мир, какие люди вокруг. И в этом все, что нужно. Совсем немного меняешь угол и точку зрения, и вот – ответ. Им интересно – и я рада. А на дом – тема по учебнику; бывает, что ребята спохватываются только по окончании урока: мы говорили 45 минут обо всем и по теме.

Чтобы стать интересной для учеников, нужно самой учиться. Сейчас у меня дома практически не включается телевизор: я слишком впечатлительный человек, и дурные новости на меня действуют очень плохо. По-настоящему плачу, когда вижу насилие, плачу при слове «война», боюсь за каждого несчастного и голодного человека. Потому я не смотрю новости – берегу, прежде всего, свои нервы и силы. Разве что в пятницу вечером позволяю себе посмотреть какую-нибудь легкую мелодраму или почитать роман о любви – это как способ уйти от бесконечных мыслей о школе.

Свободного времени у меня нет. Каждый день расписан по минутам. И в каждом есть пара часов на изучение профессиональных сайтов. Именно там я беру свои уроки. Основываясь на новейших методиках преподавания, выстраиваю занятия. На это мне не жалко времени и сил. Даже если мастер-класс идет в полночь, я пожертвую сном, посмотрю обязательно. Сейчас у меня учебный эксперимент – новейшая британская методика преподавания языка. Я внедряю ее в работу. Смотрю, как дети принимают это новшество. Анализирую результат. Пока все идет замечательно. Конечно, мечтаю ввести эту методику как основную. Учебники бы нам по этой программе, тетради... Эх, здорово бы было. Но пока распечатываю дома кучу бумаг – наглядные пособия для уроков, учебники и методички для себя. Специально принтер купила домой – облегчает жизнь, ведь нужно очень много. Потому как иначе – нельзя. Моя работа – мое хобби, а на удовольствии не экономят.

Арина

Доченька. Мой теплый лучик. Мы вместе пережили и преодолели многое. Она замечательная, абсолютно самостоятельная девочка. Понимаете, дети учителей – это практически всегда беспризорники, потому как очень сложно совмещать работу и семью. Пока Арина была в саду, я уходила из школы строго в пять часов, забирала дочь, и мы шли домой. А теперь, когда Ариша уже в школе, мы часто пропадаем здесь дотемна вместе.

Первое время она усаживалась на задней парте в моем кабинете и ждала, пока у меня закончатся уроки. Чуть позже стала забирать ключ и отправлялась домой сама. Иногда забегаюсь, забуду. Спохватываюсь: где дочь? Ищу по школе. Никогда не бывает одна: в учительской, в столовой, с техничками, с ребятами – Арина всегда с кем-то беседует. Она там, где ее готовы слушать. Очень общительный ребенок.

Девочка моя стала чуть взрослее. Появились собственные увлечения и занятия. Очень любит рисовать, красиво, необычно. Это всегда маленький кусочек бумаги, на котором до тонкости прописаны все детали. Только карандашом или ручкой, красками писать не любит. Лепит из пластилина. Мельчайшие детали, я даже в пальцах удержать не могу, а она все это гармонично собирает в единую композицию. Сейчас Арина занимается с педагогом в центре «Радуга».

Да, я очень много времени отвожу работе. Не знаю, как это – уйти из школы рано. Но когда я дома, я – мама. И пусть у нас не так много времени, но оно все проживается вместе. Готовим ужин, говорим. Учим уроки. Потом Арина идет отдыхать, а у меня снова уроки, только теперь уже свои. Если у нас мероприятие в классе – отправляемся вместе (конечно, на дискотеки к старшеклассникам я ее не брала). А вот сейчас – соревнования, походы, экскурсии – мы вместе. Знаю, что времени с ребенком нужно проводить больше и честно стараюсь максимально совмещать две половинки моей жизни – дочь и работу. Моя девочка меня понимает.

Мечты…

Я очень хочу все успеть. Успеть узнать как можно больше. Расти профессионально, передавать все, что знаю, детям. Всегда быть нужной.

Конечно, иногда бывают срывы. Я человек, мне, как и всем, свойственно разочаровываться в чем-то, уставать. И тогда приходят сомнения и слезы. Становится грустно, и задумываюсь о правильности выбора. Сменить работу, конечно, можно, вот только что я еще умею? Вернее сказать, что я еще смогу так полюбить, кроме вот этих детских глаз, кабинета, своего предмета. Уйти к дошколятам? Тогда зачем все эти курсы, тренинги, бесконечные поиски? Зачем мне знать столько всего, если это никому не передавать? Себя не обмануть. Школа для меня равнозначна жизни. Нигде больше я не буду собой. И мне нужно успеть стать Учителем.

Потом, чуть позже, я осуществлю свою заветную мечту. Аринка вырастет, закончит школу, и нужно будет ее отпустить во взрослую жизнь. И тогда, чтобы не грустить в одиночестве, я все силы направлю на самосовершенствование и открою свою маленькую школу английского языка. Буду заниматься с теми, кому это действительно будет нужно и интересно. Но это все потом. А сейчас времени нет. У нас соревнования. Бегом домой, сменить костюм на джинсы и свитер, собрать волосы в пучок, вытащить велосипеды и вместе с дочерью на стадион: там футбол, школьная лига. Играет команда моего класса. Я должна быть с ними.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

256