Меню
12+

«Знамя труда». Общественно-политическая газета Каратузского района

13.07.2018 09:20 Пятница
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 28 от 13.07.2018 г.

Высокое напряжение

Автор: Амалия Александрова
корреспондент

В 1943 году было образовано управление энергетического хозяйства Красноярскэнерго. Поэтому 2018 год – юбилейный для энергетического комплекса Красноярского края. До середины нулевых практически вся энергосистема региона умещалась в одном бренде – «Красноярскэнерго».

В ходе масштабной реформы энергетики компания была разделена по видам деятельности: генерация, то есть производство электроэнергии; сети – передача электроэнергии; сбыт электроэнергии – непосредственное взаимодействие с потребителями. Сегодня краевая энергосистема – это целый ряд самостоятельных предприятий и компаний, но все они связаны в одну технологическую цепочку. Крупнейшим из них является энергетический филиал ПАО «МРСК Сибири» – «Красноярскэнерго». На плечах сотрудников лежит огромная ответственность за энергетическую безопасность региона, за развитие его экономического потенциала, за свет и тепло в домах земляков.

Мы встретились с одним из сотрудников филиала – Натальей Викторовной Шварц, которая с 1984 года работает диспетчером каратузских РЭС (районных электрических сетей) производственного отделения Минусинские электрические сети.

НАЧАЛО ПУТИ

ОНА пришла в эту профессию по стопам родителей: мама – К.И. Веретенко – тоже была диспетчером, а папа – В.Н. Говорин – руководителем каратузских РЭС. С самого детства Наталью интересовали обсуждения родителями сложностей, аварийных ситуаций, что предприняли, чтобы устранить неисправность, и дать главное людям – свет. Она находила эти темы увлекательными. Вот так и сложилось представление, из чего состоит работа в энергетической отрасли. Электричество для нее всегда оставалось на первом месте, несмотря на то, что девчонок из ближнего окружения больше занимало то, что принято считать женскими специальностями. Когда пришло время после школы получать образование, Наталью от предприятия ПО МЭС (минусинские электрические сети) направили на обучение в минусинский техникум механизации сельского хозяйства, на отделение электрификации.

– Очень нравилось учиться, – рассказывает Наталья Викторовна, – ведь мне уже были знакомы названия всех деталей и устройств, трансформаторных подстанций, рубильников и передающих линий, что такое фидер или перекос по фазе, в общем, все термины в энергетической отрасли. После получения диплома стала работать в каратузских РЭС ПО «МЭС». В то время действовала старая подстанция, которая не отвечала последним требованиям, поэтому построили новую на въезде в Каратуз. Там уже установили современное оборудование. Нравится моя работа, общаться с людьми, потребителями, сама специ­фика профессии, радует, когда удается быстро устранить неисправность. Особенно приятно, когда звонят люди и благодарят, ведь электричество необходимо нам ежеминутно. Очень расстраиваюсь, если не получается оперативно восстановить подачу.

СПЕЦИФИКА

ПРОФЕССИИ

У ДИСПЕТЧЕРА самая «горячая точка». Он регистрирует все сигналы: если где­­то случается обрыв линии или пожар, обращаются в диспетчерскую службу, в непогоду звонки поступают постоянно и со всего района. Бывают случаи, когда граждане сообщают о том, что провод под напряжением лежит на земле.

– По миганию сигнала на мнемосхеме могу только увидеть, отключилась линия или нет, сделать вывод, какая ситуация: аварийная или преду­предительная, и отсюда включить некоторые линии (на фото), – поясняет Наталья Викторовна.

Она с пониманием относится, когда телефон разрывается от звонков граждан, у которых отключилось электричество. В такой ситуации всегда вежливо объясняет, почему так произошло, что приняты срочные меры, и когда неполадки устранят.

– Понимаю, им нужен свет, они требуют то, что им положено. Экстренно собирается бригада, бывает, приходится срывать людей с других объектов и отправлять на аварийный участок, чтобы устранить неисправность, – говорит диспетчер.

Необходимо отметить, что кроме каратузской, у нее еще в подчинении персонал ширыштыкской, моторской, уджейской подстанций. От них отходят линии (10 киловольт) на Ключи, Пятилетку, Шалагино, до самого Червизюля. В общем, электрические линии охватывают весь район до самых отдаленных участков, и все изменения, повреждения фиксирует диспетчер каратузских РЭС.

