Меню
12+

«Знамя труда». Общественно-политическая газета Каратузского района

11.08.2017 11:02 Пятница
Категории (2):
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 32 от 11.08.2017 г.

Почувствовать вкус игры

Автор: Ольга Митина
главный редактор

А.В. Винтер с главой сельсовета открывают хоккейную коробку в Черемушке

Среди спортсменов и любителей физкультуры Каратузского района  не найдешь человека, который не знал  бы Андрея Эвальдовича  Винтера.  Хотя, можно предположить, что он не знаком лыжникам или шахматистам, так как увлекается игровыми видами спорта, и то – вряд ли. За тридцать, без малого, лет, что посвятил он физическому воспитанию детей и молодежи, сложилась устойчивая ассоциация между его именем и победами, успехами в спортивных дисциплинах. В преддверии Дня физкультурника, решив  поговорить с Андреем Эвальдовичем о спорте, который стал для него и профессией и хобби, начинаю разговор с другого увлечения нашего героя. К слову, автор этих строк знакома с ним буквально со школьной скамьи – за одной партой сидели, а позже выступали за одну волейбольную команду «Юность».  Несмотря на дружеские отношения, формат интервью не допускает фамильярности, поэтому обращаюсь к педагогу как положено.

– Три десятка лет назад имя  Андрея Винтера было на слуху у молодежи Каратуза в связи с другим увлечением – инструментальной музыкой. Вы руководили вокально-­инструментальным ансамблем при доме культуры, много лет  были  его бессменным «ударником». Насколько помню, ансамбль исполнял песни  Владимира Высоцкого, Константина Никольского, рок­групп «Машина времени», «Круиз».  Передовая по тем временам музыка, и исполнение было на уровне. А вот о ваших серьезных занятиях спортом в школьные годы слышать не приходилось?

– Верно. До армии играл на ударных, вернулся и некоторое время работал в клубе руководителем ВИА. Кстати, и в армии тоже руководил ансамблем. Служил в Улан –Уде, в войсках связи. Замполит так­то прознал, что имею к музыке отношение (а может, где­то я проболтался), вызвал в штаб, спрашивает: «Что умеете?». Так с  его подачи определили меня в вокально­-инструментальный коллектив. Парни хорошие подобрались. Я  среди них чувствовал себя, так сказать, недоучкой. Бас­гитарист Володя Чухонцев с Тулы, окончил музыкальную школу по этому классу, Гагик Геворгян, играющий на синтезаторе, –  консерваторию по клавишным инструментам. Ему достаточно было услышать песню, он тут же мог ее сыграть. Вадим Лебедев закончил Ленинградскую (тогда еще) джазовую школу. Играли мощно. На выпускных  балах в школах Улан­-Уде выступали несколько раз, в музыкальном конкурсе по Забайкальскому военному округу второе место заняли, городское телевидение нас снимало. Звезда (смеется).

В армии, кстати, в волейбол тоже играл, за офицеров выступал.

Спорт начался со школы, и было его, пожалуй, столько же, сколько у всех. Хотя я заканчивал курс основной школы (проучился восемь  лет), наш класс уже тогда участвовал во всех спортивных мероприятиях. По волейболу, пионерболу, футболу, баскетболу. А вот хоккей школы не культивировали. Мы, пацаны, сами старались его освоить.  Сговоримся с одноклассниками собраться в воскресенье, поиграть. Соберутся двое. У остальных – то коньков нет, то мама не пустила.

– Но другими игровыми видами вы «заболели» в школе? 

– Не хочу умалять заслуг учителей физкультуры, которые были в то время у нас, но в волейболе и баскетболе они нам ровным счетом ничего не дали. Считаю, что интерес к игре мне привила улица.  Я равнялся на старших друзей: братьев Сайгутиных, Юру Сваткова, Виктора  Шартона, Сергея Тимошенко. Около них и другие подростки крутились, кто ближе к центру жил. Возле дома Тимошенко мы баскетбольный щит символический повесили, сами сбили из досок, кольцо закрепили. В пятерочку играли на отжимание. А футбол на стадионе гоняли. На две команды делимся и вперед, штурмовать ворота. Инициаторами поиграть в хоккей были Владимир Сайгутин с Виктором Шартоном. Лом на плечо и пошли по речке. Она же у нас мелководная, перемерзает. Увидели ледовый бугор, дырку в нем пробиваем, воду оттуда выдавливает. На следующее утро у нас готовая залитая площадка. Валенки под мышку, коньки завязали и поехали соперника искать. От пилорамы до свинарника  по руслу доезжали.  Не найдем – поделимся на две группы и режемся.

