Меню
12+

«Знамя труда». Общественно-политическая газета Каратузского района

21.10.2019 09:11 Понедельник
Категории (2):
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 42 от 18.10.2019 г.

Жизнь после 1 сентября: как облегчить адаптацию

Автор: Амалия АЛЕКСАНДРОВА
корреспондент

А.В. Шуварикова рассказывает о расслабляющем эффекте занятий в «песочнице» для нервной системы детей

– Он приходит из школы, бросает рюкзак на пол со словами: «Не хочу в школу, больше туда не пойду». На вопрос «почему?» отвечает: «Мне там не дают играть».

Т.А. Рыбникова демонстрирует игры для развития мелкой моторики

тАКОЕ, к сожалению, нередко приходится слышать мамам первоклассников, прошедших адаптационный период. Интернет пестрит фотографиями и видеоматериалами, выложенными родителями в «прикольных» разделах, где их дети слезно причитают о своей тяжелой школьной доле: «Тут читать, там читать, в школе сто страниц прочитал – вундеркинда из меня сделать хотите?»

Трепетный праздник первого сентября остался позади, наступили будни. И не у всех детей они проходят так же радостно, как в начале учебного года. Проблемы появляются через два­три месяца после начала занятий. Почему ребенок не желает ходить в школу, как помочь ему освоиться в школьной среде, что для этого должны делать родители и какова роль образовательных учреждений? За разъяснениями и рекомендациями корреспондент обратилась к специалистам каратузской средней общеобразовательной школы, видящим ситуацию, так сказать, изнутри.

Сначала мы побеседовали с заместителем директора по учебно­воспитательной работе Екатериной Яновной Круглик:

– Универсального ответа на эти вопросы нет – каждый ребенок индивидуален. Некоторые дети уже в шесть лет полностью готовы к школе, а с другими в это время возникает много хлопот. Но одно можно сказать точно: готовить малыша к школе обязательно нужно, это станет для него отличным подспорьем, значительно облегчит адаптационный период. Как считал детский психолог Л.А. Венгер, «…быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться».

– А готов ли сам ребенок к такому серьезному шагу в своей жизни?

– К моменту поступления в школу у ребенка еще недостаточно развиты процессы возбуждения и торможения. Он уже способен подчиняться требованиям, сдерживать себя, но быстро утомляется. Важным показателем готовности к обучению является объем знаний, которыми овладел ребенок до школы, наличие у него определенного кругозора, на который опирается учитель в школьном обучении. Он должен иметь представления о пространстве и времени, о числе, счете, о нашей Родине, труде людей, о важнейших технических достижениях и т.д. Наконец, дети должны уметь себя обслуживать, выполнять несложные физкультурные упражнения, владеть ножницами, иглой, кистью, и т.д. Все эти знания обеспечивает программа детского сада. И ребенок, который воспитывается дома, тоже должен овладеть перечисленными навыками и умениями.

– Как подготовить его к школе, чем могут помочь родители?

– Они могут самостоятельно заниматься с детьми. Домашние задания очень полезны и необходимы будущему первокласснику, положительно влияют на его развитие и помогают в сближении семьи. Но такие занятия не должны быть принудительными, ребенка необходимо, в первую очередь, заинтересовать, а для этого лучше всего подбирать увлекательные задания в удобное для него, а не для родителя время. Не нужно отрывать от другого дела, а завлечь его, чтобы он сам принял решение позаниматься, но не более 15 минут, так как одно и то же дело неусидчивому ребенку выполнить довольно трудно. После этого следует сделать перерыв. Очень важна смена деятельности. Например, если сначала выполняли логические задания, то после перерыва можно заняться рисованием, потом – поиграть в подвижные игры и так далее. Родители должны знать, что все задания должны преподноситься малышу в игровой форме. Не обязательно проводить эти занятия дома. Гуляете на улице – говорите о временах года, считайте проезжающие машины. Старайтесь обращать внимание ребенка на происходящее вокруг него. Но самое главное – будущий ученик должен уметь слушать и слышать. Если слышит, значит, может спорить, доказывать свою точку зрения, отстаивать ее, спрашивать о чем­либо, следовательно, он усвоил, обработал и принял информацию, которую до него донесли. Родители должны поддерживать желание учиться, интерес к школе. Ни в коем случае нельзя пугать детей школой, учителем. Обычно так бывает, если ребенок непослушен, не хочет заниматься. Прибегая к такой угрозе, родители даже не подозревают, как усложняют его будущую школьную жизнь.