Многие граждане уверены в том, что диспетчер занимается только разговорами по телефону, перекладыванием бумажек с места на место, но это заблуждение. В процессе общения с Натальей Викторовной, я видела ее за работой. Она собрана, ответственна, профессионально подходит к своим обязанностям. Четко поставленным голосом руководит процессом отключения линии с коллегами, спокойным размеренным тоном разговаривает с гражданином, позвонившим по поводу отсутствия у него света, а после интервью общалась уже просто. Она умеет переходить от работы к жизни, и это качество ее, несомненно, украшает, как и улыбка, и заразительный смех. Оказывается, шутить и смеяться энергетики тоже умеют. Но только в нерабочее время.

КОНТРОЛЬ

ЗА СОБОЙ

И ДРУГИМИ

– РАБОТА в такой сфере завязана на контроле: если неправильно заземлить – население, сотрудники, осуществляющие ремонт линии, скот могут попасть под напряжение. Каждая бригада выходит на связь, я даю разрешение на подготовку к работе, несколько раз все проверяю, затем только говорю бригаде «Отключить, заземлить», они пошагово отвечают, что делают, четко по инструкции, – продолжает Наталья Викторовна.

При ремонте поврежденной линии она не видит сам процесс – находится в диспетчерской, и, несмотря на большой опыт и стойкий волевой характер, каждый раз переживает, чтобы все прошло без происшествий. Ведь при работе с электричеством были несчастные случаи, человеческий фактор никогда не стоит исключать. Долго тянутся минуты, иногда складываясь в часы, и наконец, по связи: «Готово. Подключай». Теперь можно выдохнуть, и, еще раз все перепроверив, подключать.

НА ХРУПКИХ

ЖЕНСКИХ

ПЛЕЧАХ

ЭТОТ момент заставляет задуматься, в каком колоссальном напряжении она находится, сколько ответственности на женских плечах. Всего на предприятии работает пятеро диспетчеров, и Наталья Викторовна – среди них единственная женщина.

В мужском коллективе к ней относятся как к равной. Из Минусинска бригады приезжают, и из других районов, недопонимания не возникает. Профессионалы никогда не позволят себе пренебрежительного отношения к женщине­­коллеге. Наоборот, относятся с большим уважением и всегда прислушиваются к мнению Натальи Викторовны, она в свою очередь отвечает им тем же.

– Отношения в коллективе за годы совместной работы установились хорошие. У нас такой принцип – контроль за собой и за другими, – говорит она.

ТРУДНОСТИ –

РАБОТЕ НЕ ПОМЕХА

СОТРУДНИКИ РЭС каждый год сдают внеочередные экзамены, проходят переподготовку по повышению квалификации. Причем учатся все работники, и диспетчеры в том числе.

– Нас держат в тонусе, чтоб не отставали от прогресса, – говорит собеседница. – Появилось новое оборудование – проходим обучение. Постоянно проводятся противопожарные тренировки, чтобы мы в экстренных ситуациях не терялись, а знали, что делать.

Случаются и внештатные ситуации вследствие разгула стихии: грозы, молнии, ураганы, пожары. В таких случаях работают и сотрудничают с ЕДДС (единой дежурно­диспетчерской службой). Последствия таких ситуаций устраняют сами, но если есть необходимость, приезжают бригады из Курагинского, Ермаковского районов. Рабочие бригады каратузских РЭС в свою очередь тоже выезжают в другие районы для устранения неисправностей. Проводят и плановые мероприятия: окашивают, заменяют линии электропередачи, окапывают противопожарные опоры, так как палы пускают весной и осенью, постоянно идет реконструкция линий. В Каратузском районе рельеф неравномерный, самый трудный участок в Таятах, там тайга, деревья по 25­­30 метров (выше линии проводов). Неудобства доставляют и птицы: сороки, вороны. Иногда бывают проблемы и с домовладельцами, хозяева дома посадят деревце в палисаднике, оно потом вырастет до проводов и выше (максимальная высота линии в 10кВ – 8,5 метра), тем самым нарушая правила безопасной эксплуатации электролиний. Но, как правило, сотрудники РЭС всегда договариваются с владельцами домов и либо обрезают до приемлемой высоты крону дерева, либо убирают его совсем.

Работники в данной отрасли всегда помнят, что электричество не прощает ошибок. Их профессия связана с каждодневным риском для жизни, нужно многое учесть, чтобы люди на рабочем месте и население не попали под напряжение. Это главное, ведь у всех есть родные, которые ждут их дома.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

27