А волейболом они не были увлечены. Я с соседскими девчонками перекидывал мяч «в котел». Будучи уже студентом ПУ­82, попал на дружескую встречу по волейболу со второй школой. Юра Дурновцев уговорил на секцию остаться: вечером  в спортзал приходили играть взрослые. Это были мои первые шаги на волейбольной площадке.

Встали на игру. Мужики разжевывают азбучные истины: тут так делай, здесь вот так принимай. Бить по мячу, ясно, не пришлось. Ощущения от игры остались неясные, но вроде как положительные. После секции Юрка у ее руководителя, Николая Дурновцева, мяч выпросил. Ему Николай вынес мяч над сеткой для удара, он его в аут направил – в  стену. Дурновцев говорит: «Винтер, давай ты». С первого выноса я попал в площадку, второй раз – тоже. Когда попал, похвалили за скорость и неплохую координацию, глаза как у окуня стали – это мое. С тех пор начал заниматься волейболом. Как спортсмен сформировался в профессиональном училище, обучаясь там.

– Наше училище сельскохозяйственное, когда пришла мысль свернуть на педагогическую стезю?

–  Не сразу. После школы поступил в Минусинский техникум механизации сельского хозяйства. Причем трех своих одноклассников подговорил поступать в Боготол, на железнодорожников,  а сам не поехал. С друзьями приехал в Минусинск, поступили с ходу, так сказать. Был недобор, всех цепляли. Но учиться там мне чем­то не понравилось. Мы же еще четырнадцатилетние были, домой тянуло. Вернулся в Каратуз, пошел в училище. Надо отдать должное Анатолию Григорьевичу Писареву, педагогу по физподготовке, он сделал из нас спортсменов. Группа подобралась крепкая. Наша команда в Хакассии четвертое место по баскетболу  взяла в 1983­1984 году. А по волейболу мы второе место заняли по южной зоне Красноярского края и Хакассии. Мне тогда грамоту дали «Лучший нападающий». Первый раз.

Где-­то в это время стал осознавать, что пойду по направлению – физвоспитание. Поступить после училища сразу не получилось. Хвостик был по агрономии, не ходил, не сдавал – одни соревнования на уме. Когда все­-таки сдал и получил аттестат, подавать документы было уже поздно. Пошел в армию. В 1987 демобилизовался.

Тогда и подал документы в Красноярский техникум физической культуры, на специализацию – волейбол, отделение спортигры. На вступительных экзаменах, помимо истории и сочинения,  были физдисциплины. До сих пор помню, как сдавал кросс 3 000 метров: носились вокруг чаши по пересеченной тогда еще местности на острове отдыха в Красноярске.  И я все спрашивал у бегущего впереди тренера, когда же эти метры закончатся. Монотонный бег, честно, меня не вдохновляет. Вот атаковать, перебежать, перехватить, пнуть мяч, опекать кого­то – это другое дело. На плавании тоже не блеснул. Сдавали на открытой воде в Зеленой Роще, пока до меня очередь дошла, всю муть со дна подняли. Плыть по ней тяжело. А на сдаче специализации выполнил  два подхода по нападающему удару и оба попадания на первую линию.  Ко мне  сразу подошли, стали спрашивать: кто, откуда… Считайте, что вы уже зачислены, говорят.

Но очного образования не получилось. Сначала попал в аварию на мотоцикле, затем любовь вмешалась – перевелся на заочное отделение по семейным обстоятельствам. Еще во время учебы поступило предложение пойти работать в профучилище. С 1991 года – в педагогике.

– Вы двадцать лет руководили физвоспитанием в ПУ­82, затем работали инструктором по той же дисциплине в каратузской школе, теперь вы учитель физкультуры и руководитель секций в черемушкинской. Все это время – играющий тренер. С позиций педагога и спортсмена как оцениваете уровень развития игровых видов молодежного спорта в районе?

– В целом уровень неплохой. Хоккей начал подниматься. Парни играют второй­третий год, команда достаточно сильная. Но окончат школу, уедут. Нужно готовить смену. Вот скоро на стадионе хоккейную коробку установят – тоже плюс. Главное, чтобы назначили того, кто за порядок отвечать будет, за чистку.

 В мини­-футбол играем на уровне. Жаль, что большой футбол упустили. Хотя в этом году в Черемушке мы проводили турнир по большому футболу  памяти Героя Советского Союза  Г.В. Комарова. Нашел спонсора, который дал железо. Сварил ворота, забетонировали на месте. Поиграли с настроением. Но одного турнира мало, нужно организовывать еще.

Для развития волейбола в районе не хватает спортивного зала. Слабая база для занятий спортом у нашего училища, теперь каратузского филиала минусинского колледжа.