Многие детсадовцы, за редким исключением, хотят пойти школу. Кому­то хочется обновок – школьной формы, в которой они будут похожи на взрослых, кто­то хочет иметь красивый пенал или рюкзак, много и тех, кто желает научиться чему­то новому. Однако нередко сформированное положительное отношение к школьному процессу пропадает уже в первые месяцы после начала занятий и родители все чаще слышат от первоклашки: «Когда закончится школа?» Почему же так происходит, мы спросили у психолога каратузской средней общеобразовательной школы Алены Владимировны Шувариковой:

– Первые месяцы в школе являются огромным стрессом для любого ребенка: новые лица, незнакомая обстановка, определенные правила, которые нужно соблюдать. Труднее всего дошкольникам, которым описывали учебу как нечто исключительно развлекательное и веселое. Поэтому очень важно подготовить малыша к началу нового этапа в его жизни. На рубеже школьного возраста многие дети переживают так называемый «кризис семи лет». Бывают периоды, когда они не желают принимать помощь взрослых, хотя и сами не способны справиться с задачей. Это происходит из­за желания ощущать себя взрослее и самостоятельнее, поэтому к этому возрасту начало посещения школы будет как нельзя кстати – ребенку легче принять ответственность за свои поступки, осознать необходимость тренировки письма и чтения, изучения чего­то нового. Поэтому за несколько месяцев до первого звонка нужно сформировать у своего чада мотивацию к обучению. Конечно, нужно рассказать ему и о том, что он сможет познакомиться с новыми одногодками, об интересных уроках, на которых они всем классом будут петь, танцевать, бегать, прыгать. В общем, помимо обучения заниматься и своими давно любимыми занятиями.

– Алена Владимировна, после уроков ученики первого класса помимо школы посещают дополнительные занятия. Не обострит ли это и так непростой для них период?

– Если есть возможность, не нужно отдавать ребенка одновременно в первый класс и какую­то секцию или кружок. Само начало школьной жизни считается тяжелым стрессом для 6­7­летних детей. Если малыш не будет иметь возможности гулять, отдыхать, делать уроки без спешки, у него могут возникнуть проблемы со здоровьем. Поэтому на занятия музыкой и спортом можно начать водить за год до начала учебы или со второго класса. В любом случае, каждая ситуация рассматривается индивидуально. В этот непростой «год школы» ребенку необходима поддержка родителей. Важно, чтобы он чувствовал эмоциональный комфорт и дома, и в обществе. Пусть у ребенка будет детство, не теряйте его с началом учебного года.

О готовности к первому классу говорит еще и речь ребенка, ведь имеющиеся некоторые дефекты усложнят и без того сложный период. Он не сможет научиться читать так быстро, как положено. Исправлять нужно будет еще и их. Необходимо отметить, что не во всех детских садах нашего района есть логопеды, способные помочь развитию речи ребенка до школы. Чтобы понять, что делать в данной ситуации, корреспондент обратилась к логопеду­дефектологу Татьяне Алексеевне Рыбниковой.

– Период от 6 до 7 лет является периодом бурного развития ребенка. Интенсивно развивается опорно­двигательный аппарат, – говорит Татьяна Алексеевна. – Малыш быстро растет и овладевает такими сложными крупными движениями, как бег, прыжки, ходьба на лыжах и т.д., а вот мелкие тонко­координированные движения пальцев рук развиты еще недостаточно. Развитие мелкой моторики – основа для овладения графическим образом букв и цифр, формирования красивого почерка и самого процесса письма в целом. Для развития этой функции можно использовать игры с мелкими предметами, завязывание­развязывание шнурков, рисование, штриховку в контуре, вырезание из бумаги и лепку. Все это способствует формированию мелких точных движений руки ребенка. Кроме того, нейропсихологи говорят о прямой связи между развитием речи и рук – «речь на кончиках пальцев». Речь – показатель интеллекта и один из важнейших факторов готовности детей к школе. Здесь важно все: произношение, умение различать звуки речи, составлять предложения и грамматически их оформлять, умение понять и пересказать прочитанное, самостоятельно составлять рассказ по картинке или серии картин. Психическое здоровье дошкольника зависит от многих факторов, но, в первую очередь, это психологический микроклимат в семье, единообразие требований к малышу со стороны всех членов семьи, уважение его как личности. Очень важным является умение детей общаться со сверстниками, устанавливать равные партнерские отношения. Оценка его ровесниками и взрослыми – это критерий для собственной самооценки «какой я». Неодобрение взрослых ведет к неуверенности и апатии у школьника. У тех из них, кто испытал неудачу, пропадет интерес к новому. А без интереса как учиться? Необходимо хвалить его за достижения, пусть и незначительные. Ребенок, приходящий в школу, уже может сознательно управлять своим поведением. Он знает разницу между «хочу» и «могу», «хочу» и «надо». Хотя отказаться от «хочу» ради «надо» ему еще трудно. И здесь нужна поддержка и помощь родителей.

Сейчас родители первоклашек, да и старшеклассников стали больше обращаться за помощью к специалистам, чаще ходить на школьные (и не только) мероприятия и консультации. Это радует. Однако есть и те родители, которым нужно ходить на указанные мероприятия, но они этого не делают, считая, что нет проблем и во всем виноваты сначала садик, потом школа. А что дальше? Военкомат – не туда отправили кровиночку, ректор в ВУЗе – недооценил и отчислил, женился – не на такой, развелся – опять же кто­то виноват… Продолжать эту цепочку можно до бесконечности, а всего лишь нужно было уделять внимание своему малышу, гулять с ним, разговаривать, делиться впечатлениями о происходящем вокруг. Быть ему другом. И еще: научить ребенка завязывать шнурки.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

76