– Она слабая была с самого начала. Однако вам и вашим воспитанникам это не мешало занимать призовые места, участвовали во всех турнирах, какие были в районе, успешно выступать за пределами. Сейчас такой активности нет. Насколько я знаю, вы со своими ребятами оборудовали в ПУ­82 футбольную площадку, установили ворота и для большого и для мини­футбола. Сейчас на территории и хоккейная коробка есть. Нет зала для занятий волейболом, но, прежде арендовали, и, дай бог, в районе скоро должен быть построен спортзал. Вот только это не гарантирует развитие волейбола. В районе есть школы с приличными спортзалами, где уровень игровых видов спорта плачевный. Дело не в площадке, видимо.

– Но современный спорткомплекс нужен, как воздух. Мы привыкли в малых залах играть, зажатые в стенах, а на выезде выступаем на больших площадках. Пока команда на поле сориентируется, уже шансы упущены. И волейбол не стоит на месте. Сейчас, подача, как правило, силовая, мощная. У нас ее подавать негде – мы ее не подаем, соответственно навыков нет ни подачи, ни приема. Не так давно играли на выездных соревнованиях,  противник только силовой подачей подряд нам десять мячей забил, и ответить нечем. И это только один пример.

Турниров  в течение года сейчас стало мало, на зональные соревнования редко выезжаем.

Глава  района установку давал: проводить по 2­3 районных мероприятия в год в каждом спортзале. Мы в прошлом году провели четыре. Но, увы, кое­где спортзалы ни одного состязания в год не собирают. Вот где ситуацию нужно исправлять.

– В селах зачастую ссылаются на малочисленность классов?! Как обстоят дела в Черемушке?

– 134 ученика в школе. Уже три возрастные команды там я готовлю. В нынешнем одиннадцатом классе  будут учиться пять парнишек и одна девушка, все играют. В девятом из 18 человек – половина мальчики, так же все играют в волейбол. В конце 2016 года они  на районных и завоевали право и приняли участие в зональных состязаниях. В восьмом классе 3­4 человека играют уже на приличном уровне. Поставлен нападающий удар. Среди младших  школьников есть команда по футболу. В соревнованиях по большому футболу она уже заняла третье место.

– Вы в составе команды колхоза имени Димитрова дважды выигрывали зональные турниры.  Команда, без сомнения, осталась в спортивной летописи района. А у вас есть особо запомнившиеся воспитанники?

– Команд немало было сильных, ярких, но запоминается «последнее слово». В последний год  моей работы в каратузской школе хорошо, можно сказать красиво играла команда, в которую входил Костя Рыбников, Антон Абросимов, Паша Чибиряк, Рунц, Беляев. Они уже в девятом классе всех удивили, противостояли матерой моторской команде.  Тогда еще  и атакующего удара хорошего не было, но защитные функции – на отлично. Тянули и тянули мячи моторчан, доведя их до изнеможения. В том году они заняли второе место, а на следующий никому не уступили, ни одному противнику больше 10 очков себе забить не дали. Играли в расстановке: комбинационная волна, крест, первый темп, пайп. Теперь вот и черемушкинские парни отборочные в районе выиграли. Два года  с ними занимаюсь, будем стараться играть не хуже.

– Как вы считаете, любого ребенка можно научить игровым видам спорта?

– Научить можно каждого. Кому­то дается сразу и легко, а кто­то должен монотонно и постепенно нарабатывать навыки и исправлять свои ошибки. Когда учитель методом наглядности работает, это хорошо для детей: сначала расскажет и потом  покажет, как данное техническое действие должно выполняться. И уже в процессе выполнения  учеником искореняет ошибки – тогда будет какой­то результат. Ну, а дальше – тактика. Тренер должен разглядеть, к чему расположен игрок: нападающего  он плана, связующего, защитного и т. д. От тренера зависит и выбор тактики в целом для команды. Когда педагог  сам играет, принимает участие в турнирах, это стимулирует, подстегивает детей,  их легче заинтересовать. На моей практике было немало случаев, когда команда не хотела брать игрока, не видя его амплуа, но я настоял и не ошибся.

Результаты важны для обеих сторон педагогического процесса, но, главное, все же, не в этом. Без спорта – будущее слабенькое. Подростки не научатся добиваться, сопротивляться,  работать в коллективе, проигрывать. Кто никогда не падал, тот никогда не поднимется.

Смотрю на бывших воспитанников и вижу, скольким спорт помог определиться в жизни, устроиться. Когда приходят ребята и говорят: «Ваш волейбол мне очень помог», приятно. Личность состоялась благодаря спорту, ну, и где­-то мне, тоже.

 

 

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

38